НЕНАВИСТЬ К СЕБЕ?

На модерации Отложенный

Чем объясняются весьма распространённые в уличном нашем повседневном взаимодействии раздражительность, нетерпимость к манерам других людей, заметно отличающие нашего брата от людей западного менталитета? Объяснение простое – мы недостаточно сильно любим сами себя! Ведь взвинченность за рулём, в трамвае, на улице в действительности есть ежеминутное ожидание шанса на высвобождение недовольства собой, на освобождение от ненависти к себе, возникающей из-за кажущихся собственных промашек на работе, в быту.

Нормальный человек ответственен сам перед собой, и он более склонен приписывать многое плохое, созданное в действительности государством, своим личным неудачным действиям – заводится «пружина неудовлетворённости». Отказать себе в удовольствии эту пружину злорадно «разневолить», например, на соседа по дорожной полосе – россиянину не по силам!

А суть в том, что в России столетиями сохраняется дисбаланс между бесчисленными псевдоцелесообразными государственными запретами и шансами на личное счастье, на подъём в одном из «социальных лифтов», создание которых и составляет смысл государства, является целью существования НОРМАЛЬНОГО  ГОСУДАРСТВА. При этом если «вверху» эти шансы в России формируются как почти приемлемые и внешне смотрятся как цивилизованные, то по мере опускания в реальную жизнь эти шансы уже «разобраны» чиновничеством – полностью разгромлены мелкий и средний бизнес, разворованы зарплаты, рейдерство силовиков скрутило руки реально талантливым бизнесменам. Государственная машина, в свою очередь, расплачивается за всё это тем, что раздражение и паника неудовлетворённости толпы поднимается «вверх», охватывает большую и, что печально, самую активную часть общества. И в результате мы имеем «парламент», паника в котором по поводу судьбы депутатами наворованных денег порождает чудовищ типа «Антимагнитского закона».

Вывод – чем больше в обществе запретов, чем меньше целесообразной свободы, тем более зол гражданин в повседневной жизни, тем вреднее и бесчеловечнее будут чиновничьи решения, тем… многочисленнее запреты! Круг замыкается. Но запреты заменяют размышление. А упразднение мысли – это запрет понимания, толерантности к иной мысли. Конфликт любого человека с общественным стереотипом, с запретом порождает злорадность окружающих, порождает общее повседневное раздражение. Оно засоряет внутренний мир гражданина. Гнёт нелогичных запретов и установлений вступает в конфликт с врождённой сердобольностью и совестливостью нормальных людей – складывается взвинчивающая, беспокоящая атмосфера. Гражданин начинает устойчиво ненавидеть себя и других, и в итоге приходит к неприязни к своей собственной стране.

Очень скверную роль играет и настойчивое, почти силовое внедрение массовой лени - работает "нефтяная игла". Ведь вынужденно бездельничающих людей мучает ощущение ненужности своих способностей - даже если они "получают зарплату". Невозможность применения талантов огромного числа энергичных личностей из-за фактической блокировки государством мелкого и среднего бизнеса, массовая неприкаянность интеллектов и ощущение ненужности и неактуальности образования вселяет в людей чувство своей вины, неполноценности. Бесталанный в своей основной массе чиновник делает вид, что, якобы тот, «кто хочет и способен, может развернуть бизнес». В действительности – это пестование виноватости граждан при фактическом противоборстве любой экономической, а стало быть, и политической инициативе массового гражданина. Влезающий в естественные и положительные процессы общественной саморегуляции чиновник, вооружённый узаконенными запретами, нарушает динамику развития общества. Он посылает ОМОН на мучающихся от чувств вины и неосуществимости своих общественных функций активных людей, отказываясь признать, что истинной причиной их недовольства является он сам - этот чиновник. Но он виноват не как разумный индивид, а как лишь винтик "вертикали". А в вертикали чиновникъ не имеет права на иное, без ОМОНА, решение! И получается – амбициозный и конструктивный для общества чиновник тоже раздавлен! Как «винтик вертикали» не виноват и ОМОН. На другой стороне – у гражданина тоже внутренний раздрай - "и чего я на митинг не пошёл?"… Складывается глобальное по обществу отсутствие эффективной логики и действия, единственно только способных сделать обстановку убедительно спокойной для внутреннего мира гражданина.

