Двое на одного?

В судьбе петрозаводского правозащитника и блогера Максима Ефимова произошел крутой поворот. В конце прошлой недели он перестал быть подозреваемым и стал обвиняемым по статье 282 УК РФ "Возбуждение ненависти либо вражды, а также унижение достоинства группы лиц по признакам отношения к религии". К тому же блогер объявлен в федеральный розыск. Об этом Максим сам сообщил в Межрегиональную правозащитную ассоциацию "Агора".

Как уже рассказывал "Росбалт", причиной возбуждения уголовного дела стала статья Ефимова, озаглавленная "Карелия устала от попов", которая была опубликована на сайте карельского отделения "Молодежной правозащитной группы". В этом тексте в довольно вольной форме описывались претензии Ефимова к РПЦ.

Речь шла о тотальной клерикализации общества, о том, как при дефиците бюджета за его счет строятся храмы, как закрываются детские сады, а здания, где они находились, передаются на непонятные церковные нужды.

Статья была опубликована 31 декабря 2011 года. А в марте 2012 года Следственный комитет по Карелии завел уголовное дело. Правда, правозащитник числился там только подозреваемым, но взялись за него, как за самого что ни на есть обвиняемого.

После целой серии обысков, допросов, изъятия имущества оказалось, что ничего, кроме недоброго отношения к РПЦ, Ефимову предъявить невозможно. И тогда его отправили на психиатрическую экспертизу.

Врачи были вынуждены признать, что отклонений у Максима нет. Карельские следственные органы такое положение дел явно не устроило, и была назначена повторная экспертиза, но уже в стационаре.

На суде юристы Межрегиональной правозащитной ассоциации "Агора" потребовали отметить принудительную госпитализацию, и им удалось этого добиться. А так как никаких мер пресечения суд Ефимову не назначил, он собрал вещи и уже через несколько дней переехал в Эстонию. В октябре блогер получил там статус политического беженца.

Вынужденную эмиграцию Ефимов предпочел двум годам в тюрьме, которые "светили" ему по 282-й статье.

В настоящий момент, в связи с предъявлением обвинений, Ефимов объявлен в федеральный розыск. При этом следствие не может объявить Ефимова в международный розыск, поскольку это не предусмотрено статьей 282 УК.

О дальнейших перспективах преследования Ефимова "Росбалту" рассказал правовой аналитик "Агоры" Рамиль Ахметгалиев, который защищает интересы блогера.

Ахметгалиев отметил, что ситуация теперь зависит от дальнейших действий следствия. В худшем случае оно может направить в Генеральную прокуратуру РФ запрос на экстрадицию Ефимова из Эстонии. На этот случай защита блогера готовит симметричный ход. "Мы тоже обратимся в Генпрокуратуру с просьбой не выдавать такой запрос, потому что преследование Ефимова осуществляется по политическим мотивам",- сказал Ахметгалиев.

Хотя статус политического беженца дает определенную юридическую защиту, адвокат не исключает, что Ефимов и дальше будет подвергаться преследованиям российских следственных органов. Это, по его словам, грозит большим скандалом. "Если Россия хочет в очередной раз опозориться на международном уровне, у нее сейчас есть все шансы для этого", — подчеркнул Ахметгалиев.

Журналистское и правозащитное сообщества пока никак не очень активно откликаются на изменения в статусе своего коллеги. Президент Фонда защиты гласности (ФЗГ) Алексей Симонов в интервью "Росбалту" заметил, что не видит причин для громких заявлений. "Ефимов успел уехать из страны и находится в безопасности. На сегодняшний день мы за него спокойны", — сказал Симонов. Между тем он признал, что блогер во многом сам спровоцировал скандальную ситуацию. "Он явно не был сдержан в своем тексте", — заметил президент ФЗГ.

По мнению экспертов, судьбу Максима Ефимова определило еще и то, что его статья вызвала ажиотаж среди карельских пользователей Сети: количество посещений сайта, где статья была опубликована, в начале прошлого года просто зашкаливало. Если бы не популярность материала, то на эту публикацию власти могли бы просто не обратить внимания, и судьба блогера сложилась бы совсем по-другому.

Между тем Алексей Симонов напомнил и о другом недавнем случае преследования журналиста за публикации о деятельности РПЦ. На этот раз пострадавший представитель прессы написал о том, как в традиционно католическом Калининграде православным передаются десятки объектов недвижимости, в том числе, бывшие кирхи и костелы. Глава ФЗГ отметил, что автору этой публикации долго "выкручивали руки", но до бегства из страны дело не дошло.

Сегодня аналитики уже говорят о том, что противостояние гражданского общества, прессы и РПЦ неминуемо переходит из напряженной, но все-таки дискуссии к явному конфликту, третьей стороной в котором будут правоохранительные органы. И нетрудно догадаться, на чьей стороне они выступят.

Наталья Пуртова


Подробнее: http://www.rosbalt.ru/politrally/2012/12/11/1070125.html