Культурная революция

На модерации Отложенный

Первые шаги советского правительства в области культуры были сделаны под непосредственным руководством В.И.Ленина. Проводимые реформы получили название “культурная революция”, одной из задач которой была ликвидация массовой неграмотности. В 1918 – 1919 гг. была полностью перестроена система народного образования: школы стали общенародными и бесплатными, запрещалось существование частных школ, лицеев, гимназий, органы просвещения отделялись от церкви. Новая политика давала возможность финансирования крупных проектов в образовании, науке, культуре.

 

В 1923 г. учреждается общество “Долой неграмотность” (возглавил общество председатель ВЦИК М.И.Калинин). Повсеместно организуются кружки, избы-читальни, где учились грамоте не только дети, но и взрослые.

 

Советское и партийное руководство стремилось использовать специалистов работающих для усиления обороноспособности страны. К ним относятся Н.Е.Жуковский, В.И.Вернадский, Н.Д.Зелинский, А.Н.Бах, И.М.Губкин, Н.И.Вавилов, Ф.А.Цандер, А.Ф.Иоффе, П.Л.Капица, И.П.Павлов и др. Заботясь о рождении новой интеллигенции партия большевиков стремится создать условия для развития высшей школы. Рабочие и крестьяне получают значительные преимущества при поступлении в высшие учебные заведения. Открываются рабфаки. К 1925 г. более половины студентов высших учебных заведений составляли выпускники таких рабфаков.

 

В литературе 20-х гг. герой – это большевик. Таковы произведения В.В.Маяковского (“Левый марш”), А.А.Блока (“Двенадцать”), В.В.Хлебникова (“Ночь перед Советами”). Развитию литературы способствовало появление “толстых” журналов “Молодая гвардия”, “Новый мир”, “Октябрь” и др. Атмосфера этих лет передана в произведениях “Разгром” А.А.Фадеева, “Цемент” Ф.В.Гладкова, “Бруски” Ф.И.Панферова, “Конармия” И.Э.Бабеля. Философско-нравственные проблемы получили осмысление в прозе Л.М.Леонова, К.А.Федина, Ю.К.Олеши, в романтических произведениях А.С.Грина (“Алые паруса”).

 

Родились сочинения посвященные героям революции: “Бронепоезд 14-69” Вс.В.Иванова, “Любовь Яровая” К.А.Тренева, “Железный поток” А.С.Серафимовича, “Разлом” Б.А.Лавренева, 1-я книга “Тихого Дона” М.А.Шолохова. В пьесах М.А.Булгакова “Дни Турбиных” и “Бег” трагедия белогвардейского движения осмыслена как трагедия всей России. Народ, творец русской революции, показан в сочинениях В.В.Маяковского, С.А.Есенина (“Анна Снегина”), Э.Г.Багрицкого (“Дума про Опанаса”), Б.Л.Пастернака (“Девяносто пятый год”, “Лейтенант Шмидт”). Сатирические произведения этого периода связывают нравственные пороки – мещанство, рвачество, приспособленчество, карьеризм с так называемыми “буржуазными пережитками” (В.В.Маяковский, М.М.Зощенко, И.А.Ильф и Е.П.Петров и др.).

 

В изобразительном искусстве 20-х гг. сформировалось несколько политизированных группировок. Наиболее значительной из них была группировка АХРР (Ассоциация художников революционной России). Они шли на фабрики, заводы, в красноармейские казармы, чтобы непосредственно наблюдать жизнь своих персонажей. Среди художников АХРР выделяется творчество И.И.Бродского (портреты В.И.Ленина), Г.Г.Ряжского (“Делегатка”, “Председательница”), С.В.Малютина (“Портрет писателя Дмитрия Фурманова”), М.Б.Грекова (“Тачанка”).

 

В обществе ОСТ (общество станковистов) объединилась молодежь, окончившая первый советский художественный вуз ВХУТЕМАС. Девиз ОСТа – развитие станковой живописи тематики, отражающей приметы ХХ века (индустриализацию, жизнь человека в городе, спорте и др.). Среди наиболее талантливых мастеров этого направления А.А.Дейнека (“Футболисты”, “Оборона Петрограда”).

