Коррупционная составляющая Российской Федерации

На модерации Отложенный

 

Мне кажется, что у бОльшей части наших сограждан имеются весьма упрощенные и поверхностные представления о нашем с вами криминально-буржуазном государстве. Более того, у людей искажено само понятие коррупции

. То есть обычно считается, что коррупция – это когда, например, гаишник берет взятку. А вот честный работяга, всучивающий хрустящие купюры «козлу»-гаишнику, коррупционером никак не является. Да и вообще, любой человек, относящийся к какой-либо госструктуре – взяточник, подлец и очень нехороший человек просто по определению (за исключением друзей и близких родственников, естественно).

Существует и другая точка зрения, которая основана на принципе: «Не мы такие, жизнь такая!». В данном случае подразумевается, что, мол, все воруют и любой, будь на их месте, тоже воровал бы – ничего с этим поделать нельзя.

Смею заверить, что реальное положение вещей не просто не совпадает с такими представлениями, но и вообще находится в другой плоскости! Поэтому хочу предложить Вам по этой плоскости краем глаза пробежаться.

Дело в том, что рассматривая проблему коррупции лишь с точки зрения отдельного человека, мы ограничиваем себя узкими рамками эмоционально-нравственных оценок добра и зла. И, соответственно, ничего, кроме нервного расстройства и заблуждений, от этого не получаем.

Никто не любит воров. Но ведь никто из воров, находящихся на государственной службе, себя таковыми не считает – они, мол, просто пользуются предоставленными им возможностями и, более того, работают на благо общества: построил жилой дом, дорогу, наказал нарушителя, но и про себя тоже не забыл. Подобный угол зрения очень часто заводит людей в такие дебри взаимоисключающих противоречий, что многие просто теряют возможность мыслить рационально и мечтают «свалить из этой поганой страны». Поэтому для разбора данного явления мы возьмем системный подход, а мораль вынесем за скобки.

Когда я работал в милиции, у меня была возможность лично посмотреть, кто, где и как злоупотребляет, а также кто, кого и как «крышует», пусть на минимальном уровне государственного устройства. Это было очень показательно, потому что в любом случае это та же система вертикали власти, только в миниатюре. Чем уровень выше, тем больше масштабы и сложнее схемы, но суть остается та же. Выяснив это, я понял, что злоупотребляют практически все и везде, есть, конечно, отдельные люди с высокими моральными принципами, но, находясь в системе, ничего сделать они не могут. Потому как если отдельный винтик станет помехой работе целого механизма, то всем понятно, каков будет результат. Скажу сразу (тем, кто вдруг не в курсе) – люди, работающие в этой «системе злоупотреблений», ничем от тех, кто вне ее, не отличаются.

Первые камни фундамента этой системы заложил «Горби» в середине 80-х, а продолжили строительство младореформаторы под предводительством Ельцина. Результат их «трудов» мы все помним, когда в «лихие» 90-х криминал и власть стали родными братьями-близнецами, можно даже сказать, сиамскими близнецами: с одним телом, но каждый со своей головой. Какое-то время им удавалось уживаться вместе, но к концу 90-х эти две головы поставили под угрозу жизнь всего организма. Затем с 2000 года ситуация стала меняться, тогда бывший полковник КГБ за несколько лет провел очень удачную и тонкую операцию по отделению самой «буйной» головы от общего тела, в результате чего была выстроена та самая пресловутая вертикаль власти.

Однако, как мы все понимаем, никакой структурной перестройки не произошло. Государственный механизм как был криминальным, так им и остался, лишь с небольшим косметическим ремонтом. Воровать стали по общепризнанным правилам, а к тем, кто эти правила нарушал, предъявлялись «претензии» по их былым и текущим «грешным» делам, благо в ходе расследования большого количества громких бандитских дел компромата накопилось полно на каждого. То обстоятельство, что «папки» имеются, но не используются, не говорит о том, что в нужный момент они не пойдут в ход. Поэтому когда я слышу, как кто-то утверждает, что он пересажает всех коррупционеров и сделает справедливые суды, посадив на место «плохих» судей «хороших», мне ничего не остается, как пожалеть сознание тех, кто такому верит. По этой же причине я вполне согласен с нашим президентом, когда он говорит, что «коррупция, к сожалению, без всякого преувеличения – самая большая угроза нашему развитию. Риски здесь значительно серьезнее, чем колебания цены на нефть».

Вся эта административно-криминальная вертикаль власти – крайне неустойчивая конструкция и имеет очень ограниченный срок эксплуатации, который к настоящему моменту уже истек. Змея добралась до своего хвоста и пожирает саму себя, порочный круг замкнулся. По этой же причине борьбой с коррупцией никак не могут являться отдельные посадки проворовавшихся чиновников. Это может быть только полная и безоговорочная перестройка всего механизма, т.е. нужно выкинуть на свалку старые детали и на их место поставить новые, работающие по совсем другим принципам. Конечно, нужно менять «плохих» судей на «хороших», но «хорошие» судьи должны работать в некриминальной системе, иначе она их либо выплюнет, либо они станут такими же «плохими», а позитивный результат будет нивелирован. Все понимают косметический характер реформы МВД, когда даже от одного названия «полиция» не только у простых граждан, но у самих «полицейских» возникает изжога. Можно поднять зарплату гаишнику и ежемесячно сажать за взятки, но мне сразу вспоминается старая история из практики одного из моих бывших коллег, когда один гаишник, зная о том, что на посту будет проверка, продолжает брать взятки и на претензии другого отвечает: «Хоть руки отруби, зубами брать буду!».

Естественно, власть в лице президента и его окружения все это прекрасно понимает. Поэтому ее последние действия вполне логичны, хоть и несколько запоздали. Систему менять надо было уже давно, и в первую очередь должны кардинально поменяться механизмы в МВД и МО. Про сердюковских «амазонок» все наслышаны, но и в МВД параллельно с многочисленными перестановками и коррупционными делами идет работа по изменению самой системы. Конечно, это не может не радовать. Но без изменения национальной идеологии у нашей власти ничего не выйдет, потому что основная коррупционная составляющая заключена в самой либеральной утопии «свободного» рынка и «эффективных» собственников. Хотя бы потому, что возможности стать успешными имеются лишь у меньшинства, а желание стать успешным есть у всех. Исходя из вышеописанной логики, я понимаю, что «ящик Пандоры» открыт и «рубикон» перейден. Но я понимаю и то, что тот, кто это сделал, либо доведет дело до конца (то есть реально повернет курс корабля), либо сам окажется на свалке истории.