1979 война Китая со Вьетнамом,

На модерации Отложенный


1979, Китай,Вьетнам, СССР-история и уроки войны

Источник: 

Советский ВМФ в сдерживании китайской агрессии против Вьетнама в 1979г.

 http://alerozin.narod.ru/vietnam79.htm


После завершения Вьетнамской войны и объединения Северного и Южного Вьетнама, несмотря на всю советскую помощь во время войны вьетнамские руководители, не желая зависеть от СССР, вели независимую политику и отношения между нашими странами, несколько охладились. Но вскоре выяснилось, что попытка опереться на Китай может привести к еще большей зависимости страны, тем более что китайцы хотели доминировать во всем регионе. В результате выбор вьетнамского руководства остановился на Советском Союзе, но до китайской агрессии в феврале-марте 1979 года отношения все равно были прохладными. Китайское нападение заставило руководство Вьетнама пойти на сближение с СССР, в том числе и в военно-морской сфере.
На рассвете 17 февраля 1979 года китайские военные после многочисленных провокаций начали агрессию против СРВ. Поводов для китайского вторжения было множество. Социалистическое преобразование экономики на Юге нанесло урон, прежде всего крупной китайской общине во Вьетнаме. Ее конфликты с вьетнамцами приобрели форму межэтнической розни и отрицательно сказались на отношениях Вьетнама и Китая. Весной — летом 1978г. Пекин приступил к осуществлению операции «Наньцяо», по организации отъезда этнических китайцев – хуацяо в Китай. Во Вьетнаме проживаю свыше 1 ,2 миллиона лиц китайского происхождения, и «Наньцяо» была задумана, как операция по «умерщвлению живого организма без открытого кинжального
удара, без прямого подсыпания яда». Предполагалось, что провинцию Куангнинь покинут все жители китайского происхождения, а это означало, что должны были бы прекратить работу лесорубы, что возникнет нехватка рабочих рук во время сбора урожая риса, что из портов Хонгая, Камфа и Хайфона уйдут докеры. Агенты Пекина помогали хуацяо незаконно пробираться к Китаю, а затем сами закрыли границы. Тем самым были вызваны заторы на пограничных пунктах. Китайские провокаторы подстрекали оставшихся без крова людей нападать на представителей вьетнамских органов власти, создавать беспорядки, прорываться в Китай, хотя кроме самих китайцев их никто в пограничной зоне не удерживал. Более 170 тысяч обманутых людей легальными и нелегальными путями покинули СРВ и ушли в Китай. Многие вернулись на историческую родину сушей, а часть отправилась в путь по Южно-Китайскому морю на лодках.
Китайцы стали создавать трудности на различных объектах, сооружаемых во Вьетнаме. Поставки необходимых чертежей и машин задерживались. Оборудование приходило некомплектным. Китайские рабочие и инженеры неожиданно уезжали. Все это отрицательно сказывалось на строительстве и сдаче в эксплуатацию необходимых СРВ объектов, тормозило развитие экономики республики. 12 мая 1978г. правительство КНР приняло решение отменить все поставки оборудования, предоставляемого СРВ. Пекин заявил, что высвобожденные средства будут использованы для трудоустройства лиц китайской национальности, которых Вьетнам якобы «выгнал» из страны.
После начала в декабре 1978 г. боевых действий патриотических сил Кампучии против полпотовских войск и их активной поддержки со стороны официального Ханоя выразившейся в вводе 120-тысячной вьетнамской военной группировки в Кампучию. Китай воспринял ввод вьетнамских войск и свержение Пол Пота как удар по своему престижу и усилил давление на Вьетнам. Китайцы, в частности, отозвали посла и военного атташе из Ханоя, сократили до 1/3 состав своего посольства, аннулировали соглашение о безвизовом сообщении между двумя странами, прекратили оказание экономической помощи и в декабре 1979г. прервали железнодорожное сообщение. Одновременно в октябре-ноябре 1978 г. под видом учений в приграничные районы были переброшены девять дивизий и началось скрытое перебазирование авиации из центральных районов Китая на аэродромы Куньминского и Гуанчжоуского военных округов.
Момент нападения на Вьетнам выбран был не случайно. Примерно 85 % кадровых вьетнамских частей находились в Кампучии, кроме того, около 25 тысяч вьетнамских солдат находилось в Лаосе. Пекин завершил психологическую военно-политическую подготовку, провел дипломатическую разведку. Дэн Сяопин побывал в Вашингтоне (29.01-05.02.1979) и на обратном пути в Токио, где рассыпаемые в адрес Вьетнама угрозы не получили должного отпора.
