Многословие

На модерации Отложенный

В Писании читаем:

19 При многословии не миновать греха, а сдерживающий уста свои - разумен. (Прит.10:19),

7 А молясь, не говорите лишнего, как язычники, ибо они думают, что в многословии своем будут услышаны; (Матф.6:7).

Итак, что же является и что не является многословием? Давайте порассуждаем.

Мне приходилось встречать суждения, что братья-проповедники, проповедующие в церкви более, скажем, 15 минут, грешат перед Богом, потому что многословны.

Но разве апостол Павел, проповедуя несколько часов подряд, ночью, был грешником? Читаем об этом в Писании:

7 В первый же день недели, когда ученики собрались для преломления хлеба, Павел, намереваясь отправиться в следующий день, беседовал с ними и продолжил слово до полуночи.
8 В горнице, где мы собрались, было довольно светильников.
9 Во время продолжительной беседы Павловой один юноша, именем Евтих, сидевший на окне, погрузился в глубокий сон и, пошатнувшись, сонный упал вниз с третьего жилья, и поднят мертвым.
10 Павел, сойдя, пал на него и, обняв его, сказал: не тревожьтесь, ибо душа его в нем.
11 Взойдя же и преломив хлеб и вкусив, беседовал довольно, даже до рассвета, и потом вышел. (Деян.20:7-11).

Как видим, апостол Павел проповедовал в церкви весь вечер и ночь до рассвета, но не был виновен в многословии. Апостол говорил слушателям слова жизни, каждое из которых было для них дороже золота:

11 Золотые яблоки в серебряных прозрачных сосудах - слово, сказанное прилично.
12 Золотая серьга и украшение из чистого золота - мудрый обличитель для внимательного уха. (Прит.25:11,12),

21 Сын мой! не упускай их из глаз твоих; храни здравомыслие и рассудительность,
22 и они будут жизнью для души твоей и украшением для шеи твоей. (Прит.3:21,22),

45 Еще подобно Царство Небесное купцу, ищущему хороших жемчужин,
46 который, найдя одну драгоценную жемчужину, пошел и продал все, что имел, и купил ее. (Матф.13:45,46).

И они оставили все свои дела и заботы и слушали его…

Итак, проповедников, проповедующих дольше, чем кому-то хочется, нельзя прямо обвинять в многословии. Главное, чтобы было, что говорить, слово было верное, неложное, от Духа Божьего.

Если же проповедник думает, что его проповедь будет тем весомее, чем она будет дольше, если хочет покрасоваться перед людьми своими познаниями, цитатами, это не угодно Господу. Бог гордым противится:

6 Но тем большую дает благодать; посему и сказано: Бог гордым противится, а смиренным дает благодать. (Иак.4:6).

Гордый, как видим, не может даже рассчитывать на благодать!

И сколько бы такая проповедь не длилась. Даже, если она уложится в 15 минут или другое значение времени, все эти слова можно назвать многословием. И Бог взыщет за это.

Ко многословию по Прит.10:19, о чем говорилось в самом начале, можно причислить и такое явление, как болтливость:

13 притом же они, будучи праздны, приучаются ходить по домам и [бывают] не только праздны, но и болтливы, любопытны, и говорят, чего не должно. (1Тим.5:13).

Людям болтливым, говорящим, чего не должно говорить христианам: ереси (2Петра 2:1), наушничество (Пр.16:28), клевета, состязания и словопрения (1Тим.6:3-5), прочее, действительно не миновать греха.

Приходилось также встречать номинальных верующих, которые убеждали, что молиться надо немножко, потому что сам Иисус Христос учил:

7 А молясь, не говорите лишнего, как язычники, ибо они думают, что в многословии своем будут услышаны;
8 не уподобляйтесь им, ибо знает Отец ваш, в чем вы имеете нужду, прежде вашего прошения у Него.
9 Молитесь же так: Отче наш, сущий на небесах! да святится имя Твое;
10 да приидет Царствие Твое; да будет воля Твоя и на земле, как на небе;
11 хлеб наш насущный дай нам на сей день;
12 и прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим;
13 и не введи нас в искушение, но избавь нас от лукавого. Ибо Твое есть Царство и сила и слава во веки. Аминь. (Матф.6:7-13).

Поэтому, мол, надо помолиться молитвой «Отче наш» перед сном и все.

Но нам не зря говорили Сын Божий и другие мужи Божии, чтобы мы исследовали, изучали Писания:

39 Исследуйте Писания, ибо вы думаете чрез них иметь жизнь вечную; а они свидетельствуют о Мне. (Иоан.5:39),

8 Да не отходит сия книга закона от уст твоих; но поучайся в ней день и ночь, дабы в точности исполнять все, что в ней написано: тогда ты будешь успешен в путях твоих и будешь поступать благоразумно. (Иис.Нав.1:8),…

Подробнее о Писаниях читайте в теме «Что такое Святое Писание?» по адресу http://blog.meta.ua/users/i984775/posts/i1360258/.

Из Писаний мы знаем о заповеди, преподанной нам через апостолов:

17 Непрестанно молитесь. (1Фесс.5:17),

36 итак бодрствуйте на всякое время и молитесь, да сподобитесь избежать всех сих будущих [бедствий] и предстать пред Сына Человеческого. (Лук.21:36).

А как же многословие?!



