Предсмертное лидерство...

На модерации Отложенный

Общеизвестно, что только труд человека создает добавленную стоимость, а значит, чем больше людей работает, тем больше добавленной стоимости, то есть богатства, производит и тратит вся страна. На этом совершенно логичном утверждении построен фундамент всей современной хозяйственной системы. В ее основе лежит человек - работающий, производящий. Промышленная революция добавила к этому концепту следующее: та страна богаче, где проживает и трудится большее количество людей, оснащенных равным или большим по количеству промышленным капиталом. Именно поэтому мировым экономическим лидером является, к примеру, не Индия, а США. В экономической природе не существует никаких других источников добавленной стоимости — только труд и капитал, прежде всего промышленный.

Промышленная революция лишь развила человека производящего, но не отменила его. Постиндустриальный мир попытался забыть о человеке производящем, а следовательно, и о труде и капитале как основе любого хозяйства. Меж тем сформировавшаяся в последние тридцать лет постиндустриальная надстройка, где значимая доля населения работает в непроизводственном секторе, это очень неустойчивый слой хозяйственной деятельности, не способный ни прокормить страну, ни обеспечить стабильность ее богатства. Именно поэтому постиндустриальный мир возможен только в тех странах, которые, во-первых, накопили мощный промышленный капитал и, во-вторых, не забывают о его обновлении.

Ни в одной стране мира идея постиндустриальной экономики не была реализована в такой мере, как в последние двадцать лет в РФ. Сначала нам говорили, что не надо бояться разрушения производства, потому что мы все сможем купить на глобальном рынке. Потом уверяли, что не надо давать экономике денег, потому что будет инфляция. Потом начали поднимать налоги, чтобы платить пенсии, но не давали денег, чтобы реконструировать жилищный и коммунальный комплекс. Потом сказали, что надо скакнуть в инновационный мир, но не собирались инвестировать в науку. Потом сказали, что экономику будет вытягивать потребительский рынок, но не хотели строить дороги, по которым можно перевозить товары. Потом захотели построить в РФ мировой финансовый центр, но не захотели осуществлять в стране размещение акций крупнейших компаний. Бессистемный хаос всех этих стратегий и есть настоящий постиндустриальный мир.

Как результат, через четверть века после начала либеральных реформ РФ почти ничего не производит.

В стране осталось совсем мало основного капитала, многие города, поселки и деревни находятся на грани цивилизованного существования. На дне своего падения Россия потеряла больше, чем США во времена Великой депрессии и вполне сопоставимо с потерями во время Гражданской войны. Инвестиционный процесс прекратился в конце 80-х. То есть примерно тридцать лет в стране происходит сворачивание капитала: за это время было потеряно около 80% основного капитала. Такие потери равносильны военным потерям, не зря города и дороги РФ зачастую выглядят как послевоенные.

Меж тем постиндустриальный характер экономики ведущих промышленных держав вовсе не означает их деиндустриализации. Растущий сектор услуг и отраслей, не связанных с разного рода физической обработкой предметов и изготовлением из них полезных вещей, базируется на мощном и диверсифицированном промышленном фундаменте. Например, обрабатывающая промышленность США, занимая лишь около 15% в ВВП, создает добавленной стоимости на 1,71 трлн долларов в год - это почти пятая часть мировой обработки. РФ же, будучи шестой по ВВП, занимает лишь 17-е место по абсолютному размеру добавленной стоимости в обрабатывающих отраслях. По этому показателю она находится на уровне Турции и Таиланда, вдвое меньше Тайваня, в три с лишним раза меньше Южной Кореи и в 24 раза меньше лидера - США.

Огромно и отставание РФ по выработке продукции обрабатывающей промышленности на душу населения. Разрыв с Америкой - 11 раз, с лидирующими по этому показателю Сингапуром и Японией - 16 раз. Обходят РФ по душевой промышленной выработке не только Китай и Бразилия, но и такие “промышленные гиганты”, как Греция, Таиланд или Уругвай. Россиянская промышленность отчаянно недоразвита, РФ гарантированно скатывается в разряд третьесортных держав. Некогда лидер индустриального мира СССР, за последние четверть века превратился в торгово-закупочную РФ. Торговля не требует долгосрочного капитала, но дает маленькую маржу, причем при отсутствии внутреннего производства она не может жить долго - дефицит внутреннего производства постепенно сжимает внутренний рынок. При отсутствии развитой дорожной сети и огромной территории сохранение лидерства РФ по торговле можно считать подписанием себе смертного приговора.