Северный Кавказ 1942 - 1943: только документы.

Члену военного совета

Закавказского фронта

Бригадному комиссару

тов. ЕФИМОВУ.

Согласно вашим указаниям доношу, что в 37-ой армии военнообязанных красноармейцев 858 человек горных национальностей (кабардинцев и балкарцев). В том числе райвоенкоматы КБ АССР призвали и передали на укомплектование наших частей, главным образом тыловых, 639 человек, как то: в 238-ю гужтранспортную роту – 266 человек, в 201-ю азсп – 153 человека и т. д.

Кабардинцы и балкарцы служа в частях 37-ой армии, пользуясь знанием районов Кабардино-Балкарии и близостью местожительства, частью дезертируют. Так, с 10 сентября по 29 октября дезертировало 33 красноармейца – кабардинцев и балкарцев и 2 перешли на сторону противника, часть дезертировавших ушла с оружием в горы, организовывая банды и вступая в них.

Кроме того, 20 – 23 сентября при марше на пополнение в 160-ю гужтранспортную роту 100 человек кабардинцев, необмундированных, в разное время дезертировало 40 человек.

Прошу вашего разрешения об откомандировании из армии красноармейцев-кабардинцев и балкарцев в части, не находящиеся на территории Кабардино-Балкарской АССР.

Начальник

политического отдела

37-ой армии

Полковой комиссар

ОСАДЧИЙ.

21 октября 1942 года.

 

ЦАМО, ф. 144, оп. 8900, д.17, л. 36.

Особого внимания заслуживает вопрос действий банд в Кабардино-Балкарской АССР, Адыгейской автономной области, Чечено-Ингушской АССР. Ведь они имели трагические последствия для местных жителей, причём как во время войны (много людей гибло в ходе борьбы с бандами), так и после неё.

______________________  

Начальнику политического управления

Закавказского фронта

Бригадному комиссару

Тов. СОРОКИНУ.

Донесение

об активизации банд в селениях

Средней Балкарии КБ АССР

С наступлением противника и занятием КБ АССР и города Нальчика банды активизировались. По ряду данных, из ранее организованных партизанских отрядов, из партийного и советского актива, при выдаче им оружия часть их примкнула к бандам.

Также в силу засоренности советского и партийного аппарата в ряде районов и отдельных областных организаций в банды ушли бывшие ответственные работники. Ушедший в банду в августе этого года помощник прокурора республики, по имеющимся данным, сейчас немецкими властями назначен министром Кабардино-Балкарии. Председатель горсовета города Нальчика с работниками горсовета ушёл из города при занятии его противником, но впоследствии вернулся в город Нальчик и, по данным, является бургомистром города.

Активизация банд ярко выразилась в районе сёл Средней Балкарии. С уходом 16 ноября штаба армии из с. Мухол бандиты выступили открыто, захватив ряд населённых горных сельских пунктов, обстреляли проходившие подразделения наших частей, терроризируя преданную Советской власти часть населения. Своё выступление ознаменовали поджогом и уничтожением общественных и государственных зданий, выстроенных за время Советской власти, грабили имущество, принадлежащие государству, а также захватили часть имущества, продовольствия и автомашины, принадлежащие частям 11 сд НКВД. Чувствуя своё превосходство, бандиты дошли до того, что захватили зенитное орудие 772 ап ПВО с расчётом, который под силой оружия заставили вести огонь по нашим подразделениям, бойцы не выполнили требования бандитов, и те уничтожили расчёт. Два красноармейца убежали от расправы бандитов.

По данным, вооружённому выступлению сопутствовало объединение самых различных элементов: уголовников, кулаков и дезертиров из Красной Армии кабардинцев и балкарцев. По предварительным данным, бандитская группа в районе Балкарии насчитывала свыше 200 человек, а также часть населения, не действующая в организованных бандах, оказывала бандитам всяческое содействие.

