Ястребы считаются партнерами ворон
Ястребы считаются партнерами ворон
НАТО – главная угроза миру
ВО ВРЕМЯ недавней встречи президента Путина с военнослужащими российской военной базы в Таджикистане ему был задан вопрос о перспективе развития отношений с НАТО на фоне расширения альянса на Восток. Отвечая, президент снова заявил, что ему непонятно, ради чего НАТО, сложившийся во времена холодной войны, существует сегодня. Нет уже двух противостоящих систем, Варшавского договора, и блок, таким образом, утратил свою основную функцию. Однако, по словам президента, существование НАТО – геополитическая реальность, с которой приходится считаться; а поскольку блок может действовать по поручениям ООН, ее Совета Безопасности, то может играть и позитивную роль.
Но не нарушает ли СБ ООН устав собственной организации, давая подобные рисковые поручения агрессивному военному блоку, и не является ли затянувшаяся на многие годы кровавая миссия НАТО в Афганистане под флагом ООН той самой подменой, о недопустимости которой Путин говорил на Мюнхенской конференции по вопросам безопасности в 2007 году?
На указанной встрече Путин распространялся о готовности России выстраивать с НАТО партнерские отношения, о Совете Россия – НАТО, о том, что у обеих сторон есть общие проблемы, как например терроризм, экстремизм, наркотрафик, организованная международная преступность, пиратство. Президент снова повторил уже неоднократно высказываемые российским руководством благие пожелания НАТО не выходить как минимум за рамки своей уставной деятельности и побыстрее трансформироваться в чисто политическую организацию. Он, по сути, так ничего и не сказал о расширении НАТО на Восток. А что тут можно сказать? Не без российского содействия НАТО глубоко проник на Восток (о чем, наверное, никогда и не мечтал) и, видать, надолго обосновался в нашем глубоком тылу.
Президент отметил также, что, несмотря на прошлые заверения натовцев, военная инфраструктура альянса приближается к нашим границам и это создает для страны реальные угрозы, на которые Россия вынуждена реагировать.
На другой встрече с военнослужащими, уже в России, Путин бодро внушал им, что натовцы воюют в Афганистане и это в российских интересах – пусть, мол, воюют, иначе сдерживать фанатиков-талибов пришлось бы российским солдатам. Можно, оказывается, выдавать на-гора и такие политические перлы.
С трудом, однако, верится, что Путину неведомо, ради чего не только сохранен, но и значительно расширен блок НАТО. Очевидно, что таким образом закреплялись, прежде всего, результаты закончившейся в пользу Запада холодной войны. По-прежнему утверждают, что НАТО остается гарантом европейской (и не только) безопасности. Но сегодня Западу (США с Канадой и Европе) никто не угрожает, и этот довод не действует так, как раньше. Не стало Советского Союза, и пугать обывателя на обоих берегах Атлантики больше некем. Ираном? Несерьезно! Но США как-то надо удерживать Европу в натовской узде, чтобы сохранить ее хорошо развитую военную инфраструктуру в качестве будущего театра военных действий вдалеке от своих границ и берегов. Иначе пришлось бы свертывать свои военные базы, вывозить из европейских стран свое тактическое ядерное оружие, лишаться возможности размещать свою систему ПРО на ближних подступах к России, терять свой передовой плацдарм в Прибалтике. Значит, надо воскрешать старые фобии или изобретать что-то новое. Почему бы не потоптаться на дежурной теме «российского экспансионизма»? Или постращать европейцев энергетической агрессией России, имея в виду российские энергопоставки в Европу и якобы использование их в политических целях? А себя изобразить гарантом энергетической безопасности Европы и тем временем исподволь, без особого шума, попытаться вытеснить Россию с газово-нефтяных рынков Европы, постепенно переключив последнюю на иные источники энергоснабжения.
США СТРАШАТ перспективы налаживания полноценных экономических и прочих отношений между Россией и Европой, что, естественно, побуждало бы европейцев к мысли о ненужности и обременительности НАТО (постоянный рост военных расходов, участие в развязываемых США многочисленных агрессивных акциях и авантюрах далеко за пределами уставной деятельности альянса). При хорошо продуманном, конструктивном отношении к Европе Россия могла бы помочь ей со временем избавиться от НАТО, стать, наконец-то, вполне самостоятельным субъектом международных отношений. Европе еще предстоит осознать, что она является заложником США, руководствующимся прежде всего своими глобальными имперскими интересами.
США хорошо понимают, что НАТО как орудие холодной войны свою задачу выполнил, потому и заговорили на все голоса о трансформации блока. Если послушать генсека НАТО Андерса Расмуссена, то, оказывается, «Альянс является ключевым партнером в реализации усилий мирового сообщества по обеспечению стабильности и безопасности».
