Почему дети и внуки тех, кто гордился, что «академиев не кончал» возжаждали докторских дипломов
Раньше — то есть в СССР — академиков было мало. Хотя число их постепенно росло. В 1936 году в АН СССР было всего 98 действительных членов. В 1950-м — уже 138, в 1960-м — 162. Конец перестройки (1989 год) — уже 323 члена.
Но зато теперь их гораздо больше — 531 член Российской академии наук.
Кстати говоря, звездная пора нашей науки, эпоха великих физиков, химиков, математиков, инженеров и даже, представьте себе, гуманитариев, — это 50—60-е годы. Что ни имя — то живая легенда, крупная научная школа или отрасль промышленности.
Наверное, сейчас дела в науке обстоят вчетверо «более лучше»? А если вспомнить, что Академия наук СССР объединяла всех советских ученых, — то, выходит, лучше стало в восемь раз?
Тем более что вдобавок к шести государственным академиям, которые унаследованы от СССР, появилась уйма так называемых «общественных». От солидной РАЕН до каких-то совсем уж проблематичных Академий Глобального Разума.
Но не надо смеяться над «общественными академиями». У них есть один замечательный плюс. Они не платят деньги своим членам, а, наоборот, собирают с них членские взносы. То есть ведут себя так, как все академии всего мира. Это научные клубы, разной степени престижности и элитарности. Собственно, РАН (не вся система академических НИИ, а именно сообщество академиков) — на самом деле точно такой же клуб. Но там вместо взимания членских взносов почему-то платят деньги, по старой советской памяти. Но «большая академия» престижнее всех прочих не только из-за 50 000 рублей академической, так сказать, стипендии — а именно по старой памяти. На новых академиков снисходит благодать Келдыша, Тамма, Харитона, Семенова, Лихачева, Конрада и прочих столпов науки и капитанов промышленности. Во всяком случае, многим так кажется.
Люди же поскромнее и пошустрее ринулись за диссертациями. Каждому хочется быть если не доктором, то кандидатом наук. Если не трудных химических или драгоценных юридических, то хотя бы скромных исторических или совсем легких политических.
Зачем? Отчасти из-за внезапно взбухшей старой памяти о престиже академического звания. Дети и внуки тех, кто гордился, что «академиев не кончал» и кричал «прохвесор, очки сними!» — возжаждали докторских дипломов. А также для карьеры, для строчки в резюме, да просто на стенку повесить. Чтоб уважали.
В условиях повышенного спроса возникает и предложение. Написать диссертацию или обеспечить публикации, а то и вообще организовать защиту «под ключ». Можно даже в отсутствие соискателя. Знатоки говорят, что уже через полгода такой диссертант начинает свято верить, что диссертацию писал сам, и рассказывает, как на защите лихо срезал рецензента.
Разумеется, весь этот ажиотаж не мог остаться без внимания ВАК. Что-то диссертаций стало слишком много! А не ужесточить ли требования?
«Нет, брат, воры завсегда проворней сторожов были!» — сказано у Чехова.
Выдумали какой-то список особо авторитетных журналов, где должен публиковаться соискатель? Легко решаемый вопрос. Можно, например, напечатать фальшивый номер реального журнала.
Перед защитой докторской диссертации нужно опубликовать целые две монографии? Да еще в аккредитованном издательстве? Ради бога! Можно и три, и пять.
Нужна справка о включении в шорт-лист Нобелевской премии? Пожалуйста.
Все запреты и строгости только увеличивают цену вопроса, и не более того. ВАК — пережиток тоталитарной модели управления наукой. Там, где есть частные вузы и вообще частные фирмы, — государственная сертификация ученых степеней и званий не имеет никакого смысла, превращаясь в институциональный источник коррупции.
И работает ВАК плоховато: постоянно всплывают скандальные случаи плагиата и фальшивых публикаций, и всё это благополучно проходит через ВАКовских экспертов.
Давно пора пустить диссертантов в свободное плавание. Хочешь, чтобы твою ученую степень уважали коллеги? Защищайся в МГУ или в «Вышке». Хочешь повесить на стену своего кабинета красивый диплом? Устрой красивый банкет в КУФС (Козлодоевский университет фитнеса и стайлинга).
А деятельность «общественных академий» надо приветствовать и поощрять. Иначе все амбициозные и энергичные люди устремятся в РАН.
Денис Драгунский
kuliga vavilov,
Диссертационное шулерство – сегодня это устоявшаяся практика, становлению которой во многом способствовала попустительская позиция диссертационных советов и ВАК. Как свидетельствует известный ученый-медик проф. В.В. Власов, «опыт обращений в ВАК в связи с прохождением в диссертационных советах конкретных диссертаций, построенных на фальсификации и плагиате, или просто имеющих ничтожное научное содержание, говорит, что ВАК просто не отвечает на такие обращения и не реагирует на них»
http://www.biometrica.tomsk.ru...
