КГБ на кафедре, под столом!

                 Случилась эта история в застойные годы, когда ещё на стенах висели портреты основоположников марксизма-ленинизма и членов Политбюро, а портрет ученого, который заложил основы той или иной науки, должен был висеть на другой стене и только после них, если оставалось ему место. Соответственно, такие же портретные галереи украшали аудитории, коридоры и всякие прочие общественные места. Нет-нет, в туалетах их не было, там была другая живопись, но не об этом речь.

                 В конце 70-х, в нашем провинциальном ВУЗе грянула новость, у нас будут учиться студенты-иностранцы, из Ливии. Много, больше сотни! Арабы! Жить будут в общежитии. Готовимся принимать! Какая тут началась кутерьма, трудно передать словами. В общежитие и в аудитории завозили новую мебель, в столовой утверждали какое-то меню, оказывается, их вождь и учитель, Муамар Каддафи, оплатил контракт на  их обучение в СССР. Ему захотелось иметь собственные кадры инженеров, мастеров и технологов по металлообрабатывающим профессиям. Вот уж точно, "тиран и деспот", ведь что удумал! Но, тогда ещё,будущее было не известно и мы мысленно выражали благодарность братскому ливийскому народу и вождю их революции за заботу о развитии высшего образования в нашей могучей стране и  нашем провинциальном Н-ске конкретно.Когда бы ещё такое счастье сподобилось. Снующие, туда-сюда, работники утонули в толпах проверяющих, представители всех партийных комитетов от горкома до ЦК, точнее отдела ЦК КПСС по науке и образованию (кажется так он именовался), санстанция и пожарники, профсоюзы и какие-то общества дружбы, а также затесавшиеся среди них, какие-то не приметные мужчины, свободно проходившие к  ректору, проректорам и завкафедрами. При их виде наши начальники вскакивали и заикаясь, краснея и загадочно подмигивая, просили нас выйти из кабинета. Мол, сами должны понимать, кто пришел!

                 Провинциальная активность стала переходить в маразм. Преподавать иностранным студентам и кураторами групп будут только члены КПСС, чьи кандидатуры будут утверждены обкомом партии! Но, сама жизнь выправила этот "перегиб" руководящей мысли, членов партии по всем дисциплинам не хватало, пришлось, скрепя партийную принципиальность, доверить преподавание и беспартийным. Но только не курс "Советский Союз"! Это была жуткий курс, смесь азов общественно политических дисциплин с какой-то красивой историей СССР от 1917 года. Его, по началу, стал читать какой-то доцент из областного  универа марксизма-ленинизма (были и такие), на которого смотрели, как на мессию. В группах иностранцев занятия начались с 1 октября. Уже на второй день мы поняли, что меню. мебель и прочие приобретения отработать будет очень трудно. Арабский вождь набрал будущих специалистов очень просто, всех, кто подвернулся под руку. Дан приказ, поехать учиться и вперед! Главным барьером стало то образование, что они получили у себя дома, это 4-7 класс нашей школы и далеко не у всех. А мы то думали...Что думали, что вам академиков пришлют!? Сказало начальство и испарилось. Стало легче дышать без проверяющих, но как учить? Провели сортировку этих студентов по не воле и создали некое подобие рабфака. А что делать...Первым исчез доцент из области, испарился! Его карьеру сгубила любовь к классикам основоположникам марксизма. Когда он показал арабам на  портрет К Маркса и спросил, знают ли они,кто это, они по началу вежливо ответили, что с виду это какой-то айятола. Ему бы удовлетвориться этим наивным ответом, так нет же, давай, а работали через переводчика, ярко и образно рассказывать о том, что Маркс, по происхождению еврей...Арабы вскочили с мест и вздев кулаки вверх, что-то стали скандировать, старший в группе вызвал своего самого главного, майора безопасности Джамахирии  и потребовали убрать портрет, преподавателя, переводчика. Бунт был бурный! Но, свободная продажа в магазинах,  на каждом углу , водки и коньяка, кстати качество было тогда отменное, быстро погасило учебные страсти.

