Минувший год отмечен небывалой политической активностью. Если быть календарно точными, то активность началась еще в 2011 году, но пик протестных настроений пришелся все-таки ближе к президентским выборам. Точнее, он должен был прийтись на начало марта, но произошел некоторый перегрев в начале оппозиционной кампании, который ушел в воздух во время новогодних праздников, что обусловило отсутствие пикового роста протестных настроений.
Кроме того, начавшаяся в конце февраля компания поддержки «Пусси Райот» сильно оттянула внимание протестного электората на себя.
Впрочем, нельзя не отметить, что в промежуток между ноябрем 2011 (выборы в Думу) и маем 2012 (инаугурация президента) властями был предпринят ряд атак на оппозицию. Вышел в эфир фильм НТВ «Анатомия протеста» (март 2012 г.), в котором рассказывалось о влиянии на формировании общественного мнения, в частности, о подкупах участников акций протеста.
Вышло расследование Аркадия Мамонтова «Провокаторы» о «Пусси Райот». В этом расследовании Мамонтов озвучил подозрения, что раскручивание истерии вокруг «Пусси Райот» проводится на деньги Березовского, что впоследствии не смог опровергнуть спонсор адвокатов Алехиной, Самуцевич и Толоконниковой Александр Гольдфарб, руководитель «Фонда гражданских свобод», основанного Березовским.
Хотя в СМИ и блогах оба проекта оппозиционно настроенными людьми назывались «провокациями» и «враньем», похоже, значительную часть людей, готовых ходить на митинги, удалось отвратить от этого занятия. По крайней мере, стало ясно, что нынешняя оппозиция не представляет из себя ангелов во плоти.
Во многом поспособствовало перевороту в общественном мнение и публичное превращение вчера еще провластных медийных персон в ярых оппозиционеров, в частности, Ксении Собчак, Алексея Кудрина и др.. Если для многих участников митингов первые «Марши протеста» стали возможностью заявить о несогласии с официальной политикой властей «незамечания сложностей», то последующие акции протеста, ставшие более острыми и более политизированными, включали все меньше участников.
Апофеозом провала стала провокация на митинге 6 мая, когда часть толпы откровенно бросилась на прорыв оцепления. По результатам этой провокации было арестовано несколько человек. Также, был принят закон о митингах: за несанкционированные акции протеста теперь полагаются значительные штрафы и прочие кары.
Вскоре НТВ выпустило новую «Анатомию протеста», в которой публике были предъявлены съемки скрытой камерой встреч Удальцова, одного из руководителей оппозиции (националистическое крыло), с представителем грузинской политической элиты Г.
Таргамадзе. Таргамадзе предлагал купить, а Удальцов соглашался продать: провокации во время митингов, организацию взрывов в российских городах, организацию лагерей для боевиков. По следам этого фильма Следственный комитет возбудил дело, известное как «дело Удальцова». В ходе сбора доказательств был арестован Леонид Развозжаев, об аресте которого ходили мрачные слухи, что его чуть ли не выкрали украинские спецслужбы, а потом пытали.
Адвокатами по делу «Пусси Райот» и «делу Удальцова» являются одни и те же люди: Фейгин, Волкова, Полозов. С этими адвокатами связано несколько скандалов еще по делу «Пусси Райот», в частности, тот факт, что отказавшаяся от услуг данной троицы Самуцевич была освобождена в зале суда и получила условный срок благодаря новому адвокату Ирине Хруновой, к которой она обратилась чуть ни не накануне. Волкова, Фейгин и Полозов после завершения дела заявляли, что медийность являлась приоритетом для их подзащитных, но Самуцевич опровергает их слова.
Прошли выборы в Координационный совет оппозиции. Голосовавших было категорически мало, в лидеры вышли какие-то не всегда понятные личности. Можно сказать, что эти выборы скорее пошли в минус оппозиционерам, чем в плюс.
Последним в текущем политическом году стал скандал вокруг законопроекта «Димы Яковлева», в котором предлагается запретить усыновление российских детей иностранными гражданами. Пока этот законопроект не подписан, однако на сайте Белого дома появилась петиция в адрес Обамы с просьбой запретить въезд в США российских парламентариев и лично президента Путина. Подписей оставило 55 тысяч человек, в подавляющем большинстве – россиян, или бывших россиян.
Что характерно, на последний в уходящем году митинг (несанкционированный), организованный Навальным, пришло порядка 1000 человек. Можно ли на основании сравнения этих двух цифр сделать вывод о том, что значительная часть протестующих готова трепаться о протестах и даже подписывать обращения к иностранному лидеру, но не готова предпринимать решительные шаги вроде революций?
Скорее, можно сделать вывод о том, что оппозиционеры, лишенные спонсоров из иностранных НКО, не могут собрать достаточное количество людей. То есть, реальная популярность, без массовой агитации и маркетинговых кампаний, их самих и их идей невелика.
Тем не менее, нельзя отрицать, что протестные настроения есть, и количество недовольных политической ситуацией и ситуацией в сфере общественных отношений велико.
Комментарии
Гудит ваш разум ослабленный, со всех сторон… истошный стон, -
« Долой царя!»… Давай страну мы вновь развалим.... до основанья, а затем...
Мы уважать себя заставим… Кто был никем, - вновь станет всем...
А если что – за границу свалим…» Оставим вновь народ ни с чем…
Чтобы все повторилось сначала, И чтобы чья бы корова мычала,
а чья бы молчала, а чья - молоко давала...