Сотворение Героя
И сказал Бертольд Брехт: «Горе стране, которой нужны герои». Чем, собственно, и доказал свою лирическую мелкобуржуазную сущность немецкого бюргера (пусть даже гениального драматурга) и порадовал вечных врагов сумрачного германского гения – англосаксов, которые от своих героев никогда не отказывались. И сэру Уинстону Черчиллю с почтением припоминали военные подвиги, и «битлов» к королевской награде представили, и чету Бэкхемов на руках носят. Издержки имперского сознания, видимо.
Путешествуя в современном информационном поле, нельзя не отметить бессмысленности и беспощадности постановочного контента. То есть фильмов, сериалов и программ самых разных авторов и компаний-производителей. Запад уже воспитал «квалифицированных потребителей» всего объема потребляемого, но у нас процесс деградации вкуса и сознания наиболее отчетливо виден именно в сфере аудиовизуальной продукции. Они же, производители, на что валят? На нас. Зрителей. На «пипл». Типа мы «хаваем».
Вопрос спорный – кто определял степень и масштаб «хаваемости», непонятно. Однако изобретенная махровыми торгашами лемма плавно превратилась в аксиому и забронзовела в своей незыблемости.
Но я не про пипл, не про охлос и даже не про демос. Я про их абсолютную противоположность. Про людей, которым, по определению Волошина (Максимилиана Александровича, а не Александра Стальевича), «в стаде тесно». А что вы хотели? Чтобы герой обслуживал ваши меркантильные интересы? Увы. Герой – потому и герой, что ему ваши заботы по барабану. Он выступает в пику, он гладит против шерсти, он прет напролом.
В жизни герой может быть неудобен огромному количеству добропорядочных граждан. Они его осуждают и проклинают. А потом, желательно после его смерти, могут закидать его память и могилу сухими славословиями и цветастыми легендами.
Робин Гуд. Тиль Уленшпигель. Владимир Высоцкий. Думаете, их ничего не объединяет? Жар горения духа – вот признак героя. Герой не может и не умеет тлеть – он обязан пылать. Только герой может высветить мерзость настоящего и прояснить тропы к будущему.
В советском кино герой начался с Чапаева – когда мальчишки плакали в конце сеанса и требовали, чтобы легендарный комдив выплыл. Не выплыл. Но его «Врешь! Не возьмешь!» воспитало в мальчишках тот героизм, который потребовался в годы Великой Отечественной для противостояния жестокому врагу. Киногерой вырастил несколько поколений реальных героев.
Сталин понимал ценность киногероя. Он лично отсматривал новые картины и те, которые работали на воспроизводство подвига, награждал личной премией. И естественно, их создателей. И не было в этом ни пафоса, ни подкупа. Это был трезвый расчет государственного мужа, понимающего необходимость создания пантеона киногероев, способных вдохновлять народ на подвиги.
А подвиги были необходимы, и жертвенные, и повседневные. И явились киномиру Александр Невский, Минин и Пожарский, Суворов, Кутузов, Ушаков, Нахимов. Но и парень из нашего города Сергей Луконин – великий Крючков, и настоящий человек Алексей Мересьев, и лихой разведчик в исполнении того же Павла Кадочникова. И – чуть позже, на излете 50-х, – ярчайший «коммунист» Евгений Урбанский.
Герой – это фигура исполинская. В рамки и регламенты не помещающаяся. Но герою хочется подражать. Вот это аксиома.
Когда же герои – олигархи и удачно продавшиеся профурсетки, перспектива народа печальна. Слышите, Ойген Бертольд Фридрих Брехт? Горе стране, которой нужны такие герои. Уж лучше Данила Багров, наш безысходный, но справедливый Брат и Брат-2.
Нулевые не подарили нам нового героя. Они вообще проскочили под девизом «мы рождены, чтоб ржаку сделать былью». И сделали. В том числе и в кино. Все ниже и ниже, и ниже плинтуса опускается планка творений ушлых КВНщиков.
Что же делать? Особенно в условиях, когда верховной власти нет – то ли времени, то ли дела – до созидания новых киногероев на благо страны. Мы находимся в дезорганизованном культурном пространстве. Нужно создавать нового русского киногероя вместе. В теле- и кинопространстве он не родится – факт. Там делают то, что хавает пипл, то есть мы. Ну, они так думают. Там плодят антигероев.
Нужно создавать наше кино и нашего киногероя в интернете. И обыграть теле и киномейджоров на другом поле. Для этого нужно всего-то – забить на прибыль. На богатое финансирование. И строить производство нужно иначе, нежели это принято в кинобизнесе. Либо находить инвестора, не нуждающегося в дивидендах, либо запрашивать через интернет народное финансирование (crowd-funding). Как писал тот же Макс Волошин – «лишь подаянье есть мзда, достойная творца». А подаянье преобразовывать в акт творчества и в произведение искусства.
В любом конце России можно будет заняться кинопроизводством, благо, техника позволяет. Почему бы нам не обратить молодежь к массовому кинотворчеству? Тем более что я видел пример в жизни: в московском школе-интернате «Интеллектуал» не один год работает школьная студия «Интелвидео». Те, кто здесь задействован в производстве короткометражек, уже успешно занимаются поиском новых героев.
Мне кажется, шанс найти их есть. Забив на рейтинг и формат, на ограниченность и непрофессионализм редактуры, на диктат неустанно пилящего и откатывающего продюсерства, мы сможем заняться плодотворным поиском киногероя. Который удивит решениями и поступками и обозначит нам будущее. Хотя скорее не нам, а нашим мальчишкам и девчонкам. Если они будут подражать человеку-пауку, наша Родина быстро превратится в темный, затхлый и затянутый паутиной склеп.Мы должны предложить им другого героя – умного, молодого, сильного. Готового к подвигу и способного на подвиг. Поступкам которого хочется подражать, а принципы принять за свои. Без героя мы вымрем слишком быстро, залив пацанов гекалитрами пива, разместив девчонок в легализованных борделях, до того убив их души и засорив головы.
Поэтому – извините, геноссе Брехт, но – слава стране, которой нужны герои! И тем более – стране, которая в силах предложить герою труды и лавры. Даже если авгиевы конюшни занимают площадь почти всей страны.
Сергей Крайнев
Комментарии