Василий Ливанов: Сегодня искусство, в основном, продажно

Знаменитый «Шерлок Холмс» – о нравственном прицеле и богатых конферансье

«Если обществом правят деньги, а не совесть и мораль, то востребовано только одно искусство – „для толпы“», – говорит знаменитый актёр.

В 2006 г. королева Елизавета II наградила его орденом Британской империи как одного из лучших актёров, воплотивших образ гениального сыщика Шерлока Холмса, подчеркнув при этом, что «русский Холмс» на экране – один из самых достоверных. Ливанов, принимая награду на приёме в резиденции посла Великобритании, закончил свою речь словами полководца Суворова: «Мы – русские! Какой восторг!»

Какие поводы для восторга есть у нас сегодня? На этот и другие вопросы актёр ответил «АиФ».

АиФ»: – Однажды вы сказали, что нынешняя культура «заискивает перед хамом»…

В. Л.: – Точнее, перед деньгами. Если обществом правят деньги, а не совесть и мораль, востребовано только одно искусство – «для толпы». Конферансье Максим Галкин – одарённый, но не более чем конферансье. Однако он зарабатывает миллионы и сказочно богат в сравнении с настоящими артистами. Почему? Он даёт публике развлекуху – сплошное «гы-гы-гы», а она, на удивление, больше ничего и не требует… У общества сбит нравственный прицел. Но народ надо подтягивать, задавать ему ориентиры. Недаром императрица Елизавета основала Академию наук, а Екатерина II Академию художеств. Они устанавливали форпосты науки и искусства. Не на «клубничке»…

«АиФ»: – Деньги были ценностью всегда…

В. Л.: – Но никогда ещё они не заменяли России нравственность. Разве это не противоестественно? Вспомните меценатов прошлого. Третьяков создал художественную галерею, Мамонтов поддерживал Репина, Васнецова, Врубеля, Шаляпина. Морозов дал деньги на Московский Художественный театр. Для кого они всё это делали? Для себя? Для пиара? Для монархов? Нет, для народа. А кто из наших олигархов построил национальный театр или галерею? Абрамович? Фридман? Или, может быть, Прохоров? Нет, он только взял. Сначала набрал денег, а потом хотел ещё и власть получить. А что дал?.. Благотворительность из этих людей надо выбивать. Бесплатная медицина, образование – не их забота.

Их интересуют только деньги. Хотя тысячелетиями установлено: богатый человек не обязательно счастлив. Скорее всего, он несчастен. Он очень боится за своё богатство, ведь его не заберёшь с собой после смерти… Ещё в Евангелии написано: не ищите сокровищ на земле, они на небесах. Есть русская поговорка: «В гробу карманов нет».

– Сегодня искусство, в основном, продажно. Например, в работах МНОГИХ кинорежиссёров только и есть что угождение представлению Запада о России. Это пошло еще с «Андрея Рублёва» Тарковского. Да, мол, мы все дикие и страшные. Но у нас на куче говна расцветают голубые цветы… В профессионально сделанном фильме Андрея Звягинцева «Елена» мать семейства – убийца. Она убивает ради денег, просто, буднично, а жизнь вокруг идёт, как будто бы так и надо, и всё хорошо. Мол, вы правы, товарищи западные люди. Мы – звери. Этакий магазин «Берёзка», но в другую сторону. Антилубок. Мы продаём им их представление о нас. И они с удовольствием его покупают. Мол, это и есть Россия. Новый фильм режиссёра Андрея Смирнова «Жила была одна баба» – такой же гимн «русскому насилию»…

«АиФ»: – Но на самом деле мы не такие?

В. Л.: – Если бы мы были такие, то не пережили бы всех войн и страданий, выпавших на долю народа. А победив Наполеона, разграбили бы и уничтожили всю Европу. В 1815-м мы дошли до Парижа. И что? Мы сожгли Лувр, разрушили Версаль? Если бы мы были зверьём, то в 1945-м после Гитлера не оставили бы в живых ни одного немца. Мстили бы до конца.

«АиФ»: – И ничего не изменилось?

В. Л.: – И сейчас было бы то же самое. Это живёт в душе народа. У нас есть жалость к побеждённым. Мы страшны в драке, но когда победили, то помним о милосердии. Как к нам сейчас относятся в Афганистане? Мы понастроили им всего, чего могли, и зла они на нас не держат. Они говорят «Шурави!» («Русский!») с уважением. И в Чечне будет так же.

Генерал Грачёв мог сравнять с землёй весь Грозный, но ему не дали. Потому что мы – люди. А отдельные звери были всегда. Русский партизан, офицер армии Кутузова Иван Дорохов не брал пленных, расстреливая сотни французов. Мол, девать их некуда. Но он один был такой.