За вами наблюдают прямо сейчас! И это не кино
За вами наблюдают. Правительство разработало секретную систему – «Машину», которая следит за вами ежедневно и ежечасно. Я знаю об этом, потому что я ее создал. Я спроектировал «Машину» для борьбы с терроризмом, но она видит все. Преступления, связанные с обычными людьми. Такими, как вы.
Этими словами начинается вышедший в 2011 году американский сериал Джонатана Нолана «Person of Interest». Однако этот текст не про кино, а про «Машину», о которой рассказывается в фильме.
Подавляющее большинство смотревших фильм считает историю про «Машину» чистой выдумкой. Более осведомленные вспоминают в этой связи «Эшелон» – древний проект тотальной прослушки всех каналов коммуникации с выделением ключевых слов, негласно запущенный в прошлом веке в США, а потом повторенный многими странами.
Все эти «эшелоны» увезли много миллиардов долларов, но толку дали мало. Проблема распознавания речи в сильно зашумленном канале связи требует все больших вложений. Новые проекты, типа RATS, возможно, со временем помогут «эшелонам» приносить реальную пользу. Ну а пока «эшелоны» стоят на запасном пути и толку от них не очень много (только не говорите об этом спецслужбам, увозящим на «эшелонах» совсем не шуточные деньги).
И все же, как это ни фантастично звучит, «Машина» из фильма «Person of Interest» существует. И зовут ее Palantir – система для анализа и визуализации данных, разработанная калифорнийской компанией Palantir Technologies (один из ее главных инвесторов – Питер Тиль, основатель PayPal и первый инвестор Facebook). Чтобы убедиться в том, что именно система Palantir стала прообразом «Машины», достаточно сравнить описание того, как работает «Машина», с описанием того, как работает система Palantir.
Вот как рассказывается о том, как работает «Машина», в фильме «Person of Interest» (далее текст из фильма):
«Гордон Курцвайль, сотрудник разведки Минобороны США, имеющий высочайший уровень секретности и уже 20 лет работавший на ФБР, готовился завершить операцию по продаже 12 кг урана иранскому правительству. Операция была так тщательно и искусно законспирирована, что ни одна из спецслужб США не имела ни малейшей информации о ней, а сам Курцвайль был абсолютно вне подозрений. Выявить предателя и тем самым предотвратить передачу урана смогли не федеральные агенты, а «Машина» – суперпрограмма, разработанная компьютерным гением, не работавшим ни на одну из спецслужб США.
«Машина» выявила, что Гордон Курцвайль 18 раз заправлял автомобиль на одной заправке под городом Таусон в штате Мэриленд. Он заезжал туда каждый третий четверг каждого месяца, даже если заправлялся заранее. В 3 из 18 случаев внедорожник, зарегистрированный на имя жены турецкого нефтепромышленника, был там же за два часа до него.
Этот нефтепромышленник, как выявила «Машина», в свое время заплатил за авиабилеты некоего иранца, подозреваемого во взрыве еврейского центра в Буэнос-Айресе в 1994 году. Тончайшая нить между Курцвайлем и его связным, – но машина ее увидела. Она знала и была права. И она следит так за всеми нами».
А вот описание того, как работает Palantir, процитированное в публикации Businessweek со слов его разработчиков:
«В октябре иностранный гражданин по имени Майк Фикри приобрел билет в один конец на самолет из Каира в Майами, где он снимал квартиру. В течение нескольких недель до того он неоднократно снимал ощутимые суммы со счета в российском банке и много раз звонил нескольким абонентам в Сирию. Совсем недавно он арендовал грузовик, поехал в Орландо и в одиночку посетил Диснейленд. Там, как показывают многочисленные видеозаписи камер наблюдения, он не резвился среди веселых аттракционов и прочих достопримечательностей, а провел почти весь день, фотографируя на переполненной площади при входе в Диснейленд.
Ни одно из этих действий само по себе не вызывает подозрений. Многие арендуют грузовики. Многие покупают билет в один конец. Многие имеют связи в Сирии. Немало иностранцев хранят деньги в российских банках. И есть среди них немало угрюмых бук, не умеющих веселиться даже в Диснейленде. Однако все эти факты, только будучи взятые в комплексе, наводят на подозрение, что он, возможно, что-то замышляет.
Несколько лет назад этот комплексный взгляд был невозможен. Аналитик ЦРУ обратил бы внимание на билет в один конец из Каира в Майами, агент ФБР увидел бы серию банковских проводок из российского банка. Но ничто не могло помочь аналитику и агенту связать эти факты вместе. Не говоря уж об их увязке с данными об аренде грузовика и о поездке в Орландо. А про увязку всего названного с анализом видео с камер наблюдения Диснейленда нечего и говорить. Все это было невозможно еще несколько лет назад.
