Будем помнить всегда о боевом генерале

На модерации Отложенный

20 лет назад ушёл из жизни талантливый военачальник, опытный командир и наставник, теоретик и практик ратного дела - начальник Генерального штаба Вооружённых Сил России генерал армии Виктор Петрович Дубынин. О безвременно ушедшем из жизни верном сыне нашего Отечества вспоминают люди, знавшие о нём не понаслышке.

               

Заместитель министра обороны РФ генерал армии Дмитрий БУЛГАКОВ:

- Среди высшего руководства российских Вооружённых Сил начала 1990-х годов генерал Дубынин занимал особое место. Прежде всего Виктор Петрович был яркой личностью.

С самого рождения, с 1 февраля 1943 года, маленькому Вите пришлось ощутить на себе все невзгоды и беды военной поры. Большой многодетной крестьянской семье в селе Большая Рига Шумихинского района Курганской области было очень непросто одеться и прокормиться в те тяжёлые годы. Из всех нехитрых детских игр он больше всего любил играть в войну. Ему хотелось быть военным. Любил читать рассказы и повести о военной поре, восхищался подвигами советских солдат, мудростью полководцев. Юношей его особенно привлекали книги о танкистах. Мечта постепенно сбывалась.

После окончания десятилетки он поступил в Дальневосточное танковое училище, расположенное в замечательном городе Благовещенск. Так начиналась его военная служба. 

По окончании танкового училища в 1964 году лейтенант Дубынин был направлен для продолжения службы в Краснознамённый Белорусский военный округ, где проходило его становление как офицера и командира. Он командовал сначала танковым взводом, затем ротой, батальоном. О первых встречах в 1970 году с командиром роты Дубыниным вспоминает президент Академии военных наук, генерал армии (в ту пору командир учебной дивизии этого округа) Махмут Гареев: 

«При представлении на должность командира роты Дубынин сразу же показался мне собранным, подтянутым человеком. Чувствовалось во всём, что это настоящий офицер. Хотя в отличие от некоторых он не пытался произвести впечатление, выделиться. Но армия учит среди прочего быстро распознавать внутреннее существо каждого человека. Так он вырос до командира батальона, полка, дивизии. Дивизией, я знаю, он командовал отлично».

А вот как о комбате Дубынине говорил заместитель командира полка по технической части Егор Шарипо: «Он выделялся на фоне других офицеров. Я про себя ещё тогда отметил - этого майора ждёт большое будущее. Сейчас, 30 лет спустя, вижу, что не ошибся». 

На учениях «Западная Двина-81» Виктор Петрович уже командовал танковой дивизией, перед этим, в 1978 году, окончив Военную академию бронетанковых войск имени Р.Я. Малиновского. 

После окончания Военной академии Генерального штаба Вооружённых Сил СССР в 1984 году талант и способности Виктора Петровича как военного руководителя с особым размахом проявились в должности заместителя командующего, а с апреля 1986 года - командующего 40-й общевойсковой армией Туркестанского военного округа. Войска этой армии составляли основную часть Ограниченного контингента советских войск в Афганистане.

Изучая рассекреченные американские источники, мемуары ветеранов ЦРУ, понимаешь, какие колоссальные ресурсы Запад бросал в те годы на то, чтобы переломить ход боевых действий, выдавить из Афганистана Советский Союз и тем самым ускорить процесс его разрушения. В то время генерал Дубынин мог об этом только догадываться. Но вся ответственность и тяжесть этой борьбы ложилась на плечи командующего 40-й армией. 

     Афганистан. 1987 год. Командарм вместе с афганскими генералами осматривает трофейное оружие Фото: "Союз"

Генерал Дубынин был, на мой взгляд, лучшим командующим афганским контингентом. Он первым из командующих выступил против существовавшей практики сокрытия реальных цифр наших потерь. Первым стал широко применять тактику масштабных десантов с использованием вертолётов. Первым ввёл компьютеры в систему управления войсками.

В условиях частичного вывода советских войск из Афганистана генерал Дубынин перешёл от беспрерывных боевых действий по всей территории страны к последовательным, тщательно подготовленным боевым операциям по уничтожению ключевых опорных пунктов моджахедов. Каждая такая операция наносила существенный урон противнику, приводила к ослаблению противоборствующей стороны в регионах.

 

Виктор Дубынин - человек поступка. Он смело брал на себя ответственность в самых отчаянных ситуациях. Когда говорится, что он три года был на передовой, то это надо понимать буквально: он много раз чудом избегал гибели, когда снаряды и ракеты рвались прямо на его командном пункте, когда его вертолёт прошивали пули. Однажды на его глазах был тяжело ранен полковник, один из его заместителей. Вызванный для эвакуации вертолётчик, видя, какой ад внизу, садиться отказался. Тогда командарм дал предупредительную очередь из пулемёта и прокричал в микрофон: «Если не сядешь, я тебя сам собью». Офицер был спасён. 



