Как России справиться с офшорами

На модерации Отложенный

Даже по скромным оценкам экспертов РАНХ, каждый год из России вывозится от $80 до $100 млрд – примерно 25% доходной части годового бюджета страны. Больше половины уходит в офшорные юрисдикции. Обратно в виде инвестиций эти деньги не возвращаются, часть возвращается только в виде займов. Что такое российские офшоры и как с ними бороться? Об этом в своей лекции на площадке агентства РИА «Новости» рассказал доцент РАНХ Эмиль Мартиросян. Slon приводит основные тезисы и выводы эксперта.

Каждому – свой офшор

Офшор – это зона, освобожденная от налогообложения, от системы валютного контроля, которая имеет «легкие» режимы контроля за финансовой отчетностью и свободный, простой в техническом отношении режим регистрации. В некоторых офшорах можно зарегистрироваться за час. Офшоры не следует путать с:

  • Оншорами. Это зоны с полной системой налогообложения, так называемые материковые юрисдикции (не островные, не морские). Офшоры могут существовать внутри оншора, например Сейшельские острова в Соединенном Королевстве. 
  • Зонами свободной экономики: это регионы внутри страны, в которых на определенный (фиксированный) период времени упрощается процедура регистрации бизнеса, налогообложение и контроль. Цель – сбалансировать динамику ВВП внутри страны и активизировать регионы. Пример такой зоны в России – Приморский край.
  • Специальными экономическими зонами: в них акцент сделан на развитии отдельной отрасли или компании. 

Для каждой страны офшорная юрисдикция своя. Россия приказом Минфина утверждает перечень стран, которые считает офшорными в операциях бизнеса. Сейчас в этом перечне 42 страны. Кипр с 2009 года исключен из этого перечня. Несколько лет назад офшоры стали группироваться по природе капитала: индустриальные или аккумулирующие металлургические деньги, финансовые и так далее. С течением времени Кипр захотел активно интегрироваться в европейское сообщество и оказался перед выбором: куда двигаться? Оставаться офшором или становиться оншором? Сегодня около 10% офшоров находятся в стадии перехода в оншоры.

Драйверы роста офшоров

  • Глобализация. Развитие транснациональных компаний, замедление роста выручки и невозможность сокращения операционных затрат приводят к тому, что в офшорах видят возможность накапливать прибыль.
  • Замедление темпов экономического роста. Чем ниже темпы роста мирового и странового ВВП, тем выше темпы развития офшорных рынков.
  • Внутренняя политика компаний, направленная на рост капитализации. Акционеры крупных компаний ставят перед менеджментом задачу наращивать капитализацию. Увеличение стоимости бизнеса достигается через положительную динамику операционной прибыли. Если бизнес начинает расти более умеренными темпами, и динамика накопления прибыли меняет темпы. Чтобы отвечать прежним ожиданиям акционеров, приходится использовать способ оптимизации – офшор.

Что способствует «офшоризации» экономики?

  • Бизнес воспринимает налоги в качестве расходов. Налоги – это не расходы, а инвестиции в государственную инфраструктуру, которой пользуется бизнес. Однако партнерские отношения между государством и бизнесом, принятые в мире, нарушаются. Предприниматель, который платит налоги, взамен рассчитывает получать определенные услуги. Если этого не происходит (дорога не строится, а гарантии не предоставляются), то налоговая нагрузка воспринимается негативно, как дополнительное обременение.
  • Капитал «бежит» под низкие ставки заимствования и низкое налогообложение.Офшорная юрисдикция предоставляет низкие ставки налогообложения получаемой прибыли, а также позволяет использовать это преимущество в отношении заемного капитала. Несмотря на то что в России сбалансированные ставки (по сравнению, например, со Швецией и другими странами), российские акционеры предпочитают не платить в бюджет, а оптимизировать расходы, уходя в нулевые ставки.
  • Снижение корпоративных показателей EBITDA (ниже среднерыночной ставки депозита коммерческого банка). Показатель EBITDA – это сухой остаток операционной деятельности компании. Если расходы растут быстрее доходов, что является одним из проявлений экономического кризиса, то акционеры начинают рассматривать вопрос об оттоке своих вложений из этой компании в другие индустрии или офшорные механизмы.
  • Защита бизнеса и противодействие тренду M&A (слияние и поглощение). Офшоры нужны не только для получения дешевых кредитов и оптимизации расходов, но и для защиты своей компании, сохранения ее стоимости. Между замедлением роста экономики и ростом рынка слияний и поглощений существует обратная связь. Например, мировой ВВП составляет $70 трлн, из которых $ 5,2 трлн – это мировой рынок M&A. Он растет темпами в 20–25%, а мировой рынок растет до 2% в год. Сегодня компанию легче поглотить, чем органично развивать внутри своей среды. Многие при помощи офшоров пытаются спасти свой бизнес от обесценивания и выводят ключевые активы, такие как торговые марки и интеллектуальная собственность, в поле другой юрисдикции, недоступной потенциальному приобретателю.
  • Сокрытие конечных бенефициаров. В таких случаях выстраивается система последовательных офшоров, при помощи которых скрывают бенефициаров. Это нужно в том случае, если акционеры не имеют права владения капиталом в рамках действующей юрисдикции. 

