На чем стоит школа: Морософия против философии…
Обещал я выложить текст, дополняющий прежнее моё занудство про «воплощение образования» на философской конференции http://maxpark.com/community/1039/content/1662888...
Выкладываю первую порцию…

МОРОСОФИЯ — род душевной болезни, характеризующейся
мрачной тупостью.
(Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910)
Анекдот для затравки
Военный госпиталь времен русско-турецкой войны 1877—1878 годов.
Утренний обход. Сквозь ряд коек идет дохтур в сопровождении фершала. Останавливаются у каждой койки. Фершал докладывает. Дохтур назначает лечение.
- Рядовой Иванов, пулевое ранение… - докладывает фершал.
- Йоду, - командует дохтур.
- Рядовой Петров, - контузия…
- Брому…
- Рядовой Сидоров, запор-с…
- Касторки…
На следующий день:
- Рядовой Сидоров, запор-с…
- А касторку давали?
- Так точно, ваше высокородие!
- Сколько?
- Ложку.
- И не проняло?
- Не проняло, ваше высокородие!
- Так дайте стакан!
Еще через день:
- Рядовой Сидоров, запор-с…
- А касторку давали?
- Так точно, ваше высокородие!
- Сколько?
- Стакан.
- И не проняло?
- Не проняло, ваше высокородие!
- Так дайте пол-ведра!
На следующий день дохтур видит кровать Сидорова пустой.
- А где Сидоров? - спрашивает дохтур.
- Помер, ваше высокородие!
- А касторку давали?
- Так точно, ваше высокородие!
- Ну и как, проняло?
- Так точно, ваше высокородие!
- Вот видишь! Я же говорил!
Анекдот про старую медицину точно описывает современную педагогику. Рецепты наших педагогов в философской основе своей ничем не отличаются от рецептов старинных дохтуров.
Суть того, что предписывается системе нашего образования, описывается двумя словами:
– Чтоб проняло!
Если передавать этот смысл на языке отвлеченных понятий философов-«любомудров» хватит и одного слова:
– Морософия…
Для справки
φιλία — любовь + σοφία — мудрость = φιλίασοφία - философия - любомудрие
μωρα — глупость + φιλία — любовь = μωραφιλία - морософия - дуролюбие
Правдивая история – не анекдот!
Урок литературы в 5-м классе.
Гордая своим педагогическим мастерством дама закрепляет «пройденный материал» и патетически вопрошает класс:
– Дети! Пушкин это наше что?
– Пушкин – это наше ВСЁ! - дружно отвечают дети…
Случай кажется курьезным. Но набираю в поиске «Яндекса» цитату из А.Григорьева: «Пушкин – это наше всё», – получаю 9 миллионов ответов – статей, рефератов, сочинений – не содержащих ни малейшего проблеска мысли образцов словотолчения и начинаю представлять производительность того штамповочного автомата, который по недоразумению именуется у нас «школой» и печатает «всё» из «ничего».
Откуда?
Март 1816 года. 16-летний Пушкин пишет 24-летнему Вяземскому:
«Никогда Лицей … не казался мне так не сносным, как в нынешнее время.
Правда время нашего выпуска приближается; остался год еще. Но целый год еще плюсов, минусов, прав, налогов, высокого, прекрасного!.. целый год еще дремать перед кафедрой... это ужасно. …
Безбожно молодого человека держать взаперти и не позволять ему участвовать даже и в невинном удовольствии погребать покойную Академию и Беседу губителей Российского Слова».
Похоже, Пушкин-лицеист отчетливо видит фундамент, на котором вырастала та самая «штамповочная машина», невольной жертвой которой он сам стал два века спустя…
Смысл царскосельского «заточения» юного Пушкина с его лицейскими товарищами и смысл современного пребывания в стенах школ его нынешних ровесников один: «не позволять участвовать в удовольствиях». Школы в прошлом и настоящем были и есть – средство изоляции молодых людей, которое ограничивает возможность их вмешательства в общественную жизнь.
В этом, собственно, и есть то «высокое предназначение школы», обнаружения которого остерегается морософия.
Не важно, какое «содержание образования» вкладывается в то, что преподают с кафедры, и каких «стандартов образования» придерживаются преподающие. Суть в том, что результатов «дремлющие перед кафедрой» достигают вовсе не благодаря, а вопреки и «содержанию», и «стандартам».
О бедной философии замолвите слово…
Есть два детских вопроса, повергающих в замешательство родителей и учителей.