И теперь каждый год 22 ноября Владимир Ильич Исаков, а это он был тем раненым полковником, в прошлом начальник Тыла Вооружённых Сил РФ - заместитель министра обороны РФ, участник боевых действий в Афганистане, приходит с цветами на Новодевичье кладбище, где похоронен Виктор Петрович Дубынин.

А чего стоит история, когда Дубынин лично принял решение нанести упреждающий артиллерийский удар по учебным центрам, базам и складам моджахедов, расположенным на территории Пакистана! Данные разведки говорили о том, что вот-вот оттуда нагрянут душманы и в их составе хорошо подготовленные расчёты со «Стингерами». Командарм понимал, что необходимо согласование с Москвой, и с его стороны делались такие попытки. Однако разрешение не было получено. В итоге он взял всю ответственность на себя. Это сейчас американцы наносят такие удары по базам террористов, ни с кем не советуясь, а тогда Виктор Петрович сильно рисковал. Зато сколько жизней наших солдат спас!..



После распада Советского Союза, когда в мае 1992 года были созданы Вооружённые Силы Российской Федерации, генерал Дубынин назначен начальником Генерального штаба Вооружённых Сил - первым заместителем министра обороны РФ. На этом посту Виктору Петровичу вместе с единомышленниками удалось сформулировать и отстоять военную политику и стратегию России, удержать политическое руководство вновь образованного государства от ряда непродуманных решений в оборонной сфере, прежде всего в области ядерных сил. 

Оценивая вклад и значение генерала Дубынина, многие находили в нём поразительные сходства с самыми известными и достойными людьми нашего Отечества. Одни находили его похожим на маршала Жукова, другие - на генерала Серпилина из «Живых и мёртвых». Кому-то он напоминал того командарма из романа «Горячий снег», который, вручая героям Сталинградской битвы ордена, виновато приговаривал: «Всё, что могу...» Все, безусловно, правы - Виктор Петрович Дубынин - личность заслуженная. Он достоен благодарной памяти соотечественников. 

  

К всеобщему сожалению, внезапная и безжалостная болезнь не позволила прославленному военачальнику продолжить благородную миссию по восстановлению оборонного потенциала Отечества.

22 ноября 1992 года генерал армии Дубынин скончался. Он был похоронен в Москве, на Новодевичьем кладбище. Российская армия понесла невосполнимую потерю...

Виктор Петрович по праву заслужил высшую воинскую награду - звание Героя России. И справедливость восторжествовала. 11 ноября 2003 года Указом Президента РФ за проявленное личное мужество и умелое руководство войсками в ходе боевых действий в Афганистане Виктору Петровичу Дубынину было посмертно присвоено звание Героя Российской Федерации. 

Однажды на традиционной поминальной встрече на Новодевичьем кладбище генерал армии Владимир Исаков сказал ветеранам-«афганцам»: «Будет хорошо, если память этого человека мы достойно увековечим. Он заслуживает геройской звезды, книги, фильма». Сегодня есть книга «Повесть о настоящем генерале». По телевидению показан фильм. И появилась улица генерала Дубынина. 

В селе Большая Рига Шумихинского района Курганской области открыт музей Героя Российской Федерации генерала армии В.П. Дубынина. Распоряжением Правительства РФ от 17 сентября 2003 года имя В.П. Дубынина присвоено Рязанскому военному автомобильному институту, который с того времени носил имя - «Рязанский военный автомобильный институт имени генерала армии В.П. Дубынина». 

Конечно, самому Виктору Петровичу никаких почестей уже не нужно. Но это необходимо всем нам - хранить память о замечательном человеке, генерале, Герое, патриоте нашего Отечества. Важно сознавать, что рядом жил человек, для которого понятия «честь, бескорыстие, верность долгу и воинскому братству» - не пустой звук, а смысл самой жизни.

Председатель ДОСААФ России генерал-полковник Сергей МАЕВ:

- Впервые Виктора Петровича Дубынина я встретил в коридорах Военной академии бронетанковых войск, когда он учился заочно на командном факультете в звании подполковника. Это было примерно в 1976-1977 году. На фоне других слушателей академии Виктор Петрович выделялся. Был стройным, подтянутым офицером. Помню, как он целеустремлённо шёл по коридору - словно перед ним стояла какая-то задача и её необходимо быстро решить. И вот это ощущение постоянной целеустремлённости и деловитости прослеживалось в нём и в будущем, на протяжении всей службы. 