А вот признание члена экспертного совета ВАК член-корр. РАН Д.В. Трещева: «Практика показывает, что остановить диссертацию, признать её негодной совершенно невозможно. Потому что на более высоких уровнях в ВАКе этот процесс тормозится. И к нам в экспертный совет эта диссертация постоянно возвращается до тех пор, пока люди не устанут, не сдадутся и не признают её… на моей практике я что-то не припомню, чтобы мы взялись за признание диссертации не удовлетворяющей требованиям ВАК, и довели это дело до конца»
http://dis.finansy.ru/a/post_1...
В полном соответствии с этим хорошо отработанным ВАКовским сценарием развивается и ситуация вокруг одной диссертационной аферы, изложенная на сайте
http://maxpark.com/user/122033...
Lilian Rasputina,
Петербурские новости.
Литвиненко В.С. пользуется репутацией наставника и личного друга президента, поскольку в далеком 1997-м в его институте еще никому не известный Владимир Владимирович защитил кандидатскую по экономике. Бытует легенда о том, что именно Владимир Стефанович помог Владимиру Владимировичу выбрать тему для диссертации («Стратегическое планирование воспроизводства минерально-сырьевой базы региона в условиях формирования рыночных отношений». Правда, в 2006-м вокруг диссертации разразится скандал: исследователи Брукингского института Вашингтона заявят Washington Times, что 16 страниц ключевой части работы либо скопированы, либо переписаны с минимальными изменениями с опубликованной еще в 1978 году статьи «Стратегическое планирование и политика» профессоров Уильяма Кинга и Девида Клиланда, а шесть диаграмм и графиков — почти полностью совпадают с американскими, ну и так далее. Понятное дело — поклёп, и Кремль отреагировал соответственно…….
Алексей Захаров,
Позволю себе задать нескромный вопрос "Кандидат экономических наук Кадыров стал уже доктором кономических наук?" Объявление о защите было на сайте ВАК
http://vak.ed.gov.ru/ru/disser...
Комментарии
Спасибо!
Может быть сделать обязательным условием 5 лет по месяцу перебирать картошу на полях, тогда поменьше желающих будет?
Россия - страна, отторгающая разум.
Жириновский - доктор наук.
Путин - кандидат наук.
Почти вся Дума и правительство - доктора и кандидаты. Просто цвет мысли собрался.
Комментарий удален модератором
Да, действительно, ВАК есть за что упрекнуть. Например, за то, что эта научно-бюрократическая контора необоснованно присудила ученые степени четверым «ученым-медикам» за диссертации (1 докторская и 3 кандидатских), в каждой из которых большие разделы представляют собой дословно переписанные тексты из одного и того же источника – диссертации сотрудницы НИИ скорой помощи им. Склифосовского Македонской Т.П. Об этом сообщается в заметке «Случай тяжкого плагиата?», опубликованной в апреле 2012 г. на сайте Общества специалистов доказательной медицины (ОСДМ) http://osdm.org/blog/2012/04/14/392/ Из авторефератов диссертаций, размещенных в интернете, следует, что все четверо нравственно нечистоплотных обладателя ученых степеней защищали свои плагиаторские диссертации в диссовете Д 208.041.02 при Московском медико-стоматологическом университете (МГМСУ). Похоже, что в сфере интеллектуальных услуг успешно функционирует фабрика по производству липовых кандидатов и докторов наук.
В Беларуси в этой сфере полный СССР. Отсутствуют общественные институты и академии. Есть частные вузы, но право защищаться - только у гос.
ВАК очень жестка в бюрократическом стиле. Мой бывший начальник пять лет ждал защиты и признания - его научный руководитель на несколько лет впал в немилость к властям.
Но вся эта советскость не мешает защищаться политологам с "важными" для Беларуси темами "Идеология Беларуси во время перехода к рынку" или подобными. И диссертации начальству пишут подчиненные
Обычная картина на производстве: директор – «свадебный генерал», регулярно получающий ордена типа «Дружбы народов» ко всем праздникам, но ни черта не смыслящий в производстве и по всем вопросам отфутболивающий людей к главному инженеру-технарю, на котором собственно и держится всё производство.
Т.е. существует целая система управления, не связанная с реальными знаниями по любому производству, а специализирующаяся «на работе с людьми». Когда функционера переставляют то директором машиностроительного завода, то директором банка, то министром обороны, а то и президентом целой страны. Поэтому непотопляемые функционеры, успешно запоров одно производство, снимаются с должности и … появляются на новом направлении с повышением…