А сейчас это не просто возможно, а работает на задачи безопасности. Благодаря программе, созданной компанией Palantir Technologies, ставшей любимицей спецслужб США».
Сравнив эти два описания, не трудно понять принцип работы «Машины» и системы Palantir.
Он один и тот же (за одним маленьким отличием, о котором скажу чуть позже).
1. Идет сбор потоков данных со ВСЕХ доступных информационных каналов обо ВСЕХ регистрируемых событиях, касающихся ВСЕХ людей: покупка и аренда (билеты, авто, недвижимость, лодки и т.д.), банковские транзакции, транзакции по кредиткам с привязкой к локатору местоположения и характеру покупки (например, оплата на конкретной автозаправке), телефонные звонки, электронная почта, информация со ВСЕХ камер видеонаблюдения, информация о транзакциях во всех федеральных и муниципальных базах данных (полиция, пожарные, госпитали и т.д.) и много что еще.
2. В каждом потоке данных средствами интеллектуального анализа данных Data Mining выявляются необычные события, вероятность которых мала (например, 18 заправок на одной станции в конкретный день месяца), и события из наперед заданных «тревожных списков» (например, переводы из российских банков).
3. Дальше самое сложное в «Машине» – объединение и увязка через специальные адаптеры информации о необычных событиях из разных баз.
4. Если расчетная вероятность всего комплекса связанных необычных событий окажется ниже некоего заданного порога вероятности (допускающего, что связка событий хоть и редкая, но чего не бывает), выдается сигнал тревоги, указывающий на конкретного человека, с которым связан весь комплекс событий.
Теперь о единственном отличии в том, как работают «Машина» и система Palantir. Я специально называю это системой, а не программой. Эта система состоит из комплекса программ и человека – аналитика, взаимодействующего с программой. Программа выдает информацию о комплексе связанных необычных событий в специальной визуальной форме, предназначенной для так называемого визуального интеллектуального анализа данных Visual Data Mining. Например, в такой:
Такой анализ человек делает во много раз быстрее любого компьютера за счет своей уникальной возможности воспринимать визуальную информацию (любой суперкомпьютер в сравнении с человеком пока что отдыхает) и интуиции (тут компьютеру пока вообще делать нечего). Авторы «Person of Interest» не стали усложнять жизнь для зрителей этим отличием, – пусть «Машина» сама, без помощи человека указывает подозреваемого. Да и, в конце концов, какая разница? Ведь указывает же!
Справедливости ради нужно отметить, что система Palantir ничего не смогла бы найти, не будь у нее выхода на колоссальный объем информации, собираемой о каждом человеке. Для сбора и накопления такой информации за последние 20 лет было создано много специализированных систем. Это, помимо уже упоминавшегося «Эшелона» (Echelon), система «Хищник» (Carnivore), система «Эйнштейн» (Einstein), а также хранилища информации, собираемой по технологии «Буря» (Tempest) – электронная слежка, и NGI (Next Generation Identification) – биометрическое распознавание человека.
Информация обо всех людях, собираемая названными системами, а также информация из баз данных банков, процессинговых центров, авиакомпаний и т.д. сваливается и сплавляется в так называемых «плавильных центрах» (Fusion Centers). Ну а подключившись к этим центрам, «Машина» может творить чудеса, выискивая среди сотен миллионов людей подозреваемых в чем-то, что грозит национальной безопасности.
Но помимо этих подозреваемых, «Машина», говоря словами фильма «Person of Interest», «видит все. Преступления, связанные с обычными людьми. Такими, как вы». Спецслужбы такая информация не интересует, но ее можно использовать для весьма хитроумных целей вплоть до предсказания преступлений «обычных людей». И теперь, надеюсь, вы понимаете, что сюжет фильма «Person of Interest» не такая уж и фантастика (лишь чуть-чуть для интересности прибавили).
Конечно, есть энтузиасты – борцы за экономию бюджета, считающие, что миллиарды, выделяемые на «плавильные центры», бросаются на ветер. Даже двухпартийное расследование по этому поводу только что провели. Но «Машина» работает и будет работать дальше.
Что же до фильма «Person of Interest», то можно подбросить дров в костер паранойи: есть мнение, что фильм – чистая пропаганда «Большого брата». И что будто бы главной целью фильма было программирование общественного мнения на толерантное отношение к «Машине», осуществляемое с помощью другой «машины», под названием Predictive Programming.
Сергей Карелов
Комментарии