Блок произвольно присвоил себе некие глобальные функции: борьба с пресловутым международным терроризмом, распространение силовыми методами западной модели демократии, защита прав человека с помощью бомбардировок и ракетных обстрелов. Осуществляется иезуитская подмена понятий: ломовую агрессию выдают за гуманитарную акцию. Против всякой логики НАТО всё чаще выступает в качестве лжемиротворца, исполнительного органа ООН. Одновременно на Западе усиливается критика этой организации. Ее обвиняют в неэффективности, называют институтом ушедшей эпохи. Особенно выводит из себя западников с ковбойскими нравами существующее в Совете Безопасности право вето. Оно укрощает строптивых и агрессивных.
Одна из новых и весьма опасных задач НАТО, с которым мы беспечно партнерствуем, – не позволять России создать на постсоветском пространстве Евразийский союз. В этих целях натовцы во главе с США ведут интенсивную обработку в прозападном духе правящих элит новых среднеазиатских государств. Фактически во всех из них действуют натовские «Программа ради мира» (одна из ее целей – подготовка страны к приему в НАТО) и индивидуальные планы партнерства; расширяются военные связи, оказывается финансовая и иная помощь.
В этой связи Д.Рогозин в бытность свою представителем России в НАТО в своей книге с весьма красноречивым названием «Ястребы мира» пишет:
«Ближнее зарубежье (это словосочетание не нравится моим коллегам в НАТО) из пояса враждебности должно стать дружественным России окружением, тяготеющим к России, защищающим себя от иноземной зависимости, спасающим свои народы, вымирающие столь же стремительно, как и русские. Мы должны создать условия для добровольного воссоединения страны в ее естественных границах. И эта задача намного серьезнее того, чего так панически боятся на Западе: создания «сфер российского влияния». Нет, господа, мы хотим не «на сферы влиять», а собрать воедино свою Родину. В процессе такого воссоединения родится новая политическая культурная нация. Только она сможет сохранить свое суверенное государство и выжить в безжалостной геополитической конкуренции».
Для США и Запада в целом Россия была и остается главным препятствием на их пути к подземным кладовым Востока. Вот почему американские ястребы вроде З.Бжезинского, Г.Киссинджера, М.Ромни и других называют Россию врагом и постоянно говорят о ее расчленении.
СЕГОДНЯ российское руководство проявляет явную нервозность по поводу объявленного «ухода» американцев из Афганистана. Требует даже отчета о проделанной ими работе. Но шумиха вокруг «ухода» была предвыборной рекламной кампанией. И никуда в действительности они не собираются уходить, и отчитываться им не в чем. В Афганистан янки вторглись не для борьбы с пресловутым международным терроризмом. Это коварный предлог и ловкое прикрытие. Главная цель – создание мощного военного плацдарма против Китая и Ирана, особенно в условиях, когда Пакистан, расширяющий свои связи с Китаем (в том числе и по военной линии), становится как союзник США всё менее надежным. Они вбухали в этот плацдарм огромные средства, понастроили десятки различных военных баз, включая ультрасовременные стратегические авиабазы с многочисленными подземными укрытиями. Куда же им уходить от такого добра?
Но как бы американцы ни маневрировали и ни изворачивались, как бы ни вооружали и ни снаряжали наемное войско своих афганских марионеток, рано или поздно им придется убираться из Афганистана, как в свое время из Вьетнама. И было бы гораздо полезнее и продуктивнее, если бы ОДКБ и другие структуры занялись не проработкой мер по преодолению негативных последствий «ухода» натовцев для стран региона (активизация террористической деятельности), а налаживанием отношений с талибами, ведущими сегодня, по сути, национально-освободительную борьбу против иностранных оккупантов. Их приход к власти неизбежен. Пуштунам – сегодня они известны под названием талибы – власть в Афганистане принадлежала всегда. С ними по возможности следовало бы найти общий язык и по мере сил помочь им восстановить опаленную огнем, поруганную и разрушенную страну. Демонизировать талибов недальновидно. Они – коренные афганцы, с этой земли не сойдут. И кстати, только они в состоянии отстоять независимость и самобытность этой горной и гордой страны.
У НАТО поистине глобальные замыслы. В него входят уже 27 немелких государств. И их ряды, судя по всему, будут расти.
Продолжается обхаживание Украины. Повышенное внимание альянс уделяет Южному Кавказу, «расположенному на ключевых нефтяных и газовых маршрутах и имеющему значительные запасы нефти и газа» (слова генсека НАТО Андреса Расмуссена). Натовцы не прочь перекроить карту всего Кавказского региона (Турции с ее пантюркизмом здесь отводится немалая роль), возродить на Северном Кавказе средневековые эмираты, как на Аравийском полуострове, а сам регион превратить в мощный плацдарм против Ирана и России. Натовские корабли стали постоянными участниками маневров в Чёрном море – здесь уже расположены три члена НАТО. Каспийское море объявлено зоной стратегических интересов США. Появление американских военных пунктов в бассейне – дело времени.
