Российские дети-жертвы карателей?

«Реакция Москвы носит карательный характер»

Общественные организации США, занимающиеся усыновлением иностранных детей, в шоке от «антимагнитского закона»

Национальный совет по приемным детям, штаб-квартира которого расположена в пригороде Вашингтона — Александрии, первым выступил с заявлением, в котором призывает российские официальные лица «исправить ситуацию во имя более чем 700 000 российских детей, брошенных родителями и находящихся на попечении государства, заслуживающих того, чтобы расти в семьях, где их любят».

Американцы любят заводить приемных детей. И готовы месяцами ждать в очередях, ехать за тысячи миль, бороться с бюрократами и платить взятки ради того, чтобы вернуться домой с сыном или дочкой. Готовы этих детей лечить и платить за это десятки тысяч долларов. В Америке не хватает собственных брошенных детей, чтобы «удовлетворить» спрос семейных пар. Россия в списке зарубежных государств, откуда особенно охотно американцы усыновляют сирот, — на третьем месте, после Китая и Эфиопии.

Президент Национального совета по приемным детям Чак Джонсон заявил: «Нам очень сложно найти какую-либо связь между «актом Магнитского» и усыновлением американцами российских детей. Нам кажется, что те российские политики, которые на протяжении десяти с лишним лет выступали против усыновления детей в США, воспользовались ситуацией, чтобы сорвать двустороннее межправительственное соглашение о приемных детях».

Это соглашение было подписано в Вашингтоне в июле 2011 года и вступило в силу с 1 ноября 2012 года. Как считают американские организации, помогающие усыновлению маленьких россиян, немногие трагические случаи с приемными детьми из России (19 инцидентов на 60 тысяч усыновлений) стали катализатором принятия новых правил, ужесточающих критерии отбора семей, куда могут попасть российские дети.

Но вместо того чтобы испытать эти правила на практике, думцы закрывают российским сиротам дорогу в Америку. «Закон имени Димы Яковлева» — это не самый лучший способ почтить память маленького мальчика, — продолжает Чак Джонсон. — Реакция российских законодателей носит карательный характер. Первые жертвы этого закона — российские дети.

«Акт Магнитского» задел российскую элиту за живое. И этот акт — лишь одна из мер. Помимо ответных визовых запретов и арестов счетов в Москве говорят о «списке Гуантанамо», «списке Бута», готовы запретить ввоз в Россию американского мяса. Как полагает политолог, участник заседаний Валдайского клуба Ариэль Коэн, принятие «закона Магнитского» и ответные асимметричные шаги Москвы ставят окончательную точку в политике «перезагрузки»: «Наложились одна на другую две трагедии: трагедия брошенных, часто тяжелобольных детей и трагедия американских бесплодных пар, которые хотят усыновить этих детей. Кроме того, наказали американских производителей свинины, говядины, птицы. Но они-то тут при чем? Мне непонятно, почему должны составляться списки «Абу-Грейб, Виктора Бута, летчика Ярошенко, Гуантанамо». Говорить о том, что в Гуантанамо сидят безвинные люди, чьи права нарушены, смешно. Там сидят убийцы. Так что российские законодатели, составив «список Гуантанамо», не подумали о том, что ставят себя в один ряд с «Аль-Каидой».

Прогноз А. Коэна: «Похороны «перезагрузки», обострение риторики и, возможно, какие-то шаги на геополитической доске, в том числе и по Сирии, будут самыми характерными для двусторонних отношений в 2013 году. Ни к чему хорошему это не ведет. Это обостряет и без того уже серьезную нестабильность в мире, о которой Путин говорит практически на каждом углу».