Первый. Откуда берутся дети?
Второй. Зачем нужна школа?
В ответ на первый принято что-то бормотать про «аиста и капусту».
В ответ на второй – про «подготовку к жизни».
Настойчивость детей в обоих случаях вознаграждается многообещающе-угрожающим:
– Подрастешь – узнаешь!
Любая попытка рассуждений о смысле школьного образования считается «философствованием», приравнивается к «злостному хулиганству» и влечет за собой административные меры, плавно переходящие в уголовное преследование.
Само по себе употребление слова «философия» у всех участников «образовательного процесса» вызывает оторопь, соединяющую в себе удивление, отвращение и страх…
«Философия»?
– Это что такое?
– Зачем?
– Ох, как бы чего не вышло…
Прежде всего важно понять, откуда в современной школе отвращение к философии? Почему школу так страшит любая попытка оглянуться на себя?
Современная государственная система образования в РФ практически полностью отождествляется с системой государственной власти. По сути своей школа воспринимается непосредственно приближенный к нам как орган государственной власти «на местах». Работники школы чувствуют себя «детскими начальниками», которые постоянно что-то должны «соблюдать» сами и «требовать» от других. А мы все (и родители, и дети) чувствуем себя подчиненными, которые всегда в чем-то виноваты перед этими начальниками.
Отношение к действующей системе образования практически ничем не отличаются от отношения к действующей системе власти. Любые рассуждения о природе и устройстве власти воспринимаются у нас как «подрывная деятельность». Точно так же и попытки рассуждений о природе и устройстве системы образования в «образовательных учреждениях» на прилегающей к ним территории квалифицируются как «экстремизм».
И «морософия», с некоторых пор воцарившаяся в РФ в качестве «руководящей и направляющей силы», как раз в школе почувствовалась острее всего. Высшими её проявлениями явились недавно принятые Минобрнауки «Федеральные государственные образовательные стандарты», и принимаемый в эти дни Госдумой новый «Закон об образовании в РФ».
Смысл этих документов сводится к тому, что можно назвать «административной касторкой», прописанной школе и что можно точно определить двумя известными словами из анекдота:
– Чтоб проняло!
Разберемся?
Мы живем в мире, где есть три типа школ, которые связаны с теми тремя стадиями, которые прошла цивилизация.
Первый – семейная «школа жизни», сложившаяся еще у первобытных племен. Эту школу проходят дочки, которых мамы берут на кухню – печь пироги и мыть посуду, и сыновья, которых папы берут на охоту или рыбалку.
Второй – общинная «школа-храм», которая появилась в аграрном мире. Туда детей отправляют за «разумным, добрым, вечным», сеятелями которого чувствуют себя «наставники-священнослужители», независимо от принадлежности к той или иной церкви.
Третий – государственная «школа-фабрика», родившаяся в мире индустриальном. Это учреждение особой «обрабатывающей отрасли» народного хозяйства, выпускающей «кадровые ресурсы».
Та реальная школа, в которой учились илиучитесь Вы, Ваши дети или Ваши внуки, неизбежно включает в себя элементы всех трех типов. И, независимо от того, нравится она Вам или не нравится, на хорошем она счету или на плохом в любом возможном «рейтинге», эта школа содержит в себе всё: и дом, и храм, и фабрику…
Единственное, чего нет в нашей (не воображаемой, а реальной) школе, – соответствия современности. Мы живем в постиндустриальном мире. Его еще называют «информационным» или «цифровым». Главное отличие этого мира от всех тех миров, в которых люди жили прежде, – скорость его обновлений.
В начале пути, пройденного человечеством, – в мире первобытных собирателей и охотников – знания казались раз и навсегда данными и обеспечивали физические возможности выживания.
Позже – в мире земледельцев и воинов – знания обновлялись по мере развития орудий труда и оружия, вместе с совершенствованием способов обработки земли и ведения войны – за тысячелетия.
Потом – в мире «заводов, газет, пароходов» – за десятилетия, вместе с обновлениями технологий, машин и сменой поколений управляющих ими людей.
Теперь – в мире высоких технологий – за считанные дни, вместе с автоматическими обновлениями наших компьютеров.
Мы не представляем себе тот мир, в котором будем жить буквально завтра. Соответственно, мы не понимаем, чему и как самим учиться и учить наших детей.
До нас только сейчас доходят слова Овидия: «Tempora mutantur et nos mutantur in illis» — времена меняются и мы меняемся вместе с ними.
