Конец света или Соблазн апокалиптики.

На модерации Отложенный

В продолжении постов:  О «конце света».
Куда бежит элита от "конца света" или что беспокоит Инет :)))



Пессимистов хватало всегда. Первое дошедшее до нас пророчество о конце света датируется 33-им годом нашей эры. Основано оно на вольной трактовке Священного Писания. А дальше чуть ли ни на каждый год – по мрачному пророчеству. Озвучим самые интересные, забавные и абсурдные.

1492 год – конец света, основанный на предсказании, что «сей мир сотворен на 7000 лет». И в 1492 году этот срок как раз и «истекал».
1814 год, 19 октября – некая прорицательница Иоанна Сауткотт предсказала, что конец света наступит в этот день, после того, как она родит второго мессию.
1919 год, 17 декабря – конец света вследствие парада 6 планет, вспышки на Солнце и сожжения Земли, согласно расчетам американского метеоролога Альберта Порта.
1999 год – на основании того, что три девятки – это перевернутое «Число Зверя» огромное количество различных сект и одиночных предсказателей назначили на этот год конец света. Кто-то обращался к астрономии и предрекал падение различных комет, метеоритов, астероидов, которые либо сами по себе погубят нашу планету, либо станут причиной ядерной войны. Но самым абсурдным предсказанием отличился некий Михаил Шевченко – по его версии Земля уйдет в другое измерение, на ней все погибнет, потом она практически сразу вернется, и уже через 4 года на ней возникнет новая жизнь.
2000 год – еще один «богатый» на предсказания конца света год. Все так ждали «миллениума», что не могли под него не «подтянуть» и апокалипсические ожидания. В среднем было сделано около 30 пророчеств, которые не отличались особой оригинальностью; все-таки выбор причины апокалипсиса не так уж и широк – всемирная война, падение небесного тела, пришествие Антихриста, природный катаклизм общечеловеческого масштаба.
2001 год – американские «ученые» предсказали конец света в результате «всасывания Земли и солнечной системы в черную дыру».
2003 год – конец света из-за распада Земли на части – предсказание американского астролога Джейн Диксон.
2006 год – конец света в связи со столкновением Земли с астероидом Икар.
06.06.06 – конец света из-за сочетания трех шестерок (666 – Число Зверя).
2007 год, весна – окончательный конец света – предсказание главы «Церкви Последнего Завета» Виссариона:начало будет положено тем, что в конце XX века прилетит планета (комета?) Нибиру, далее – взрыв (в 2000 году) в штате Невада арсенала ядерных боеголовок, далее планету большей частью покроет песок, не должно остаться ни одного неверующего, и свершится перестройка плоти, - пишет cosmobaza.ru

Действительно, с каждым годом в мире становится не спокойнее и опаснее жить. Мировые новости пестрят авариями, крушениями, катастрофами; аномалиями, стихиями и катаклизмами; терактами, конфликтами, военными действиями и столкновениями. Всё это происходит на фоне дальнейшего всеобщего падения нравов, морали и культуры, не говоря уже о духовности человечества. Растут насилие, жестокость, подавление, эксплуатация, несправедливость и расчётливость. Стираются границы, национальные и культурные различия; мир всё более превращается в гигантский муравейник, копошащийся в одних ритмах и по одним законам абсурда.

Картинка 52 из 6147

Если говорит о христианском взгляде на будущее, то можно выделить два направления
характеризующие эсхатологические представления, этой наиболее широко представленной религиозной парадигмы.


1) будущее - череда ужасных кризисов, войн, природных бедствий и катастроф (Божий суд), при которых единственным вариантом спасения является всеобщее покаяние и качественное (в нравственно-аскетическом отношении) изменение человечества.
2) будущее - принципиальная неспособность человека (без постороннего божественного вмешательства) к преображению себя и мира, приведет к глобальной апостасии и закончится апокалиптической трагедией, при которой только и возможно возникновение качественно-нового человечества.

В той или иной форме, апокалиптическая эсхатология присутствует практически в любой
"религиозной модели" и, по-видимому, это связанно скорее с общим фаталистическим аспектом, чем с реальным взглядом на мир и его историю. Тем более, что фатализм лишает человека постулируемой "свободой выбора" и элементарной ответственности. Более того, фатализм обессмысливает пророческие послания (о социальной справедливости, о мире и гармонии), в которым подразумевается способность человека откликнуться на призыв Бога, Его закон и Обетования. Кой смысл в Послании, если слушащие не могут его уразуметь? Да и потом, идея синергии (сотворенных со-творцов, со-работников), терпит полное поражение и фиаско.

Конечно трудно отрицать, что сегодняшнее время говорит скорее об уязвимости и ненадежности, построенного технологического "песочного города", но разве это снимает ответственность. Технологическая мощь достигнутая современными гигантами тела и пигмеями духа и, давшая неограниченные возможности влиять как на природу, так и на потенциальное (и в следствии этого вариативного будущего) будущее всей нашей истории, только усиливают эту ответственность. Беда в том, что уродливый перекос в сторону одной из крайностей, столь свойственный современному категорическому сознанию, вносит дисбаланс и хаос в формирующийся мир будущего. У христианства был исторический шанс (абсолютная гегемония над телом и духом человека, а также его возможным загробным будущем) реализовать свои духовно-нравственные идеалы (Средневековье и отчасти Возрождение) и свободно-творческое со-работничество человека с природой и Богом. Увы, перекос в сторону фатальности, а не декларируемой свободы, стал началом... исторического конца культурно-мировоззренческого доминирования. Наука, индифферентная по отношению к духовно-нравственному и  фундаментальному человеческому началу (игнорируя эту генетически необходимую функцию), давшая человеку ощущения всемогущества и автономности бытия, скорее принесла больше горя чем декларируемых ей ценностей и идеалов.  Таким образом, перекос в другую крайность дал нам весьма негативный опыт того, как "нечеловеческий мир" торжествует над человеком. Проблема в том, как совместить эти две парадигмы и два фундаментальных, а по сути единых начала?

История общества и человечества – это история потенциальных возможностей и актуальной реализации этих возможностей. Мир, а уж тем более история, это не мертвая, фатально-детерминированная схваченность бытия, а диалектически развивающаяся, становящаяся реальность. Возьмем, например прошлое, как разрозненную и бессвязанную цепь событий и фактов, и мы увидим, что только пропущенное чрез наше сознание и целеполагание прошлое становится историей. А в феноменально – профаном мире, где историческое видение смысла меняется с изменением политических режимов, все обстоит несколько иначе, здесь «торжествует» тезис: «история – это политика, обращенная в прошлое». Но «знание» истории предполагает и особое, «образованное» мировоззрение. Но это то, что всегда «идет» от нас. А всегда ли? Я уверен, что если бы мы, не обладали такой «слишком человеческой» способностью как память, то истории для нас просто бы не существовало. С другой стороны, история только тогда приобретает смысл, когда мы, хотя бы только гипотетически мыслим историю в ее конечности, ибо бесконечная история – бессмыслена.