Закон Димы Яковлева – вопросы без ответов

На модерации Отложенный

Признаюсь честно, я до последнего момента надеялся, что вся это история с принятием так называемого «закона Димы Яковлева» - это какой-то дурной сон, что там, где-то бесконечно наверху, большие люди наиграются в недетские игры и вовремя остановятся. Но этого не произошло – страшный сон оказался явью. Президент Российской Федерации Путин Владимир Владимирович сегодня подписал закон «О мерах воздействия на лиц, причастных к нарушениям основополагающих прав и свобод человека, прав и свобод граждан Российской Федерации", в котором отдельной статьей установлен запрет на усыновление российских детей гражданами США. Даже в названии самого закона присутствует некоторая игра смыслов, где права и свобода человека отделены запятой от прав и свобод граждан России. Для некоторых людей эта запятая с 1 января 2013 года превратится в пропасть. Всё произошедшее с этим законом скорее напоминает какой-то сюрреалистичный сюжет. В самом деле, государственные мужи, обличенные властью и полномочиями, в ответ на принятие Соединенными Штатами, так называемого Закона Магнитского, решили запретить американцам усыновлять российских детей. Откуда появилась эта чудовищная взаимосвязь преследования чиновников, подозреваемых в преступлениях, с процедурой усыновления детей-сирот? – никто толком не может объяснить. Неужели в арсенале отечественной дипломатии не осталось других способов донести свою позицию на межгосударственном уровне? В конце концов, имеются отношения Россия-НАТО, есть множество экономических проблем, множество примеров, когда американские компании непосредственно участвуют в коррупционных схемах. Такие случаи регулярно становятся достоянием гласности в других странах, но не в России.

 

Не имею ничего против того, что лица, нарушающие права человека, должны преследоваться на территории нашей страны. – Мысль сама по себе неплохая, но ее, по-хорошему, нашим законодателям стоило рассмотреть вне зависимости от дела Магнитского, по своей «доброй» воле, а не по указанию свыше и не в качестве ответа американцам.

 

Древний медицинский принцип Similia similibus curantur (подобное лечится подобным) никто не отменял. Принятие «закона Димы Яковлева» в той редакции, которая уже принята, нарушает принцип адекватности как меры достаточного принуждения. С такой же легкостью наши чиновники могла бы обязать все кинотеатры России показывать американские фильмы в перевернутом изображении или без звука. Но почему от политики властей должны испытывать неудобства обычные люди? Или мнение и интересы рядовых граждан уже совершенно ничего не значат? Тогда у меня просьба к депутатам Федерального Собрания, внести поправку в Конституцию РФ и убрать статью о России как социальном государстве. Тогда все станет на свои места.

 

Мне решительно непонятно, почему ряд законодательных инициатив, направленных на защиту прав детей, годами пылятся в коридорах власти, а пункт о запрете усыновления американскими гражданами принимается в одно мгновения ока и буквально одной строкой. Если усыновление иностранцами аморально, то почему речь идет только о гражданах США? А у кого двойное гражданство? А если родители усыновленного ребенка не имеют гражданства США, а только вид на жительство или находятся в процессе его оформления – как тогда будет действовать принятая норма закона? Печально осознавать, что принятие серьезных и ответственных решений носит чисто декларативный характер. Как впрочем, многое остальное в нашей стране.

 

У меня имеются серьезные подозрения в том, что Россия, чтобы выполнить статью 4 указанного закона, физически не сможет денонсировать ряд международных соглашений.

Это прекрасно понимают некоторые сотрудники в Министерстве иностранных дел, в Минюсте и в аппарате самого Правительства, включая вице-премьера по социальным вопросам. Кто-кто, а они точно знают, что именно им предстоит разбирать правовую клоаку, созданную по инициативе недалеких, но чрезвычайно амбициозных людей. Одним словом, такие решения необходимо готовить и тщательно изучать, а потом только принимать решение. Для сравнения, в США закон Магнитского обсуждался почти 3 года. Но нашим правителям не привыкать взрывать мозги обывателям: принимать одни законы, которые противоречат другим законам – это фирменный стиль российской власти. Более того, социальные последствия «закона Димы Яковлева» могут оказаться диаметрально противоположными тому, что официально добиваются власти. Еще неизвестно как к этому закону отнесется Конституционный Суд России – вопрос может оказаться в рамках его компетенции. И тогда, если учесть, что ст. 15 Конституции гласит, что нормы международного права имеют приоритет над национальным законодательством, все споры вокруг закона превратятся в обычную болтовню.

 

Вместе с «Законом Димы Яковлева» Президент сегодня подписал и Указ «О некоторых мерах по реализации государственной политики в сфере защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». Некоторые защитники политики Путина публично выразили мнение, что дети-сироты от текущих изменений в законодательстве не пострадают, что будут приняты ряд кардинальных решений, которые принципиально изменят положение сирот в обществе. Я ознакомился с текстом Указа, ничего кардинального там не увидел. Но разве, что поручения Правительству разработать механизмы правовой и психологической помощи для усыновителей и обещание поднять зарплаты сотрудникам, которые работают с детьми-сиротами (внимание)… до 2018 года (странно, что не до 2150 года). Другими словами, Президент опять телегу поставил впереди лошади. Может быть, стоило сначала добиться кардинальных изменений в социальной политике государства, а потом громко хлопнуть дверью и запретить усыновление детей иностранцами? Такая логика, я думаю, была бы намного гуманней нынешней. Далее по тексту Указа идет набор рекомендаций для Государственной Думы, Верховного Суда, что этим органам стоит подумать над возникшими вопросами. А они, наверное, когда принимали решение, над вопросами еще не думали. Теперь стоит задуматься всем.

 

И несколько слов о самом главном: «Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь» (ст. 41 Конституции РФ). Ни для кого не секрет, что качество оказания медицинской помощи в нашей стране оставляет желать лучшего. Многие депутаты и сенаторы, которые голосовали за обсуждаемый закон, сами предпочитают, не дожидаясь развития отечественной медицины, лечиться в зарубежных клиниках. Так почему же дети-сироты, болеющие тяжелыми заболеваниями, должны лишаться возможности своего лечения, если таковая предоставляется через процедуру усыновления гражданами других стран? Хочу отдельно отметить, что ограничение жизненных условий по социальным показателям именуется никак иначе как дискриминация. Любая мать пожертвует своей жизнью ради здоровья своего ребенка. Так почему же политики ставят здоровье своих граждан ниже своих политических принципов? (вопрос, который не требует ответа).