Токийская история

На модерации Отложенный

Токийская история - фильм, который стоит посмотреть

 

Сюжет

Престарелые супруги Сюкиси (Тисю Рю) и Томи (Тиэко Хигасияма) отправляются из южного села в далёкий Токио, в гости к своим детям. Те проявляют показную радость, но слишком заняты работой и повседневными делами, чтобы уделить им внимание. Наконец стариков спроваживают на морской курорт, находящийся поблизости. Наиболее тепло и радушно к пожилым супругам относятся не трое их детей и даже не внуки, а Норико (Сэцуко Хара), вдова их погибшего на войне сына.

В фильме разочарование, горечь и утраты показаны как неизбежные спутники старения, однако последние кадры оставляют просветлённое чувство: хотя старик Сюкиси сидит в опустевшем доме совсем один, по улице едет автобус, с реки гудит пароход — жизнь идёт своим чередом.

В ролях

  • Тисю Рю — Сюкиси Хираяма
  • Тиэко Хигасияма — Томи Хираяма
  • Сэцуко Хара — Норико Хираяма
  • Харуко Сугимура — Сигэ Канэко
  • Со Ямамура — Коити Хираяма
  • Кунико Миякэ — Фумико Хираяма (жена Коити)
  • Кёко Кагава — Кёко Хираяма
  • Нобуо Накамура — Курадзо Канэко (муж Сигэ)
  • Сиро Осака — Кэйсо Хираяма

Содержание

В конце ленты хорошо слышно, как в пустом доме тикают часы. Безупречное чувство времени, способность переводить на язык кино ритмы повседневной жизни — «козыри» режиссёрской манеры Ясудзиро Одзу. Старость, одиночество и смерть трактуются им в духе восточной философии — как проявления естественного круговорота жизни. Неслучайно в конце фильма, как и в его первых кадрах, в сторону Токио спешит поезд.

Как и у Миядзаки, в фильмах Одзу нет героев и злодеев.

Все действующие лица принадлежат к одной семье, где у каждого есть свои причины действовать так, а не иначе. Бесчувственность детей в отношении родителей вызвана не злобой или неблагодарностью, а необходимостью заботиться о собственных детях. Зрителю представлены мотивы поведения не только старшего, но и младшего поколения.

 

Не впадая в мелодраматизм и избегая трагедийного пафоса, Одзу спокойно и трезво констатирует, что мир постоянно меняется, причём далеко не всегда в лучшую сторону. Борьба за существование в многомиллионном Токио плохо совместима с душевной восприимчивостью и почтительностью к старшим, хотя обрядовая сторона вековой японской жизни ещё даёт о себе знать.

Единственное драматическое событие фильма — смерть матери — незаметным образом вырастает из потока повседневной жизни и воспринимается как его органичная часть, естественное звено в цепочке причин и следствий. Герои Одзу не делают ничего значительного, но неприметно для самих себя они ежеминутно принимают решения, которые предопределяют содержание их жизни.

Значение

Как и другие послевоенные ленты Одзу, «Токийская повесть» утверждает высшую ценность повседневной жизни в лоне семьи, в душевной гармонии с близкими людьми. По результатам глобального опроса кинокритиков, проведённого британским изданием Sight & Sound в 1992 году, «Токийская повесть» вошла в тройку величайших фильмов в истории кинематографа. С тех пор картина Одзу регулярно фигурирует в подобных списках (по версиям А. Каурисмяки, Дж. Джармуша, Р. Эберта — в первой десятке).

По результатам опроса 2012 года «Токийская повесть» подтвердила своё место в тройке лидеров, причём в ходе опроса 358 кинорежиссёров за произведение Одзу было подано больше голосов, чем за любой другой фильм.