В Азиатско-Тихоокеанском регионе сколачивается мини-НАТО – в составе США, Японии, Южной Кореи, Австралии, Филиппин, Сингапура и тяготеющего к ним Тайваня. Американцы наращивают и без того крупную военную группировку в АТР. Как следствие – возрастает напряженность на Корейском полуострове. Разгораются страсти вокруг спорных островов. Неспокойной остается зона Тайваня. Усиливается гонка вооружений. Развертываются сегменты американской глобальной системы ПРО. В докладе председателя КНР Ху Цзиньтао на XVIII съезде КПК по сему поводу говорилось: «Мир весьма неспокоен, нарастают факторы нестабильности и неопределенности, включая силовую политику отдельных стран, попытки подрыва законной власти в ряде стран силами извне… Поднимают голову гегемонизм и новый интервенционизм, учащаются локальные потрясения… Более острыми становятся глобальные проблемы продовольственной, энергетической и сетевой безопасности».
Нацеливается НАТО также и на Арктику, где обнаружены огромные запасы полезных ископаемых, в том числе нефти и газа. Этим, очевидно, объясняется активизация в регионе военной и разведывательной деятельности стран – членов НАТО. Постоянными стали военные маневры на территории Норвегии, в Норвежском и Баренцевом морях. В некоторых из них («Помор-2012», «Северный орел – 2012» и др.) участвовала, как ни странно, и Россия. Отрабатывались методы борьбы с террористами. (Не с белыми ли медведями?)
Активно в своих арктических секторах ведут себя США и Канада. На Аляске развернут первый район американской глобальной системы ПРО. Для другого такого района избран о. Гренландия (Дания), где уже расположена американская радиолокационная станция. На Шпицбергене действует американо-норвежский центр спутниковой связи. В Дании недавно создано объединенное арктическое командование. Для укрепления своего северного фланга руководство НАТО усиленно обхаживает Финляндию. Оно не видит никаких препятствий для ее приема, включая и возможные возражения России.
Очевидно, НАТО намерен поставить этот важный стратегический регион под свой полный контроль. А это значит, что будут предприняты попытки существенно потеснить Россию, значительная часть территорий которой лежит в арктической зоне. Такие попытки уже предпринимались, в частности со стороны Норвегии в Баренцевом море, а еще раньше – со стороны США в Беринговом море.
Как известно, США призывают к интернационализации Северного морского пути. Началом раздора здесь может стать силовой раздел или передел континентального шельфа, установление его новых границ. К весьма вероятному обострению обстановки здесь Россия должна быть готова. Речь идет о ее безопасности. Если мы посмотрим на карту, то увидим, что наша страна методично со всех сторон окружается американскими и натовскими базами. А на страницах печатного органа МИД РФ, журнала «Международная жизнь», кое-кто утверждает, что «реальные внешние угрозы безопасности России минимальны» (МЖ. 2012. С. 63).
К сожалению, российское руководство не делает надлежащих выводов из разворачивающихся вокруг страны опасных и настораживающих событий и явлений, явно запаздывает с принятием необходимых мер. Ставка по-прежнему делается на обманчивое партнерство с Западом. От своих партнеров Россия, однако, слышит одни только требования: отказ от признания независимости Южной Осетии и Абхазии, свертывание военного присутствия в них, вывод российских миротворцев из Приднестровья, отказ от поддержки Сирии, усиление санкций против Ирана… Непонятно, как можно избежать конфронтации с Западом, если он ее постоянно провоцирует. А если Россия в редчайших случаях огрызается, то делает это с большими колебаниями, вяло и с оглядкой.
Она фактически ничего не предприняла, чтобы не допустить натовских варварских бомбардировок Югославии, самой близкой нам страны в Европе. Весьма беззубой была и ее реакция на вызывающую агрессию США и Великобритании против дружественно расположенного к нам Ирака. Более того, она ухитрилась поддержать (под флагом ООН) якобы антитеррористическую миссию НАТО под громким названием «Несокрушимая свобода» в Афганистане.
МОСКВА долго и терпеливо наблюдала за подготовкой натовцами опаснейшей грузинской авантюры, с большим опозданием и кровавыми издержками на нее отреагировала и быстро, однако под давлением западников, свернула операцию по принуждению грузин к миру. Поспешив снова наладить связи с НАТО, активно стала участвовать в различных совместных военных мероприятиях, включая маневры и учения. И это с блоком, который, согласно военной доктрине Российской Федерации, представляет «внешнюю военную опасность» для нашей страны.
