Чиновники не поделили трудовых мигрантов

На модерации Отложенный
Количество законодательных инициатив по отношению к иностранцам, работающим в России побило все рекорды
 

В России ужесточают меры к гастарбайтерам

С предложениями по реформированию миграционной политики выступили ФМС, Минздрав, лично президент Владимир Путин, Совет Федерации, комитет Госдумы по здравоохранению, главный санитарный врач России Геннадий Онищенко и даже депутаты партии ЛДПР, предложившие обязать мигрантов пересдавать на права по прибытии в Россию. С 1 декабря все мигранты обязаны будут сдавать тест по русскому языку, Госдума решает вопрос о введении уголовной ответственности для выдворенных из России иностранцев, вернувшихся по поддельным паспортам, Минтруда предлагает ужесточить процедуру прохождения медосмотра. Все это — на фоне ежегодного снижения квот на привлечение гастарбайтеров. В то же время сенаторы предлагают выдать российские паспорта 25 миллионам жителей бывшего СССР. Многие инициативы противоречат, так что разобраться в них не под силу ни мигранту, ни россиянину, ни самим законодателям.

Квоты снижаются, мигранты прибывают

Сейчас в России по квотам работает около 1,5 миллиона мигрантов. Квоты формируют в Минтруда по заявкам работодателей в регионах. Хотя в итоге решение об их количестве в каждом из регионов принимает местная администрация.

Так, в 2013 году регионы сознательно снизили квоту более чем вдвое. Например, в Южно-Сахалинске на 2013 год поступили заявки на привлечение 43630 иностранцев, однако власти дали разрешение только на 10,7 тысяч, таким образом, квота была снижена в четыре раза. В Ханты-Мансийске квоту сократили на 52%. По словам экспертов, самые значительные коррективы вносят власти Москвы.


мигрантов были официально выдворены из России в 2011 году


иностранных граждан находится в России по данным ФМС за 2012 год

Искусственное занижение квот — общемировая практика, особенно в кризисные периоды, когда государство должно хотя бы формально позаботиться о высвобождении рабочих мест для собственных безработных граждан, считают эксперты. В прошлом году ФМС выступила с инициативой вовсе упразднить квоты, заменив их централизованным механизмом набора специалистов и введением балльной оценки квалификации иностранцев.

«Институт квотирования не дает того результата, которого ожидает ФМС, - говорит юрист ЦК Профсоюза трудящихся мигрантов Камиль Гельмурадов. — Сейчас в Москве 2 миллиона трудовых мигрантов, из них только 150 тысяч имеет право на работу, остальные не по своей воле принимают нелегальный статус. Сокращение квоты — решение политическое. Власти не хотят нагнетать возмущение общественности, поэтому делается вид, что число мигрантов год от года снижается. На самом же деле реальное число только растет и большинство из них остаются вне правового поля».

По словам экспертов, ограниченное число квот на руку и чиновникам, которые могут продавать разрешения на работу. «Минтруда спускает квоты в ФМС, где на них тоже делают бизнес: помогают получить квоту за деньги», — говорит глава Центра миграционных исследований Жанна Зайончковская.


Давление чиновников и рост количества санкций только увеличивает число нелегальных мигрантов

Иллюстрация: Павел Пахомов

Строгий режим за нарушение миграционного

Сейчас Госдума обсуждает законопроект от ФМС об уголовной ответственности за организацию незаконной миграции. Напомним, что ранее ужесточить наказание для незаконных мигрантов призывал и Владимир Путин в своей программной статье.
Если закон примут, то тех, кто нарушит миграционный режим, ожидает штраф в размере до 300 000 рублей или принудительные работы на срок до четырех лет, либо лишение свободы на тот же срок. Шесть лет лишения свободы будут грозить мигрантам, которые окажутся соучастниками преступления — по предварительному сговору или с угрозой или применением насилия.

По словам юриста Профсоюза трудящихся мигрантов Камиля Дильмурадова, выявить тех, кто возвращается в Россию после выдворения по поддельным паспортам, можно только с помощью дактилоскопии. Пока что проходить дактилоскопию обязывают только тех иностранцев, которые совершили правонарушения. Но уже с января 2013 года отпечатки пальцев будут снимать со всех мигрантов – перед тем, как выдать разрешение на работу.
Выдворением мигрантов занимаются судебные приставы, которые по решению суда запрашивают в ФМС документы для депортации, приобретают билеты и сопровождают мигранта до границы, где его встречают сотрудники пограничной службы. Билеты покупают за счет налогоплательщиков. Летом 2011 года главный судебный пристав Артур Парфенчиков предложил заменить выдворение штрафами, слишком уж дорого обходится высылка одного мигранта.

Медицинские справки

Медицинская справка нужна мигрантам, чтобы получить разрешение на работу. Сейчас ФМС требует, чтобы мигранты проходили медосмотр самостоятельно, в частных медицинских центрах. Специальных заведений при ведомстве нет, и все, как правило, обращаются в платные клиники, где в течение 2-3 часов получают справку. Многие такие справки выдаются без обследования. Цена вопроса — тысяча рублей. 
В ноябре этого года в Минтруда предложили обязать мигрантов обзаводиться медицинским полисом, а значит проходить полноценное обследование. Правда, заблаговременно, у себя на родине.

По мнению экспертов, это нововведение только усложнит процедуру проверки подлинности справок. «Проще всего сделать поддельную справку в странах исхода, поскольку практически невозможно проверить ее подлинность. К тому же процесс проверки будет занимать много времени — придется отправлять официальный запрос и долго ждать ответа», — считает Камиль Дильмурадов.

Предложение о страховании мигрантов раскритиковали в Минэкономразвития и Минздраве, сославшись на то, что требование о медицинском страховании только заставит мигрантов работать нелегально. Однако, несмотря на протесты ряда профильных министерств, «разработка и внедрение доступных для мигрантов схем медицинского страхования» включена в Концепцию государственной миграционной политики РФ, а значит, инициатива Минтруда в том или ином виде реализуют.