Следующая, более плотная встреча была в Военной академии Генерального штаба в 1982 году. Виктор Петрович был уже полковником, а в сентябре, на День танкиста, ему было присвоено звание генерал-майор. В академии он запомнился слушателем, нацеленным на глубокое изучение военной науки. Он был командиром группы и никому не позволял разбрасываться своим учебным временем. 

Постоянная совместная работа с Виктором Петровичем началась в период моей службы в Афганистане.Он был первым заместителем командующего 40-й армией. Без преувеличения можно сказать, что на него была возложена вся организация боевой деятельности объединения. Вместе со штабом он был основным разработчиком всех планов боевых действий и, как правило, лично возглавлял группировки войск. Виктор Петрович мало находился в Кабуле, а чаще был в районе боёв. Свою систему работы он сохранил, став и командующим армией. 

Мелочей в военном деле не бывает - таким было его кредо в Афганистане. Он глубоко изучал условия решения задач войсками, начиная с момента создания запасов, подготовки личного состава, вооружения и военной техники, разработки планов боевого и технического обеспечения. При этом, когда заместители докладывали свои предложения, он внимательно их изучал, а после утверждения давал подчинённым полную свободу действий, то есть не надоедал контролем и вопросами. 

В центральный аппарат Министерства обороны Виктор Петрович пришёл в очень сложное время. Это был период полного отрешения от старой Советской Армии и создания новых российских Вооружённых Сил. Я вспоминаю момент, когда он в мае 1992 года прибыл в кабинет начальника Генерального штаба. Был субботний день. Виктор Петрович зашёл в кабинет, по-деловому осмотрелся. Сразу, без раскачки приступил к исполнению своих обязанностей, решению тех задач, которые стояли перед Генеральным штабом. 

Подчеркну, что он был полностью к этому готов. Перед этим у него была серьёзная служба в должности начальника штаба Киевского военного округа. Потом он был командующим Северной группой войск. Там я вместе с ним не служил, но его заявления о пребывании наших войск в Польше вызывали уважение. Он тогда дал резкую отповедь польским националистам, которые пытались разными способами ущемлять интересы наших военнослужащих. Виктор Петрович говорил: если нужно, мы выйдем из Польши в боевых порядках, при развёрнутых знамёнах, поэтому оставьте нас в покое, мы вас не трогаем, и вы нас не трогайте, будет решение правительства - мы уйдём, а до этого момента мы никому не позволим ущемлять наши права. Это было очень смелое заявление, потому что тогда на политической арене наши руководители, особенно в Министерстве иностранных дел, занимали позицию собак с поджатыми хвостами - не дай Бог, чтобы на нас кто-то что-то подумал. Слова Виктора Петровича были диссонансом в общем хоре. Но они показали его настоящий генеральский дух, верность традициям Советской Армии. 

За короткий промежуток времени работы в Генеральном штабе Виктор Петрович Дубынин привнёс элементы поступательности в действия подчинённых. Благодаря своим знаниям, эрудиции, обаятельности военного человека он сумел создать коллектив, который мог решать любые задачи по созданию российских Вооружённых Сил. Что самое главное, буквально с первых дней все относились к нему с большим уважением и доверием, как к опытному и знающему человеку. Одновременно он был доступным и простым в общении, очень отзывчивым, вникал в проблемы подчинённых, старался решать их. В тоже время не допускал панибратства - воинские порядки в общении соблюдал чётко. 

К слову, тот период ознаменовался «горячей» обстановкой в Приднестровье. Виктор Петрович непосредственно руководил организацией действий войск по урегулированию конфликта. Его богатый военный опыт позволял давать конкретные указания. 

К сожалению, Виктору Петровичу недолго пришлось быть в должности начальника Генерального штаба. Страшная болезнь к августу 1992 года поставила его в тяжёлое положение... Благодаря высокому моральному духу он сопротивлялся до последнего. В конце сентября его увезли в госпиталь, в свой рабочий кабинет в октябре он уже не возвращался...

Прошло уже 20 лет, а ощущение такое, что Виктор Петрович всегда находится с нами, потому что не бывает ни одного момента при решении различных задач, которые не наталкивали бы на наш опыт совместной службы. История не имеет сослагательного наклонения, но, уверен, если бы судьба распорядилась так, что его жизнь продлилась, то развитие Вооружённых Сил шло бы менее болезненно. Генерал Дубынин олицетворял собой порядочность. В характере и делах Виктора Петровича была цельность... 

На встречи ветеранов, друзей и сослуживцев, которые проходят в день его рождения 1 февраля и в день смерти 22 ноября, приходит большое количество людей. Все мы добрым словом вспоминаем Виктора Петровича Дубынина как настоящего командира, военного руководителя.