По явному политическому недомыслию российское руководство позволило буквально растерзать героическую и брошенную всеми Ливийскую Джамахирию. Теперь оно утверждает, что «цивилизованный» Запад-де его обманул. Но обманывают, как правило, тех, кто готов обманываться. Ничто не мешало ему наложить вето на явно провокационную антиливийскую резолюцию. Поражают действия российских властей и после ливийского побоища. Как можно было столь быстро признать Переходный национальный совет Ливии, пришедший к власти путем кровавого мятежа при силовой поддержке НАТО и башибузуков из арабских монархий? Таким беспринципным путем свои интересы, в том числе и экономические, не отстаивают.
Кое-какой урок Россия из трагических ливийских событий всё же извлекла – в отношении Сирии повела себя иначе. На антисирийские резолюции натовцев и их подручных в Совете Безопасности Россия и Китай наложили вето. Дипломатическая и моральная поддержка борющейся Сирии, бесспорно, важна. Но оправданы ли попытки российской дипломатии усадить за стол переговоров представителей законного сирийского правительства и наемников-бандитов, из-за ложной политкорректности называемых оппозиционерами, получающих открытую военную, финансовую и прочую помощь со стороны натовской Турции, арабских монархий и стоящего за ними Запада? У этой распоясавшейся публики одна цель: не мытьем, так катаньем свалить законного президента Сирии Башара Асада (новый вид охоты дикого Запада на глав государств). При таком яростном, массированном давлении, напоре Сирия может не устоять, и дипломатической поддержки ей может оказаться недостаточно. Потребуются другие меры, и не обязательно это будет демонстрация или применение силы.
Отрезвляющее действие могли бы оказать запрет на натовский военный транзит в Афганистан, выход из санкций против Ирана и возобновление поставок ему оборонительного вооружения. Крушение светской Сирии будет весьма чувствительным ударом по оставшимся позициям России на Ближнем Востоке. После Сирии ястребы непременно примутся за Иран. А потом? Где они остановятся? И остановятся ли?
Возникает вопрос: когда прекратится затянувшееся стратегическое и геополитическое отступление России с бесчисленными потерями и уступками зарвавшемуся Западу?
Внешняя политика России сегодня – это политика неуверенного в себе мятущегося государства без ясной национальной идеологии, выверенных и четких приоритетов. И дипломатия наша всё больше превращается в служанку олигархического (криминального) бизнеса. Раньше торговыми и прочими подобными делами занимались другие ведомства.
Как бы постоянное подчеркивание неконфронтационности, неидеологизированности; исповедование рыночного прагматизма – деньги не пахнут; принцип равноудаленности от агрессора и его жертвы – некий нейтрализм (быть всегда сбоку схватки); зацикленность на коварно подброшенном США «международном терроризме» как чуть ли не на главной мировой угрозе (девизом почти всех военных маневров и учений становится борьба с ним) – не обернулось окончательной потерей самостоятельной и независимой роли России в мировой политике, утратой ее исторической ипостаси великой державы.
И с интеграцией в глобальные процессы тоже далеко не всё у нас в порядке. Зачем было, спрашивается, России залезать в кабалу к капиталистическим финансовым спрутам в лице МВФ и МБРР с их финансовыми пузырями и чудовищными долгами – очень торопилась вписаться в отцветающую капиталистическую экономику? Зачем было надевать на полуразваленную экономику страны ярмо ВТО? Осталось еще податься в НАТО, на чем настаивает прозападная либеральная пятая колонна, – и тогда можно будет полной мерой пожинать гнилые, гибельные плоды разваливающейся капиталистической пирамиды Запада.
Сегодня много говорят о новых вызовах и угрозах, часть из которых сознательно раздувается, как, например, пресловутый международный терроризм, который на поверку часто оказывается государственным разбоем. Но все они вместе взятые меркнут по сравнению с реальной угрозой, исходящей от постоянно расширяющегося и усиливающегося НАТО. Этот блок на глазах превращается в главную ударную силу американских глобалистов. Разглагольствуя о стабильности и безопасности в мире, США методично навязывают мировому сообществу свой имперский, панамериканский, неоколониалистский, глобалистский либерал-фашистский орднунг.
Очевидно, что в реальной политике необходимо исходить из реальных фактов и сущностей; не верить изощренному словоблудию западников о свободе, демократии и правах человека; не предаваться мечтам о партнерстве с НАТО, о превращении его в миротворческую организацию, о совместной с США системе ПРО (от кого или против кого?); не впадать в ложную политкорректность, не слишком полагаться на «мягкую силу», когда другие исповедуют «высокомерие грубой силы»; не обманываться; не забывать, в каком жестоком мире мы живем.
На наших границах рыскают волки, научившиеся блеять по-овечьи. За ними должны внимательно следить стражники с хорошо обученными и сильными овчарками.
А. АНУЧКИН-ТИМОФЕЕВ
Москва
Комментарии