Но, это была другая проблема.

              Прибыли новые переводчики. Они работали по сменно, меняя друг друга. Особо выделялся один, по национальности-узбек, родился в Сирии, для него русский был иностранным! Я прозвал его "Григорий", имея в виду его выдающиеся сексуальные способности, как у Григория Распутина. Вот из-за него то всё и произошло.После конфуза преподавателя-"варяга", читать этот взрывчатый курс предложили мне. Дело пошло. Одно по началу смущало, что-нибудь говоришь долго, переводчик им выдает кратко, типа "кергуду". Арабская братва дружно закивает головами, одобрительно что-то ответит. Поняли, ну и ладно, только вот вопрос, что!? Однажды, этот "Григорий" отправился в командировку, куда-то в областной центр, откуда должен был привести какую-то литературу, учебные фильмы по разным дисциплинам и пр Звонит на кафедру, требует меня. Взял трубку, слышимость еле-еле. т к всё было на прослушке, которая качество связи делала безобразным. А скажите, задает он вопрос, как мне отличить К Маркса от Ф Энгельса? Я сначала тихо обалдел, потом отвечаю: " а на хрена  это тебе?" Да вот у меня в перечне портреты(без них, ну никак!), а как разобраться, ху из ху? По бородам! Тот, у кого борода длиннее, Маркс, а тот, у кого короче-Энгельс, понял!? Понял!" и дальше гнет своё. Чувствую, этот мастер перевода чуток принял, а хмелел он быстро. " Вот, скажите мне, кто из них умнее, почему Маркс везде первый?  Ты чё, издеваешься? Нет, ну надо! Ты, Григорий, там никак с дамами, выпендриваешься? Ну, вот надо! Ну, тогда слушай, ты, мудак, раз не знаешь кто из них главный теоретик, а они такие же мудаки, как и ты! О, понял. Тогда отстань"...

               После выходных, в понедельник, бледный замдекана с парторгом примчались на кафедру. Что же ты натворил, ты знаешь, откуда просят принять меры? Не понял, откуда? Оттуда! Ты что по телефону говорил переводчику? А, да что он мудак, мешал работать. А, так не ужели у нас телефон прослушивается,перешел я в атаку, изображая удивление. Как такое может быть в нашей стране? Нам предложено принять меры, но ты ведь не член партии! Пусть профсоюз разбирается. На совместном заседании кафедры, парткома. профкома и ещё кого-то, обсуждали, кто же мудак? Ну, зачем вы это слово сказали, причитала председатель профкома. Пусть теоретически обоснует, ржали коллеги! Какие выводы мы все должны сделать, возопил секретарь партбюро. Встал товарищ по кафедре, а вывод предлагаю сделать следующий: поскольку данный телефонный звонок мешал нашему коллеге, во время семинара, выполнять  его прямые обязанности, считать такие  действия обоснованными, слово мудак, как гиперболизированный, эмоциональный словесный инструмент, примененный в чрезвычайной ситуации. Кто за? Большинство! Кто против? Три человека! Воздержавшиеся...

                Прошло 5 лет этого обучения по контракту. Пришлось изощренно отстаивать политику партии и советского государства, отвечая на едкие вопросы арабов, почему мы так живем, в уме считая дни до окончания этой изрядно надоевшей, работы.  Ливийцы уехали. Мы выполнили учебные программы,госэкзамены они сдали, дипломы защитили и получили. От них мы узнали, что есть такая-японская теле и  радио аппаратура, джинсы и видеомагнитофоны, много всякого того,, что мы тогда называли капиталистическим миром потребления..А главное,есть  совсем другое мировоззрение, которое нужно понимать, с которым нужно считаться. И не нужно ничего никому навязывать, тем более здесь, в свободном гайдпарке!

                PS  С наступающим Новым Годом! Всем- мои наилучшие пожелания! И хватит всё о политике, да о политике, а не подумать ли нам о новогоднем меню!?