 

Объединением художников старшего поколения является “4 искусства”, членами которого стали П.В.Кузнецов, К.С.Петров-Водкин, М.С.Сарьян, В.А.Фаворский и др. В творчестве Петрова- Водкина продолжают развиваться “планетарные” идеи “серебряного века”. В лучших своих работах художник сумел философски обобщить проблему жизни и смерти, обращаясь к образам своих современников (“Смерть комиссара”).

 

Идеологизированное искусство оказалось близко группе ОМХ (Общество московских художников), организовавшейся в 1927 г. В него вошли И.И.Машков, Р.Р.Фальк, С.В.Герасимов, И.Э.Грабарь и др.

 

Новаторскими исканиями и смелыми решениями проникнуто развитие отечественной архитектуры 20-х гг. Наиболее ярким течением этого периода был конструктивизм. Одним из первых в русле нового стиля стал проект Дворца труда Л.А., В.А. и А.А.Весниных. Братья Веснины создали прекрасный образец промышленного строительства – Днепропетровскую гидроэлектростанцию.

 

Во второй половине 20-х гг. начинается строительство нового типа общественных зданий. По проекту К.С.Мельникова были построены пять московских клубов: им.Русакова, им.Фрунзе, им.Горького, “Каучук” и “Буревестник”. Влияние старой архитектуры ощущается в проекте Мавзолея В.И.Ленина (работа А.В.Щусева).

 

В духе градостроительных новаций было построено геометрически четкое здание Академии им.Фрунзе в Москве (арх. Л.В.Руднев и В.О.Мунц), Дом Совета Труда и Обороны, ныне здание Государственной думы . В ряду наиболее новаторских архитектурных сооружений России ХХ в. – Крымский мост через Москву-реку. К преодолению массивности камня, конструктивной легкости стремился А.Н.Душкин (станция метро “Дворец Советов”, “Маяковская”). Приверженцы традиционалистических идей зодчества были архитекторы И.В.Жолтовский, М.А.Фомин (подземные станции метро “Красные ворота”, “Площадь Свердлова”).

 

Коренные изменения произошли в развитии музыкального искусства. В 20-е гг. повсеместно развивается массовая песня, отражающая как злободневные темы, так и пафос коммунистических идеалов (“Паровоз”, “Молодая гвардия” на стихи А.И.Безыменского, “Взвейтесь кострами, синие ночи” на стихи А.Жарова с музыкой С.Дешкина-Кайдана).

Плакатные музыкальные образы характерны для творчества А.А.Давиденко (“Первая конная”, “Конница Буденого”, “Винтовочка”). Наибольшую известность приобрела песня “По долинам и по взгорьям” в обработке А.А.Александрова.

 

В области симфонического творчества продолжает работать Н.Я.Мясковский. В 1925 г. свою Первую симфонию пишет Д.Д.Шостакович. Рождаются новые коллективы: “Персимфанс” (“Первый симфонический ансамбль” без дирижера), Ансамбль красноармейской песни под управлением А.В.Александрова, квартеты имени Бетховена, имени Комитаса и др.

 

В начале 20-х гг. родилась Российская ассоциация пролетарских музыкантов (РАПМ). Свою задачу эта организация видела в борьбе против буржуазного искусства.

 

В 20-е гг. начинает свой творческий путь целая плеяда талантливых музыкантов – симфонический дирижер Н.С.Голованов, хоровой дирижер А.В.Свешников, пианисты Г.Г.Нейгауз, Л.Н.Оборин, В.В.Софроницкий, С.Е.Фейнберг, М.В.Юдина, скрипач А.И.Ямпольский, арфистка К.А.Эрдели, певцы И.С.Козловский, С.Я.Лемешев.-

 

