Сергей Железняк: Американцам могут и не запретить усыновлять российских сирот

На модерации Отложенный "При Суркове такого не было"
 

Текст: 
Екатерина Савина


Американцам могут и не запретить усыновлять российских сирот, сообщил депутат-единоросс Сергей Железняк. PublicPost выяснял, что в "Единой России" и в администрации президента признают — запрет был не продуман, риски не просчитаны.

В воскресенье вечером депутат от "Единой Росии" Сергей Железняк написал в своем Facebook пост, который, с одной стороны, жестко критикует иностранное усыновление, а с другой — намекает на то, что его не запретят. "С американской стороны за год, который требуется для расторжения международного соглашения в одностороннем порядке, если они хотят его сохранить, мы должны получить гарантии беспрепятственного доступа к усыновленным детям, возможностей защиты их прав в суде, вплоть до лишения прав опекунства недобросовестных приемных родителей, а также реального взаимодействия по привлечению к уголовной ответственности тех, кто мучил и убивал наших детей в США", — поставил депутат условие. Дело в том, что российско-американское соглашение об усыновлении, вступившее в силу всего месяц назад, согласно нормам международного права, выше, чем закон, принятый российской Госдумой. Правда, закон дает основание судьям не отдавать детей на усыновление.

На самом деле и в "Единой России", и в администрации президента уже думают, как наиболее изящно откатить назад, и усыновление американцами не запрещать, утверждают многочисленные источники PublicPost. Для подстраховки против этой меры выступают спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко и глава МИД Сергей Лавров, которые всегда отражают официальную точку зрения. "В этом смысле заявление Железняка симптоматично, он тоже несамостоятельный политик, и не стал бы делать такое заявление по своей инициативе, — говорит один из собеседников в "Единой России". — Но есть и другой момент — депутаты не хотели голосовать, поэтому они отказываются эту историю комментировать, кромеЕкатерины Лаховой, Ольги Баталиной, Светланы Горячевой, Евгения Федорова иРоберта Шлегеля. И Железняк мог получить разнарядку".

Источник уверен — запрет будет одобрен Советом Федерации, подписан Владимиром Путиным (это стало понятно после его пресс-конференции в четверг), зато после Нового года Госдума может внести новые поправки, которые, например, "просто запретят работу в России некоторым агентствам по усыновлению". Формальный повод для этих новых поправок — 100 тысяч подписей, собранных "Новой газетой" — еще 6 февраля Путин предложил рассматривать в парламенте общественные инициативы, собравшие более 100 тысяч подписей.

Пресс-секретарь президента Дмитрий Песков в разговоре с PublicPost предложил дождаться принятия закона, а потом "принять во внимание" инициативу.

В администрации президента, инициировавшей запрет на усыновление, поторопились и не рассчитали возможные последствия, уверены собеседники PublicPost. "Когда 14 декабря Барак Обама подписал "закон Магнитского", Путин сказал — ответить. После этого в администрации все забегали по коридорам с бумажками, я своими глазами видел. В итоге победила идея замглавы администрации Вячеслава Володина", — рассказывает источник, близкий к администрации президента. Володин, в свою очередь, заручился поддержкой Екатерины Лаховой, которая о запрете на усыновление мечтала давно, у нее были все материалы, и Ольги Баталиной — своей давней знакомой еще по Саратову. Кто конкретно писал поправку, непонятно — по данным PublicPost, это все же Лахова. А вот член Координационного совета оппозиции Сергей Пархоменко нашел другой след с помощью IT-специалистов. В базе документов Госдумы он нашел текст поправок и исходные данные текста — согласно им документ создавал референт государственно-правового управления администрации юрист Сергей Тихомиров. Но и та и другая версия подтверждают — идея запрета в любом случае была спущена из Кремля, как и говорили источники PublicPost в среду, в день второго чтения в Госдуме.

Более того, один из собеседников в "Единой России" рассказал, что перед голосованием лидеры думских фракций встречались со спикером парламента единороссом Сергеем Нарышкиным, который с 2008 по 2011 год был руководителем администрации, и начальником управления внутренней политики администрации Олегом Морозовым, который с 1994 по 2011 год был депутатом. На этой встрече и было принято решение голосовать за закон. Голосовали в итоге не все. С теми, кто во втором чтении на кнопку не нажал или голосовал против, в четверг, 20 декабря, Морозов встретился еще раз. Интересно, что не поддержавший поправку во втором чтении Александр Сидякин на эту встречу просто не пришел. А вот Мария Максакова, воздержавшаяся в третьем чтении, пришла, но ее не убедили. В любом случае, иронизирует собеседник PublicPost в "Единой России", "при Суркове такого не было" (бывший замглавы администрации президента Владислав Сурков курировал внутреннюю политику с 1999 по 2011 год — PublicPost), и запрет на усыновление — "это крупнейший провал и ошибка внутренней политики Володина, который не просчитал риски".