Политолог Владимир Жарихин: «Россия на Байконуре – надолго».

Вызвали резонанс слова главы космической отрасли Казахстана Талгата Мусабаева о возможном аннулировании договора об аренде Россией космодрома Байконур. Имеет ли это высказывание под собой сколько-нибудь серьёзную основу?
 

Комментирует заместитель директора Института стран СНГ, политолог Владимир ЖАРИХИН.

– Определённые основания для подобных высказываний существуют. Казахи понимают, что нынешнее положение, при котором Россия арендует у Казахстана Байконур, когда-то прекратится. Ибо Россия строит свой космодром Восточный, на который наша космонавтика  постепенно будет переориентироваться и перебазироваться.

С другой стороны, можно констатировать, что Казахстан явно не готов самостоятельно эксплуатировать находящийся на его территории космодром. И всякие разговоры казахской стороны о том, что у неё, мол, есть все возможности для такой эксплуатации, а для тамошней космической отрасли уже появились свои заказчики, представляют собой скорее элемент торга в текущих переговорах с Россией.

Прежде всего – по поводу условий и стоимости аренды Байконура. Запускать какие-либо ракеты помимо российских с этого космодрома просто-напросто невозможно. С чем-то похожим Россия и её партнёр по освоению космоса Франция столкнулись на космодроме Куру. Там пришлось строить специальную стартовую площадку для «Союзов», хотя к тому времени там уже существовали площадки для французских ракет.

Любая пустынная местность является, можно сказать, потенциальным космодромом, но не любая страна сегодня может позволить себе полноценную космическую отрасль – со своими ракетами и всей необходимой для них инфраструктурой.

Полагаю, что переговоры, которые в основном будут касаться платы за аренду Байконура, между Россией и Казахстаном будут длиться годы. До тех пор, пока у нашей страны не отпадёт надобность в эксплуатации этого космодрома в связи с «переездом» на Дальний Восток.