Наш «парламент» – плоть от плоти мы с вами. Там ведь тоже раздрай и самозапутанность! Ведь каково внутреннее психологическое содержание однозначно злобных запретов «Антимагнитского закона»? Это – муки совести альхенов (по Ильфу и Петрову), которые никак не могут не воровать, но и не могут реализовать себя как умных и независимых политиков. Такса на оплату мандата непрерывно растёт – нужен бизнес праведный или любой. Ещё и почти обязательно обновляемому в депутатстве корпусу жён "просто ужасно хочется жить богато"! Депутаты новеньким и молодым супругам разъясняют, что закон не помогает им - депутатам в открытую жить богато! И вот взвинчены депутаты не только этим сверлением, но и никак не подыхающими внутри них остатками честности! Они, эти остатки, требуют что-то предпринять. А что именно? Увы! Только дозволенное, то есть, приказанное сверху. И здесь ненависть к себе, с одной стороны, недостаточно наворовавшему, а с другой - ничем фактически не управляющему и не состоявшемуся как политику… Остаётся "Смотрим вверх и на жену, надуваем щёки". Всего лишь! Обидно...

В итоге вместо хотя бы декоративного согласия с логичностью мер по «списку Кардина» российский «парламент» вершит акт злобности, позорящей не только его общий профессиональный уровень, но и ставящий очередную веху в картине сползания России в общую политическую беспомощность и безыдейность. Ведь по трезвому размышлению серьёзным дядям вполне хватило бы добродушной ухмылки и заявлений о декоративном «расследовании» в ответ с советом америкосам «не лезть в чужой монастырь». Если бы логику не затмила чисто бабья паника по поводу судьбы наворованных богатств…

И действительно, ну кто реально станет ваши, господа депутаты, деньги отыскивать? Да и обогнуть угрозы нетрудно в условиях, когда на Западе практически любые шаги по частной собственности реализуемы лишь по суду. «Антимагнитским законом» расписались ещё и в отсутствии квалификации у спецслужб, обязательно обслуживающих интересы (всякия интересы!) ворующих депутатов! И ещё. Опуская, видимо, естественную для «крутых парней» безжалостность к уже подготовленным к переезду в США больным российским детям, надо отметить несомненный мазохизм Думы в отношении своего и без этого чрезвычайно скромного авторитета.

Толерантность, незлобивость – признаки ума и совести. Неужели наши депутаты не читали «Опытов» М. Монтеня (1533-1592)?! (Шуточный вопрос… Конечно, читали - см.фильм "Жмурки" с предельно звёздным актёрским составом, смачно и весьма реалистично изображающим трудный путь двух киллеров в российские депутаты). Монтень первый в литературе обратил внимание на недостаток любви к себе самому как корню взаимной нетерпимости. Разумный человек понимает, что агрессивное неприятие чужого мнения вызовет ответную агрессию и может разрушительно повлиять на самооценку личности через ответ на вопрос, непрерывно существующий внутри человека «Кто Я?». А вопрос этот внутри нормально воспитанного индивида ставит совесть. "Совесть может преисполнять нас страхом, так же как может преисполнить уверенностью и душевным спокойствием." Жаль, что страна от внутреннего вопроса индивида «Кто Я?»  перепрыгнула в вульгарный капитализм со сверлящим «Сколько у меня сейчас денег?».

Мы не шли через разоблачения "Декамерона" к протестантскому осмыслению рынка и к познанию путей общего равновесия в обществе. Мы совсем другие! Западный менталитет прошёл трудный путь исканий и мучений. От него мы взяли лишь внешние атрибуты, принявшись все вместе эксплуатировать их так, как очень показательно это делают наши не очень совестливые депутаты. Что помогает им вытворять то, что мы видим? Ещё во времена Монтеня знали диагноз - мы сами все вместе им способствуем! Вот временной ориентир, описанный в Википедии.

Близким другом М.

Монтеня «был философ Этьен де ла Боэси, автор «Рассуждений о добровольном рабстве», некоторые части из которых Монтень включил в свои «Опыты». За его выступления против абсолютизма и тирании и в поддержку гражданского неповиновения и ненасильственного сопротивления его впоследствии называли «анархистом» и считали своим предшественником такие разные авторы, как ситуационист Рауль Ванейгем и либертарианец Лев Рокуэлл. Мюррей Ротбард считал его «основателем современной политической философии во Франции». Мы - россияне пребываем в абсолютизме и в добровольном «нефтяном рабстве». А поскольку раб «не зарабатывает, а получает» от хозяина, то рабам свойственно ненавидеть друг друга. То есть чаще всего не любить самих себя в других людях.

Конечно, речь идёт лишь о весьма распространённых негативных стандартах взаимодействий в случайных повседневных пересечениях граждан. Народ наш в своей личной, семейной жизни как бы в компенсацию изъянов социума всегда был любвеобильным, хлебосольным, сердобольным.

Говорят, что россияне за рубежами России один из немногих народов, которые практически никогда не создают землячеств. Боятся случайно воссоздать российский социум? Ужасно, если это правда.