Незадолго до агрессии 29 июня 1978г. Вьетнам вступил в СЭВ, 3 ноября 1978г. в Москве между СССР и Вьетнамом был заключен Советско-вьетнамский договор о дружбе. Помимо стандартных положений о торговле и культурном сотрудничестве, пакт содержал важные военные положения, касающиеся «совместной обороны», подразумевающей «совместные консультации и эффективные действия по обеспечению безопасности обоих стран». Для Пекина заключение договора было болезненным уколом.
К этому моменту советско-китайские отношения испытывали большие трудности. 1 ноября 1977г. орган китайских коммунистов «Жэньминь жибао» в передовице обозначила СССР как самого опасного врага Китая, в то время как Соединенные Штаты теперь рассматривались союзником. 26 марта 1978г. министерство иностранных дел Китая потребовало, чтобы Москва, в дополнение к признанию существования проблемных областей на китайско-советской границе, полностью удалила советские части из МНР, и снизила их число на всей китайско-советской границе.
Фактически вторжение началось уже вечером 16 февраля, когда часть подразделений из состава соединений первого эшелона, имея проводниками хуацяо, в течение ночи просочились через государственную границу на глубину 3-6 км и скрытно вышли в тыл вьетнамских войск, занимавших первый рубеж обороны. 17 февраля 1979г. в период с 3.30 до 5.20 разновременно НОАК семью дивизиями после 30-35 минутной артподготовки (а на лаокайском направлении без артиллерийской подготовки) перешла вьетнамскую границу в 26 местах на протяжении всей 1460-километровой границы.
Несмотря на сопротивление, 18 февраля китайцы захватили города Лаокай (Lao Cai) и Монгкай (Mong Cai). Наибольший урон понесли вьетнамские части, сосредоточенные вокруг городов Лаокай, Мыонгкхыонг, Као Банг, Ланг Шон и Монгкай. В свою очередь за два дня 17 и 18 февраля вьетнамские пограничники, подразделения региональных войск и народного ополчения вывели из строя 3500 солдат противника, нанесли тяжелые потери 12 вражеским батальонам, подбили 80 танков, пленили десятки солдат и захватили большое количество боеприпасов.
То что китайская армия наткнулась на ожесточенное сопротивление подтверждали и сами китайцы. 20 февраля китайская армейская газета «Цзефанцзюнь бао» сетовала: «Вьетнамские власти ведут себя слишком нагло. Учитывая то обстоятельство, что за ними стоим советский социал-империализм, они бешено выступают против нас».
На занятых территориях китайцы проводили массовые зверские убийства вьетнамских мирных жителей, которые не успели эвакуироваться вглубь республики. Так 17 февраля ворвавшись в общину Тханьлоа (провинция Лангшон), они сожгли около 100 домов и учинили расправу над всеми, кто не успел эвакуироваться – стариками, женщинами, детьми. Малышей поднимали за ноги и рвали пополам. Женщинам вспарывали животы. Стариков забивали ударами прикладов. В общине Баулау китайские танки и пехота перехватили вьетнамский автобус, увозивший мирных жителей из зоны боев и всех, 30 человек убили на месте. И подобных фактов убийств мирных жителей были сотни.
За семь дней боев с 17 по 23 февраля по данным ВИА, вьетнамские бойцы уничтожили 16 тысяч солдат китайской армии, подбили 160 танков и бронетранспортеров,
Китайское командование применяя тактику «человеческого моря» и не считалось с относительно крупными потерями в личном составе (до 2-3 тыс. чел. в сутки), им приходилось дорого платить за малейшие успехи. За неполные десять дней боев на каобангском направлении ополченцы и региональные части вывели из строя около 10 тысяч китайских солдат, сожгли и подбили 134 танка, взяли много пленных.
4 марта Центральный Комитет коммунистической партии Вьетнама обратился к бойцам и всем соотечественникам с призывом смести агрессоров с родной земли, надежно защитить границы отчизны. В Ханое в ответ на призыв тысячи людей приступили к строительству бомбоубежищ, рытью траншей и укреплений. Газета «Нян зан» вышла с передовой статьей «Вся страна бьет агрессора, весь народ – солдат!». А 5 марта в 22 часа во Вьетнаме была объявлена всеобщая мобилизация. Определяя масштабы общей мобилизации, Национальное собрание СРВ предусматривало охват ею большего, чем в период отражения американской агрессии, контингента населения. Призывались все мужчины от 16 до 45 лет и женщины – от 18 до 40.
Не достигнув поставленных политических целей и столкнувшись с возможностью начала большой войны, 5 марта китайское руководство приняло решение об отводе войск с территории Вьетнама и объявило об этом.
16 марта 1979 г. Китай официально заявил о завершении вывода своих войск с территории Вьетнама.