Как же молился всю ночь напролет Иисус Христос:

37 Днем Он учил в храме, а ночи, выходя, проводил на горе, называемой Елеонскою. (Лук.21:37),

23 И, отпустив народ, Он взошел на гору помолиться наедине; и вечером оставался там один.
24 А лодка была уже на средине моря, и ее било волнами, потому что ветер был противный.
25 В четвертую же стражу ночи пошел к ним Иисус, идя по морю. (Матф.14:23-25).

Как могла служить Богу вдова, о которой написано:

36 Тут была также Анна пророчица, дочь Фануилова, от колена Асирова, достигшая глубокой старости, прожив с мужем от девства своего семь лет,
37 вдова лет восьмидесяти четырех, которая не отходила от храма, постом и молитвою служа Богу день и ночь. (Лук.2:36,37).

Также и в час, когда должны были враги Господа взять Его, Господь убеждал проводить все время в бодрствовании и молитве:

40 И приходит к ученикам и находит их спящими, и говорит Петру: так ли не могли вы один час бодрствовать со Мною?
41 бодрствуйте и молитесь, чтобы не впасть в искушение: дух бодр, плоть же немощна. (Матф.26:40,41).

Подробнее о молитве, как молиться и о чем молиться, читайте в теме «Все о молитве» по адресу http://blog.meta.ua/users/i984775/posts/i1263687/.

Оказывается, и в молитве многословие определяется не количеством сказанных слов и не временем, которое тратится на молитву, а чем-то другим.

Так же, как и для проповедников, так и для молящихся, если они изливают перед Господом свою душу, подобно Давиду, который несколько дней к ряду умолял Господа о спасении жизни своего сына:

16 И молился Давид Богу о младенце, и постился Давид, и, уединившись провел ночь, лежа на земле.
17 И вошли к нему старейшины дома его, чтобы поднять его с земли; но он не хотел, и не ел с ними хлеба.
18 На седьмой день дитя умерло, и слуги Давидовы боялись донести ему, что умер младенец; ибо, говорили они, когда дитя было еще живо, и мы уговаривали его, и он не слушал голоса нашего, как же мы скажем ему: "умерло дитя"? Он сделает что-нибудь худое.
19 И увидел Давид, что слуги его перешептываются между собою, и понял Давид, что дитя умерло, и спросил Давид слуг своих: умерло дитя? И сказали: умерло.
20 Тогда Давид встал с земли и умылся, и помазался, и переменил одежды свои, и пошел в дом Господень, и молился. Возвратившись домой, потребовал, чтобы подали ему хлеба, и он ел.
21 И сказали ему слуги его: что значит, что ты так поступаешь: когда дитя было еще живо, ты постился и плакал; а когда дитя умерло, ты встал и ел хлеб?
22 И сказал Давид: доколе дитя было живо, я постился и плакал, ибо думал: кто знает, не помилует ли меня Господь, и дитя останется живо?
23 А теперь оно умерло; зачем же мне поститься? Разве я могу возвратить его? Я пойду к нему, а оно не возвратится ко мне. (2Цар.12:16-23),

такая молитва не является многословной.

Также, если мы благодарим Господа:

18 За все благодарите: ибо такова о вас воля Божия во Христе Иисусе. (1Фесс.5:18),

славим Господа от всего искреннего сердца, то, сколько бы ни было употреблено на это слов, будет мало! Господь желает еще.

23 Кто приносит в жертву хвалу, тот чтит Меня, и кто наблюдает за путем своим, тому явлю Я спасение Божие". (Пс.49:23),

6 На Тебе утверждался я от утробы; Ты извел меня из чрева матери моей; Тебе хвала моя не престанет. (Пс.70:6),

13 А мы, народ Твой и Твоей пажити овцы, вечно будем славить Тебя и в род и род возвещать хвалу Тебе. (Пс.78:13),…

Такая молитва тоже не может считаться многословной.

Но если молящийся хочет обратить на себя внимание не Бога, а людей:

5 И, когда молишься, не будь, как лицемеры, которые любят в синагогах и на углах улиц, останавливаясь, молиться, чтобы показаться перед людьми. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою. (Матф.6:5),

показывая людям, как красноречиво, громко и так далее он молится, то сколько бы ни было употреблено на это слов, молитва не будет принята, как и жертва Каина. Бог гордым противится, как мы уже говорили выше. Все эти слова сказаны на ветер. В такой молитве, умножая слова, молящийся становится виновным в многословии.

И Богу не нужно наше красноречие и обилие слов. Ему нужна простота и искренность:

26 С милостивым Ты поступаешь милостиво, с мужем искренним - искренно,
27 с чистым - чисто, а с лукавым - по лукавству его, (Пс.17:26,27),

3 Но боюсь, чтобы, как змий хитростью своею прельстил Еву, так и ваши умы не повредились, [уклонившись] от простоты во Христе. (2Кор.11:3).

Именно об этом, я уверен, идет речь в цитате из евангельских слов Христа:

7 А молясь, не говорите лишнего, как язычники, ибо они думают, что в многословии своем будут услышаны; (Матф.6:7).

Надеюсь, эта тема поможет читающему разобраться, что лишнее в молитве, проповеди и других словах, которые мы говорим, и является, таким образом, многословием перед Господом, а что – не является.

Да благословит и помилует Бог!