И мы начинаем понимать, что школы – любимые и ненавистные, хорошие и плохие, большие и маленькие – все! – нас уже не устраивают. Не устраивают потому, что они не успевают меняться в соответствии с переменами в нас самих и в окружающем нас мире.
Мы начинаем понимать, то чего не хочется и не «можется» принимать.
Но об этом и о том, что и как должно меняться в школе, – в следующий раз.
Комментарии
Мы должны знать своих героев.
С другой стороны - неприемлемым признаком неповоротливости системы образования считаю требования нынешних ФГОСов сверхдетализированно составлять учебные программы. На это необходимо тратить много времени и сил - а потом вдруг что-то кардинально поменяется в каком-то месте, и не то, что отдельная программа, а вся совокупность программ "поедет", а с ней - и программы смежных предметов...
Вы правы.Так оно и есть.
Но тенденция прямо противоположная.
Гайки на программах закручиваются до предела.
Жесткое лицензирование, аттестация и аккредитация.
И причина очень простая - иначе ничего не содрать.
Во все СМИ поступали предложения от специалистов разных профессий.
В результате: в 1994 году был издан приказ министра МО "О получении образования в семье", предоставлена возможность выбора очерёдности изучения учебного предмета, а так же предоставлена возможность для самообразования - это значит: "возможность сконцентрироваться в полном объёме на тех предметах, которые им, действительно, более важны".
Самообразованию - зелёный свет: в свободной продаже имеются все учебные пособия, плюс Итнтернет.
Дети с помощью родителей дома учатся считать, решать примеры, задачи, читать, писать, прочитали "Букварь", "Родную речь" и другие книги из домашней библиотеки.
Значит, первый учитель - мама, или папа, или дедушка, или бабушка, а не тот человек, который увидел ребёнка впервые через 6-7 лет после его рождения.
День знаний для этих детей наступил дома, а не в учебном заведении.
День знаний для этих детей наступил гораздо раньше, а не первого сентября через 6-7 лет после его рождения.
***
Учителя жалуются на несоверщенство учебных программ, учебных пособий.
Учёные и специалисты МО до сих пор не пришли к единому мнению по вопросу: "Какие науки считать основами наук?"
И "... проблема до сих пор не решена ..."
Если специалист-профессионал написал учебник, то он должен отдать на экспертизу экспертам МО. За экспертизу заплатить восемь тысяч рублей за одну страницу. Восемьсот тысяч за сто страниц. Должен взять кредит и заплатить за тираж или найти инвестора.
Государственная школа к обществу имеет отдаленное отношение.
И в результате получается: пустая трата времени собственного обучающих и обучающихся.
Вполне сознательно и спецуиально.
Если "весь мир не знает, чему учить детей", то зачем дети ходят в учебные заведения? И зачем родители платят за "учёбу"?
Не помню, как называлась телепередача, но смысл был таков: известный журналист от имени родителей высказывал все претензии "ответственному", "очень высоко поставленному" ЛИЦУ.
Она оправдывалась, оправдывалась, а потом сказала: "Если мы делаем всё неправильно, то Вы, родители, подскажите нам, как делать правильно?"
Чем то ваш диалог, напоминает диалоги "Недоросля"
Конкретнее, если можно?
http://readeron.ru/book/186/preview
И остаёшься "недорослем", а "Истина глаголет устами младенца", - гласит народная мудрость.
Девочка, 6 лет, после недельного посещения школы просила отца:
- Папа, купи мне сразу все книги. Я буду дома их читать.
***
Мальчик, 7 лет:
- Мама, зачем дети учительнице весь урок читают одно и то же стихотворение? Она сама не может в книжке прочитать, что ли? "
ПИроги всё-таки должен печь, пирожник, сапоги точать сапожник.
Какая у вас профессия?
Может быть вы займётесь работой по специальности?
- Мама.
"Мама в ответе за всё на свете" - А. Э. И.
В том числе, и за успехи в учёбе.
Учителя жалуются на несовершенство учебных программ, несовершенство учебных пособий, перегрузку, ...
- Что делать маме?
- Вместе с ребёнком искать полезную информацию в справочной литературе, в Интернете.
Ведь, нужны знания, а не "оценки", "корочки".
Мама - специальность незаменимая, она - и пирожник, и ..., и консультант по всем учебным предметам.
Если каждый ученик должен знать все учебные предметы на "отлично", значит, каждый учитель должен знать все учебные предметы на "отлично".