Развивался и кинематограф. Деятели дореволюционной кинематографии встретили Октябрьскую революцию крайне враждебно. В 1918 г. из 150 фильмов, выпущенных частными фирмами, не было ни одного, в котором хотя бы единым словом упоминалось о социалистическом перевороте в России. Поэтому большевики решили национализировать кинематограф. Это случилось 27 августа 1919 года, когда В.И.Ленин подписал декрет о переходе фотографической и кинематографической торговли и промышленности в ведение Народного комиссариата по просвещению (руководитель – А.Луначарский). До революции фильмы делались в основном только в Москве и Петрограде. Плюс несколько фильмов было выпущено в Украине, Грузии и Азербайджане. Однако после образования СССР в большинстве республик были созданы свои национальные киностудии. В советской Грузии первый художественный фильм был снят в 1921 г. (“Арсен Джорджиашвили”, Ивана Перестиани, где речь шла о революционной борьбе грузинского народа против самодержавия.), в Украине в 1922 г. (“Шведская спичка”), в Азербайджане в 1924 г. (“Легенда о Девичьей башне”), в Узбекистане в 1925 г. (“Минарет смерти”), в Армении в 1926г. (“Намус”), в Белоруссии в 1927 г. (“Лесная быль”), в Казахской АССР в 1928 г. (“Мятеж”), в Туркменской ССР в 1929 г. (“Белое золото”).

 

Конечно в культурной политике было много недостатков. Об этом говорили, например, результаты социологического опроса проведенного в молодежной среде, которые выявили удручающую для коммунистов картину: всего 0,6% юношей и 1,5% девушек мечтали подражать героям революции. При этом многие подростки мечтали стать кем угодно – учителем (10,4%), конторщиком (8,9%), инженером (5,6:%), а также княгиней, дворянкой, богачом и даже попом, но только не коммунистом (2,2%), политическим деятелем (1,1%) или комиссаром (0,3%). Еще меньше людей хотели стать военными, милиционерами. В итоге власть пришла к выводу, что вся идеологическая система нуждается в кардинальных изменениях.

 

Много плохого было сотворено троцкистской левой оппозицией, породившей антирелигиозную антипатриотическую политику. Сталину удалось убрать Троцкого, но антипатриотическая, антирусская компания длилась до середины 30-х. Важной вехой в ее прекращении следует считать события весны-лета 1934 г., когда руководство партии обязало советских историков написать новый учебник истории России. До этого, как уже говорилось, в советских школах дети учили историю по Михаилу Покровскому, который был союзником Д.Бедного в вопросах охаивания прошлой России.

 

9 июня в “Правде” была опубликована статья “За Родину!”, которая возводила в ранг высших общественных ценностей понятия родины и патриотизма. По мнению современного публициста Анатолия Салуцкого: “Сталин кардинально изменил цели Октябрьского переворота: вместо подстрекания мировой революции речь пошла о построении социализма в отдельно взятой стране.

<…….>. Сталин как бы осуществлял замысел Александра III, соединяя присущую ей европейскую образованность с приверженностью к национальным корням в духовной жизни. В итоге западная революционная идея сменилась привычной державной идеей. <….>.

Принято считать, что сталинские репрессии начались после убийства Кирова 1 декабря 1934 года. Но на деле они стали следствием резкого поворота к державостроительству, который начался раньше – с решения в идеологической сфере. Еще 15 мая того года ЦК и Совнарком приняли постановление “О преподавании истории в школах”. Оно и возвестило о возврате к национальным корням…”.

 

Советским политтехнологам (и в частности Сталину, который непосредственно руководил развитием советского кинематографа) удалось изменить ситуацию таким образом, что молодежь резко сменила свои недавние ориентиры. Перелом начался в 1934 г., когда на экраны страны вышел фильм “Чапаев”, который буквально “перепахал” сознание миллионов советских мальчишек и девчонок. Отныне быть героем революции и комиссаром вновь стало престижным и модным в подростковой среде. Кинематограф сыграл огромную роль в духовной подготовки поколения победившего в Великой Отечественной войне.

 

Рассказать в рамках доклада обо всех увлекательных и драматичных моментах истории великой советской “культурной революции” невозможно – материал очень обширный! Особенно удивляет эта обширность сегодня когда наш народ вновь оказался болен духовной немощью именуемой капитализмом.