Для чего нужен офшор?

  • Если цель – создать офшор, то речь идет о сделке, противоречащей законодательству страны. Офшор не может быть самоцелью.
  • Офшор может быть инструментом налоговой оптимизации, управления расходами компании, защиты бизнеса, сокрытия конечных бенефициаров.
  • Он может быть моделью деятельности компании, которая находится в тотальной зависимости от этой модели. Без нее компания не может поддерживать динамику накопления позитивного значения EBITDA.

Как используется офшор на разных этапах развития компании?

Если рассмотреть классический цикл жизни компании из пяти этапов, то можно убедиться, что смысл использования офшора разный на разных этапах жизни компании.

1. На этапе зарождения бизнеса офшор нужен для извлечения сиюминутной выгоды из сделки.

2. На втором этапе, когда бизнес растет благодаря, например, построенным каналам дистрибуции, новым инновационным продуктам, офшор нужен для оптимизации маржинальной сверхприбыли. Российское налогообложение дифференцированно подходит к прибыли (20%) и сверхприбыли (по более прогрессивным ставкам). На этой стадии бизнес офшорными механизмами «бережет» свои доходы.

3. Когда этап бурного роста приближается к насыщению, то бизнес при помощи офшоров начинает оптимизировать свои затраты. На этом этапе нужно переключить внимание от прибыли и выручки к системе операционных затрат.

4. Когда бизнес попадает в ситуацию стагнации (не растет операционная выручка, растут операционные затраты, а с каждым операционным периодом прибыль сжимается), необходимо защищаться от недружественного поглощения. В офшоре «прячут» свои активы, защищая стоимость компании.

5. Последний этап жизни компании, когда бизнес уже ничего не предпринимает для своего восстановления, он уходит с рынка. В этот период акционеры и менеджмент пытаются использовать офшор для максимального увеличения дивидендов, которые возможны в таких условиях. Задача: «выжать последнее» и защитить для этого самые ликвидные активы.

Что нужно сделать для борьбы с офшорами («деофшоризация экономики»)?

  • Обязать платить налоги не по адресу регистрации, а по месту фактической коммерческой деятельности компании.
  • Ввести налогообложение офшорных перечислений. В итоге операции с офшорами по оттоку капитала перестанут быть выгодными. Таким образом борются с офшорами Франция и Италия.
  • Диверсифицировать экономику и в результате трансформировать зависимый от сырьевых доходов бюджет России. Доходная часть должна в большей степени наполняться от налоговых поступлений из высокотехнологических отраслей. Пока бюджет зависит от углеводородных денег, отток капитала продолжится.
  • Совершенствовать законодательство в области интеллектуальных прав. Больше половины случаев вывода российских активов – это вывод интеллектуальной собственности: торговых марок и технологий. Бизнес не доверяет российской юрисдикции, потому что правообладатель не защищен, нет механизмов экспертизы. Сегодня российские национальные торговые марки, сформированные еще в досоветский период, оспариваются. Например, водка «Столичная».
  • Развивать интеллектуальные кластеры. Офшоры – это и уход от налогообложения сырьевых доходов.