Особенности встречи Нового года
Особенности встречи Нового года
В зону я зашёл 16 мая 1976 года. Был я тогда – вы не поверите! – молодым, стройным и красивым. Сегодня, по прошествии трёх с половиной десятков лет, я по-прежнему красив, чего не скажешь о молодости и стройности.
Встреча Нового года в каждой стране происходит по-своему, везде свои традиции, обычаи и даже отработанные ритуалы. И только в одном месте бывшей нашей необъятной Родины этот праздник встречают одинаково.
Все места лишения свободы в принципе похожи друг на друга точно так же, как похожи друг на друга счастливые семьи: бараки или общежития, т.е., места проживания граждан осужденных; банно-прачечные комплексы, обычно совмещенные с баней; столовые, исполняющие роль клубов; школа – наиболее непонятный в наше время объект, атавизм прошлой жизни, сохранивший все черты советской вечерней школы; ну, и «промка», т.е., производственные здания и сооружения, существующие в ожидании будущих работ.
И пусть колонии отличаются друг от друга режимом содержания, но и на общем, и на «полосатом» режиме каждый содержащийся в учреждении гражданин желает отметить Новый год со всеми возможными удобствами, присущими вольной жизни. Но режим он и есть режим, поэтому некоторые атрибуты праздничного стола могут либо полностью отсутствовать, либо таиться в такой заначке, что большого восторга, скажем, появление спиртных напитков у большинства встречающих не вызывает.
* * *
Лирическое отступление № 1. «Многому я научился у своих наставников, ещё более – у своих товарищей, но более всего – у своих учеников», сказано в Талмуде.
Не скрою, эти слова с полным основанием можно отнести и ко мне. В долгие и тёмные зимние вечера воркута, имевший не одну ходку, учил меня, молодого, стройного и красивого младшего лейтенанта, всем премудростям этой жизни. Выглядело это примерно так:
- Начальник, ну, что это за праздник без водки? Только в этой козлиной зоне всё не по-людски. Сначала пишешь письмо жене, чтобы привезла на свиданку денег. Написал и боишься: а вдруг кто-то прочитал - ведь куму сдадут. Потом ксиву на хату через коня загнать надо, чтобы цензуру миновать. Коня ищешь, а сам боишься: а вдруг куму настучат. Ладно, поезд ушёл; жена приехала (А ведь перед свиданкой на цирлах бегать надо: чуть какой зихер – лишат в момент!) и давай нудить: “Зачем тебе деньги, перед свиданкой говорили, что не положено…” Выудишь у неё стольник и после свидания идёшь и Бога молишь – пронеси, дескать. Ведь найдут – в бур пойдёшь. Ну, пронёс, ну, закурковал…. Теперь коня искать надо, который водкой банчит. Не на того нарвёшься – сдадут в кумотдел. Пусть твой номер пролез, и заветный фанфурь у тебя в кармане, то идёшь и трясёшься, ждёшь, что кто-нибудь из режимников обшмонает. Найдут – сразу в трюм, на пару недель. Потом ищешь, куда бы этот пузырь спрятать, чтобы никто не нашёл, ведь все в зоне волки: найдут – выпьют, поэтому каждый день ещё и проверять надо, цел ли. Потом, в праздник выпьешь этот пузырь, а сам гадаешь - сдадут куму или не сдадут. В общем, никакого удовольствия, одно душевное расстройство. Поэтому последние три Новых года на трезвую встречал – себе спокойней!
Вот так обстоятельства из мужика едва трезвенника не сделали…
* * *
Ещё два десятка лет назад и мне доводилось встречать Новый год среди своих каторжан, и весь этот ритуал очень даже мне нравился. Большинство осужденных бой курантов встречает в общежитии: накрывается богатый, по зоновским понятиям, стол; собираются семейники и примерно за час до отбоя начинается праздник. На этот день откладывались всякие вкусности, запасались чай, сигареты. Дней за десять до праздника каторжане делали толкан: мелко измельчали сухари (их толкли в ступе, и этот монотонный стук был слышен издалека), из которых готовили самодельную халву, и, при наличии сгущенки, делали торты. Можно было напечь блинчиков, промазав их с обеих сторон сгущенкой, блюдо получалось очень даже вкусное, сам пробовал!
Где-то за полчаса до боя курантов в кабинет заходит бугор отряда и приглашает выйти с ним покурить на свежий воздух. Не смея отказать (Всё же таки Новый год!), выходишь, и он обращается к тебе:
- Начальник, вы это… Минут тридцать-сорок в отряд вам не надо бы выходить, всё будет ровно и правильно, отвечаю!
Дав согласие, возвращаешься в свой кабинет. А там уже произошли приятные изменения: полы чисто вымыты, скатерть на столе заменена на свежую, а на ней: дымящаяся кружка свежезаваренного чая, к ней конфеты и нехитрые сладости, пачка «козырных» сигарет и … И бутылка водки!
Итак, жилая зона уже по полной программе отмечает встречу Нового года, а на промке в это время производится проверка осужденных, оставленных во избежание пожара на фабрике. Она почти всегда проводилась около ноля часов, перед боем курантов.
Сделав перекличку и убедившись, что все осужденные живы, здоровы, трезвы как стеклышко, начальник войскового наряда поздравлял их с наступающим Новым годом и предупреждал о самых тяжелых последствиях в случае, если:
- кого-то из них найдут пьяным;
- возникнет драка или хотя бы даже ссора;
- возникнет пожар из-за курения на фабрике и т.д.
Ровно в ноль часов по зоновскому матюгальнику, раздаётся бой курантов, кто-то из каторжан вытаскивает бутылку шампанского и с большим шумом её открывает. Несколько прапорщиков начинают делать вид, что пытаются её изъять, а каторжане радостно передают эту бутылку друг другу и делают вид, что убегают, при этом каждый из них норовит отхлебнуть из неё хотя бы по глоточку.
…Старая народная примета гласит: как Новый год встретишь, так его и проведёшь. И она свято выполнялась в колониях. Фактически, новогодняя ночь считалась самой спокойной в году.
Выждав обещанное время, и даже умножив его с запасом на два, выходишь с проверкой в помещение отряда. Всё каторжане уже находятся в умиротворенном состоянии: кто спит, кто читает, кто играет в шахматы…. Невольно приходит мысль: «Вот всегда бы так!»
* * *
Лирическое отступление № 2. Любой и каждый каторжанин на вопрос о том, чем один Новый год отличается от другого, обязательно ответит так:
- Сроком. Чем больше этих январей встретишь – тем меньше срока останется….
Комментарии