- Зачем ребёнку много учителей? Лучше один учитель, который знает все учебные предметы на "отлично".
Жизнь, иногда, заставляет людей менять специальность.
Пример:
- Учебники плохие. Но других нет. Придётся учиться по плохим. Учителей не хватает. Классы перегружены. У меня нет времени дойти до каждого. Родителям необходимо подключаться к учебному процессу. Если родители не будут подключаться к учебному процессу, то у детей будут сплошные "двойки", - говорит учительница на родительском собрании.
- Что делать маме?
1. Искать неперегруженную учительницу, у которой имеются хорошие учебники.
2. Искать и покупать хорошие учебники, если нет, то
3. Самостоятельно писать новые хорошие учебники.
Вас нельзя выпускать из кухни, а вы в инет запёрлись. .Такими как вы дума и правительство забиты.
"... правительство ..." - назначено известными Вам специалистами, поэтому все Ваши претензии к правительству можете переадресовать по соответствующему адресу.
***
В "инете" быть имею право такое же, как и Вы.
Вы первый вступили в беседу со мной. Имеете право прекратить общение.
Здровья. Мира. Добра. Счастья. Любви сердечной Вам, Вашим родным и близким.
Хочу в Жаровскую школу!
Напишите, пожалуйста, об этой школе статью.
Мы обязательно используем её в программе.
Родители виноваты в том, что неграмотно, неправильно оформляют договорные отношения со спциалистами-профессионалами.
Среди наших педагогов, не тех, которые пишут диссертации, проводят сверху эксперименты и заставляют рядовых учителей рисовать оценки, а среди повседневно общающихся с учениками, есть немало таких, кто ежедневно делает чудеса в образовании, обучает, дает реальные знания. Нельзя всех одной гребенкой расчесывать даже из гигиенических соображений.
То же и в отношении педагогов - у каждого есть своя сильная сторона, опираясь на которую, он может дать больше, чем он сам в другой области, больше, чем другой педагог в этой же области.
В преподавание гуманитарных предметов существующий строй вносит такие искажения:
- Умолчание о классовой борьбе и техническом прогрессе, как основных движущих силах истории
- Подмена научного, детерминистского, материалистического изложения причин исторических событий - голым перечнем событий, или их идеалистической трактовкой: волей царей, полководцев, а то и бога.
- Отказ от классового анализа правовых норм, литературных произведений, исторических событий. Подмена этого анализа мифами об "общечеловеческих ценностях", "правовом государстве", "аполитичности культуры", и т.д.
В преподавание естественных и технических наук существующий строй вносит искажения, связанные с пропагандой религии:
- тот, кто прошел ОПК прежде эволюционной биологии, обречен на всю жизнь к шизофренической раздвоенности между креационизмом и материалистической концепцией происхождения жизни
-тот, кто допускает малейшее вмешательство сверхъестественного в физический мир, не может быть последовательно материалистически мыслящим физиком и химиком
Получается образование мозаичное, не дает цельной концепции, насыщено ложью
В связи с этим утверждением, мне сразу вспоминается крылатое выражение появившееся в 70-х, "Хватит философствовать, работать надо". А ведь еще в 60-х философствовать было даже модно, вспомните дискуссии "физики и лирики", и вообще обилие дискуссионных клубов, бесконечные дискуссии о самоуправлении в школе. Не знаю, как в Ваших школах, а в моей, учителя достаточно быстро реагировали на меняющийся мир. А ведь это было время стремительно развивающейся физики, электроники, космонавтики. Достаточно сказать, что, по моему, в 8-м классе нам не возбранялось писать сочинения по произведениям Стругацких. Сейчас, у меня во всяком случае, создается впечатление, что школа превращается в кузницу потребителей всего и вся, при этом не забывая разделять детей по всевозможным признакам, способности потреблять.
Но в нормально работающей, динамической системе, как в живом организме, один процесс не отрицает наличие другого, противоположного процесса.
Вымороченная философия.
Это не о философии вообще, а о морософии.
"...мы не понимаем, чему и как самим учиться и учить наших детей" не по причине неопределенного будущего, а из-за невостребованности специалистов нашей экономикой (промышленностью). Госуправленцы, служащие трубы, юристы, бухгалтеры и менеджеры по продажам (чужих товаров) - вот и весь "спрос". Да еще, пожалуй, айтишники (что радует, конечно, но все-равно этого сверх-мало).
В любом случае, очень жду "следующего раза":-)
ps: Хорошо пишете. Лучше, чем говорите (без обид)))