Агрессия обернулась крахом китайской военной машины – 300 тысяч китайцев, оснащенных тяжелым оружием, были сдержаны не вьетнамской армией, а пограничниками, милицией и народным ополчением приграничных провинций. При этом за 30 дней конфликта максимальное продвижение китайцев составило около 80 км. По данным Генерального штаба Вьетнамской Народной Армии, потери китайских войск за период военных действий с 17 февраля по 18 марта с.г. составили 62,5 тысяч человек (за первую неделю боев потери составили 16 тысяч, к 27 февраля – 27 тысяч, к 5 марта – 45 тысяч.), полностью разгромлены три полка и 18 батальонов противника, уничтожены 550 военных машин, в том числе 280 танков и бронетранспортеров, 115 орудий и минометов. Китай оценил свои потери в 15 тысяч человек.
В результате агрессии по китайским данным только за первую неделю войны вьетнамцы потеряли 10 тысяч человек. А всего по оценке современного китайского исследователя, вьетнамские потери составили около 20 тысяч человек убитыми и ранеными. В шести провинциях СРВ было уничтожено 45 тысяч домов в деревнях, свыше 600 тысяч квадратных метров жилой площади в провинциальных городах. 350 тысяч человек остались без крова. Разрушено 32 профессионально-технических училища, более 900 школ: 180 тысяч учеников не посещали занятий. Разграблено имущество 428 больниц, медицинских пунктов и аптек. Так только в четырех уездах провинции Лангшон куда сумела прорваться китайская армия в результате нашествия: разрушено двадцать четыре предприятия, 25 больниц, 72 детских сада и яслей, 30 школ, 115 километров шоссейных и 17 километров железных дорог, 57 мостов, 22 трансформаторные станции, 402 тысячи квадратных метров жилья. В подвергшихся агрессии провинциях были стерты с лица земли 164 вьетнамские деревни, уничтожены двадцать пять шахт, 55 промышленных предприятий из 68, которые подверглись нападению, китайцы уничтожили или забрали с собой 500 автомашин, 20 тысяч буйволов, лошадей и коров.
Сразу после начала китайского вторжения СССР однозначно заявил о своей поддержке вьетнамского народа и своей готовности выполнить свои обязательства, налагаемые на него договором о дружбе от 3 ноября 1978г.
Находящиеся во Вьетнаме советские специалисты сразу приступили к боевой деятельности совместно с вьетнамцами. В дополнение к ним из СССР начали подтягиваться подкрепления. 19 февраля 1979г. в Ханой прибыла группа из 20 советников и специалистов по основным видам войск.
Летчики транспортной эскадрильи на «Ан-12» осуществляли переброску армейского корпуса из Кампучии на Лангшонское направление. 22 февраля советский военный атташе во Вьетнаме полковник Н.А.Трарков пригрозил китайцам «выполнением СССР своих обязательств по договору с Вьетнамом». «Тайм» в марте 1979г. писал: «До тех пор, пока вьетнамские войска будут держаться, СССР будет продолжать войну на пропагандистском фронте. Опасность состоит в том, что если Пекин пойдет дальше, атаковав Ханой и Хайфон, или решит сохранить присутствие своих войск на вьетнамской территории, СССР, не желая демонстрировать слабость и нерешительность, ввяжется в конфликт... Гораздо более опасной выглядит перспектива акций СССР на 4500-километровой границе с КНР, вдоль которой ныне дислоцированы 44 советские дивизии. Советские войска могут появится на заснеженных равнинах Синьцзяна, однако более вероятной целью будет Маньчжурия – центр китайской тяжелой индустрии. В качестве еще одной цели «судного дня» эксперты называют китайские ядерные объекты в районе Лобнора (эта цель выглядит более предпочтительной в глазах советских военных)».
СССР заявил о своей готовности вмешаться в конфликт. 2 марта было опубликовано второе «Заявление Советского правительства». Китайцам было однозначно заявлено, что если их армия немедленно не уйдет из Вьетнама, ему придется воевать на два фронта.
