Фото: Министерство обороны Российской Федерации
Каждый год в мире появляются новые виды танков с новым вооружением и современной броней. Для борьбы с такими машинами требуются новые системы противодействия. Завершившиеся недавно госиспытания нового модернизированного противотанкового ракетного комплекса «Штурм-СМ» показали, что у вражеской техники нет ни единого шанса против такого снаряда.
С первых своих появлений на полях сражений танки сразу доказали свою эффективность. Но вместе с тем пехота начала поиски эффективных средств борьбы с новой техникой. Вначале единственным действенным методом противодействия танкам были пушки. Но такие орудия не обладали должной маневренностью, и поэтому военные инженеры стали создавать новые средства.
Создавались специальные крупнокалиберные противотанковые ружья, ручные гранаты, реактивные снаряды «Панцерфауст», также с переменным успехом войска применяли «коктейль Молотова». Но всем им были свойственны одни и те же недостатки, в первую очередь — малая дальность, невысокие бронепробиваемость и точность. Учитывая весь накопленный опыт, конструкторы поняли, что нужен специальный комплекс, который бы объединял в себе точность и огромную мощь вкупе с высокой мобильностью. В 60-е годы прошлого столетия впервые были созданы противотанковые ракетные комплексы (ПТРК) с управляемыми ракетами.
Но с нынешней точки зрения назвать их удачными никак нельзя, поскольку вылезли другие проблемы.
Основными недостатками были большой вес и сложность управления ракетой. Ведь оператор должен был удерживать в перекрестии прицела до момента попадания движущуюся цель и ракету, управление которой осуществлялось с помощью подобия джойстика по проводам. Другими словами, на ракете стояла катушка, с которой в полете сматывался тонкий трехжильный кабель в шелковой оплетке, посредством которого и осуществлялось непосредственное управление ракетой.
Логично предположить, что оружие было крайне сложно в эксплуатации. Боец должен был среди разрывов и дыма отыскивать цель, ловить в поле прицела стартовавшую ракету, точными движениями джойстика аккуратно совмещать ее с целью и удерживать с полминуты, пока она пролетит всю дистанцию. И все это в тот момент, когда противник ведет огонь по стрелку. Поэтому вероятность поражения цели одной ракетой была крайне мала.
Но даже с такими характеристиками ПТРК «Малютка» стал мировым чемпионом: только в СССР их произвели более 300 тыс. штук. Он поставлялся в 30 стран и участвовал во множестве военных конфликтов, включая войну Судного дня 1973 года. Именно тогда египетский оператор «Малютки» Мохаммед Ибрагим Абд эль-Монейм аль-Мусри подбил за один день 8 октября 27 израильских танков, а всего их было выведено из строя около 800.
Но уже тогда главному конструктору коломенского КБ машиностроения Сергею Непобедимому было ясно: «Малютке» нужна замена. Причем такая, которая перекрыла бы все потребности военных, которую можно было бы размещать на любой базе и модернизировать в дальнейшем.
Так появился «Штурм», разработанный в трех вариантах: самоходный для сухопутных войск (литера «С»), вертолетный («В») и корабельный («ЛК»). Сверхзвуковая ракета с дальностью стрельбы до 5 км управлялась по помехозащищенному радиоканалу, ее не надо было ловить прицелом: оператору достаточно держать в прицеле цель, остальное делает автоматика. Вероятность поражения цели — практически 100%. Ракеты оснащались кумулятивной, фугасной и стержневой боевой частью, что позволяло поражать танки, огневые точки и воздушные цели. Первым появился «Штурм-В», ставший основным оружием «крокодилов» — боевых вертолетов Ми-24. Каждый из них нес 4, а в дальнейшем — 16 ракет. Этот вариант комплекса опередил американский аналог на 10 лет.
ПТРК «Штурм-С» Фото: Военное обозрение
Комментарии
Вечные страдания "действие - противодействие".
Делом ему заняться слабО?