Катастрофа личности. О ситуации в образовании

На модерации Отложенный

Ситуацию в образовании
можно охарактеризовать, как катастрофу … личности

 

Современное общество признаёт значимость культурных ценностей. Однако необходимость духовно-нравственной составляющей ещё ставится многими под сомнение. Эту тему развивает Маслова Инна Викторовна, кандидат философских наук, главный редактор газеты «Нравственность в образовании».

 

Я попробую сформулировать то, что произошло и происходит с образованием в обществе.

При образовании без духовно-нравственного фундамента в головах всех людей произошел раскол. В каждом из нас столкнулись два противоположных представления об образовательной системе. Внутренний конфликт и приверженность этим представлениям приводит к катастрофическим последствиям по отношению к традиционным духовно-нравственным ценностям. При одном представлении человек пытается задачу формирования духовно-нравственной личности подменить обучением, а для второго представления характерен упор на личность, но личность понимается как произвольно свободный индивид, который свободен во всем, в том числе и в выборе: учиться или не учиться. В первом случае навязывают определенное мировоззрение, во втором – предлагают набор мировоззрений, характеризующийся отсутствием основополагающего мировоззрения. На первый взгляд оба суждения кажутся имеющими разную направленность. На самом деле эти представления формируют такие модели «образованного» общества, которые сочетаются вместе и создают ОБЕЗЛИЧЕННЫЙ мир.

Первая модель «образованного» общества сохраняет классическое представление о необходимости держать человека в рамках высших культурных ценностей. По ней, все люди, нежелающие приобщаться к культуре с псевдо духовными и псевдо нравственными ценностями (суть псевдо духовно-нравственных ценностей – позиционировать себя лучшим), а также не обладающими определенным набором знаний, не могут претендовать на звание образованного человека, а, значит, не могут участвовать в экономических, политических, управленческих и каких-то других видах деятельности. Индивид, нежелающий быть образованным, и человек, не могущий получить образование по каким-то независящим от него причинам, приравниваются и оказываются, таким образом, вне «образованного» общества. В этой модели проводится идея образовательного «расизма»: тот, кто не имеет образования – «недочеловек» и его можно эксплуатировать как угодно. В рамках сегодняшнего дня эта мировоззренческая система культивируется и превращает образование в систему «элитного образования», куда доступ многим заказан. Несложно догадаться, в каком социальном пласте окажется большинство.

Вторая модель «образованного» общества пытается включить «низкокультурных» людей в своеобразную «культуру» через занижение культурных ценностей, через размывание этических норм. Для такого «культурного» уровня достаточно хоть что-то уметь, а иногда и просто иметь. При этом не принципиальна и не значима никакая нравственная оценка. Эта модель ведет к одичанию, к существованию по законам «джунглей», когда более культурные «задавливаются» менее культурными. Внешне данная модель образования выглядит как нацеленность на отбор и выращивание двух «образованных» каст: первая - «профессионалы», действующие по определенным заданным алгоритмам, вторые – послушные трудолюбивые исполнители. Но есть еще и третья группа – духовно-нравственные люди. Это такие творческие личности, которые вопреки всяческому «оглуплению» в саду, в школе и вузе, вопреки внедрению в головы псевдо духовно-нравственных ценностей, вопреки общественному принципу: будь как все, не согласны жить в установленной парадигме с искусственными ценностями, а формируют истинные духовно-нравственные ценности.

Для них и созданы «социальные джунгли», где любые возможности развития духовно-нравственной личности будут пресекаться: человек остаётся без работы, без средств к существованию, у него отбираются дети и прочее. Это всё то, что уже отчасти заявлено в антинародных законах.

В рамках сегодняшнего дня эта модель частично реализуется в новых стандартах. Все люди, которые понимают, к чему это приведет, выражают протест против принятия этого законопроекта. Не сложно догадаться, на каком месте после полного принятия этой модели окажется большинство людей, воспитанных с некоторой направленностью к духовно-нравственным ценностям. Эта вторая модель есть фактически геноцид культурного населения, воспитанного в духовно-нравственном ключе.

Ясно, что первая и вторая модели тесно связаны друг с другом. Сейчас же они обе служат для того, чтобы показать сомневающимся, что всем будут даны якобы равные условия и якобы свобода выбора. И они создают ощущение реальности этой свободы, поскольку сложно увидеть принцип «двойного стандарта». Внутри этих двух моделей легко вести диалог и показать образованным людям их исключительность, поигрывая на тщеславии, а необразованных и ленивых вполне можно привлечь провозглашением свободы действий при полной безответственности.

С позиции духовно-нравственных ценностей необходимо выявить те представления, которые противоречат духовно-нравственным задачам, которые искажают задачу формирования духовно-нравственной личности. Среди них выделим два основных когнитивных искажения, которые набирали силу последние два столетия и невероятно окрепли за два последних десятилетия. Они давно уже требует постановки диагноза и лечения. Первое: приверженность к идеологическому обучению и дисциплине в ущерб духовно-нравственному личностному самоопределению назовем ИДЕОЛОГИЗИРОВАННОСТЬЮ (приверженностью к какому-то «-изму», какой-то идеологии). Второе: приверженность к свободе в ущерб традиционной культуре и этическим нормам назовем ОДИЧАНИЕМ и ДЕГРАДАЦИЕЙ, иногда завуалированно называют ЛИБЕРАЛИЗМОМ.

Не понимая сути духовно-нравственных ценностей, большинство людей: педагогов и родителей, часто отождествляют духовно-нравственное образование с идеологией (с навязыванием мировоззрения) или с отказом от разумности и рациональности («опиумом для народа»). На самом деле, ДУХОВНОЕ, как состояние близости души человека к Богу, к совести, к нравственному выбору, и НРАВСТВЕННОЕ, как твердая постоянная решимость воли следовать за добрыми влечениями сердца и совести, в их сплоченном единстве не имеют ничего общего с идеологией и мнимой слепой религиозностью.

Пришло время определить место духовно-нравственных ценностей в бытии общества. В прежней системе образования при всех её недостатках формировались люди, думающие, умеющие размышлять о судьбах мира, о смысле жизни, о Достоевском и другом. Несомненно, что такие люди при всей своей нерелигиозности могут осознать угрозу надвигающегося одичания и взять на себя смелость признать собственное вне духовно-нравственное мировоззрение ГИБЕЛЬНЫМ. Я уверена, что люди, обеспокоенные будущим страны и жизнью будущих поколений, внесут изменения в установки собственного сознания и направят, наконец, общественное сознание в русло духовно-нравственного образования, предотвращающего катастрофу личности.

к.ф.н. Маслова Инна Викторовна

гл. редактор газеты «Нравственность в образовании»