Советское заявление подкреплялось реальной силой. В готовность № 1 были поставлены советские ракетные части, дивизии, стоявшие на советско-китайской границе. Группировка, имеющая в своем составе 250 тысяч человек с авиационной поддержкой, начала концентрироваться вдоль границы. Но шутить с Китаем, играясь в полумеры и половинчатые действия, нельзя было в принципе, а в создавшейся обстановке уже начавшейся агрессии против СРВ этот путь был тупиковым. В Москве решили действовать, что называется, без упрощений и послаблений. Полки боевой авиации с территории Украины и Белоруссии перебрасывались на аэродромы Монголии. И речь здесь идет не о десятке самолетов, вырванных из отдельных частей постоянной готовности с наиболее подготовленными летчиками, а о полноценных авиационных полках в штатном составе. Их обслуживание и дозаправку при этом проводили части пяти военных округов. Вместе с авиационными полками военно-транспортной авиации перебрасывались и подразделения аэродромно-технического обслуживания. В отдельные моменты времени в воздухе одновременно находились десять авиационных полков фронтовой авиации. Не менее масштабными были передислокации соединений и частей других родов войск. В сложных климатических и природных условиях они совершали марши на большие расстояния из Сибири в Монголию (более 2 тыс. км). При этом войска перегруппировывались по железной дороге, автотранспортом, перебрасывались по воздуху. В частности, воздушно-десантная дивизия из Тулы перевезена в район Читы на 5,5 тыс. км военно-транспортной авиацией одним рейсом всего за двое суток. К возможной войне готовились прорабатывались вопросы организации обороны, отражения вторжения противника, нанесения контрударов и организации контратак. Приказом Главкома ВВС началось повсеместное камуфлирование боевой авиации. После начала боевых действий на Дальнем Востоке для защиты Трансиба от возможных действий со стороны китайцев, были воссозданы бронепоезда.
В период с 12 по 26 марта 1979 г. с целью оказания военного давления на Китай в связи о его агрессией против Вьетнама в приграничных военных округах на Востоке СССР и на территории Монголии были проведены войсковые учения. Всего в них принимало участие двадцать общевойсковых и авиационных дивизий. Общая численность привлекаемых на учение войск составила более 200 тыс. человек личного состава, свыше 2,6 тыс. танков, около 900 самолетов.
На кораблях Тихоокеанского флота было объявлено: «Китайские войска начали боевые действия против дружественного нам Вьетнама. Памятуя о конфликте на острове Даманском, мы не можем гарантировать, что оружие китайских милитаристов не повернется в сторону наших границ. Дальнейшее развитие событий во Вьетнаме может потребовать участия нашего флота в оказании помощи дружественному вьетнамскому народу. На кораблях с этого момента объявляется часовая готовность». На кораблях как и по всей стране прошли митинги, осуждающие китайское вторжение. Китай не решился задействовать свои ВМС для агрессии против Вьетнама из-за присутствия советских боевых кораблей.
Два советских БДК совместно с вьетнамскими кораблями участвовали в переброске танков и бронетранспортеров двух танковых бригад из портов погрузки Сианук (в Кампучии) и Сайгона в Хайфон.
Наши корабли обеспечивали безопасный переход и доставку грузов во вьетнамский порт Дананг, все военные грузы из СССР шли туда, так как Хайфонский порт находился в 100-250 км от линии фронта.
Командир дизельной подводной лодки «Б-88» Федор Иванович Гнатусин вспоминал: «В начале 1979 года мы расслаблялись - стояли в очередном заводском ремонте, когда началась эта малопонятная война двух азиатских социалистических государств. Но уже через неделю нас выпнули из завода в море. Скоростная сдача задач, погрузка боевых мин и торпед, еще неделю - загрузка и утрамбовка в и так-то тесных отсеках тонн регенерации, ЗИПов, продовольствия, аппаратуры прикомандированных разведчиков... Мы шли на войну. Во Владивостоке, Находке, Одессе грузились караваны военной помощи маленькому азиатскому государству. Завтра в Южно-Китайском море их могли встретить джонки и мотоботы-камикадзе, артиллерийские и торпедные катера, СКРы и эсминцы "братьев навек", с которыми вступят в бой советские катера, СКРы и эсминцы тех же самых проектов. А мы, подводники, будем встречать огнем и мечом китайские ВМС на путях их вероятного подхода к берегам Вьетнама"
Естественно и американский флот не мог обойти район конфликта стороной. Авианосно ударное соединение во главе с авианосцем «Constellation» (CV-64), находилось на боевой службе у берегов Юго-Восточной Азии с 6 декабря 1978г. Для того, чтоб держать их подальше от района широкомасштабных боевых действий, американским кораблям перекрыли пути подхода наши дизельные подводные лодки. Часть из них оставалась на глубине, а некоторые в наглую держались в надводном положении. Нервы наших моряков оказались крепче - американцы созданную морскую заградительную линию перейти не решились.6 марта АУГ во главе с авианосцем «Constellation» ушло в район Аденского залива, где бушевал конфликт между Северным и Южным Йеменом.