Возрождение бандитизма в ряде районов Кабардино-Балкарии явилось результатом плохой постановки партийно-политической работы с местным населением в период довоенного времени и, в особенности в период войны. Враждебные элементы, агитируя против Советской власти, привлекали на свою сторону часть преданных Советской власти местных жителей, которые из-за отсутствия с ними политической работы шли за враждебными элементами.

Засоренность партийных и советских органов в ряде районов и даже в отдельных областных организациях привела к тому, что пробравшиеся на руководящие посты, ведя антигосударственную деятельность, впоследствии ушли в банды.

Недостаточная велась борьба органов НКВД с проявлением бандитских выступлений в период Отечественной войны, а с приближением противника к районам Кабардино-Балкарии не велось решительной борьбы с открытым бандитизмом и в особенности с контрреволюционно-бандитским вооружённым выступлением в период наступления противника на территорию Кабардино-Балкарии.

Начальник политического отдела

37-й армии

полковник ОСАДЧИЙ

ЦАМО, ф. 144, оп. 8900, д.18. лл. 31 – 32.

Начальнику политического

управления Северо-Кавказского

военного округа

полковнику тов. БОДРОВУ

ПОЛИТИЧЕСКОЕ

ДОНЕСЕНИЕ

Несмотря на ряд проводимых мер борьбы с бандитско-контрреволюционными элементами со стороны местных партийных и советских организаций, всё же в ряде горных районов республики продолжают действовать бандитско-контрреволюционные элементы, в Шатоевском, Итум-Калинском, Чеберлоевском, Шароевском и других районах. (Правда, знакомые названия?)

Действия бандитско-контрреволюционных элементов характеризуются следующими фактами:

1)      12.8.43 года группа бандитов вошла в райцентр Ачалукского района, вооружённая автоматами, винтовками. Бандиты подняли стрельбу, напали на квартиру милиционера Бистова, открыли по окнам стрельбу. Бистову удалось бежать, а его 14-летняя дочь была убита. В завязавшейся перестрелке был убит из группы бандитов Воделов, у которого при обыске были обнаружены под рубашкой две гранаты «РГД».

2)      18.8.43 года из колхоза им. «2-я пятилетка» Ачалукского района бандитами уведены колхозные лошади.

3)      18.8.43 года в районе села Буты вооружённая банда до 30 человек напала на обоз с грузом Шароевского сельпо, который бандиты ограбили.

4)      19.8.43 года группа вооржённой банды в Киринском сельсовете угнала до 300 голов овец, принадлежащих колхозу.

5)      В Ачхой-Мартановском районе 13.8.43 года в селе Чу-Жи-Чу убит группой бандитов председатель сельсовета тов. Ларсонова.

6)      В Итум-Калинском районе в первых числах августа бандиты угнали колхозный скот. При помощи военных частей около ста голов скота было отбито, а остальной скот банде удалось угнать.

7)      Чеберловский райвоенком лейтенант Карпов в политдонесении сообщает: 18.8.43 года на территории Данского сельсовета командированная работница райздравотдела была встречена бандитами. Бандиты задали вопрос: «Как дела обстоят на фронте?» Она ответила: «Красная Армия бьёт немцев».

Бандиты её избили, сняли одежду, отпустив сказали: «Красная Армия бьёт немцев, а мы будем бить вас».

8)      7.8.43 года Председатель сельсовета Уандон тов. Гаммиев ехал в райцентр с призывниками 1926 года рождения на приписной пункт. По пути был встречен бандитами и избит.

9)      22.8.43 года группа бандитов до 25 человек по дороге из села Татой в Чеборлой напала на подводу с товарами, принадлежащими селу. Товары разграблены.

Имеется ряд случаев увоза бандитами колхозного хлеба с токов (Атагинского, Шатоевского, Урус-Мартановского районов).

Все факты свидетельствуют о некоторой напряжённой обстановке в республике, и особенно в горных районах.

В настоящее время проводятся меры по ликвидации контрреволюционных бандитских групп в республике.

Начальник политического отдела

военного комиссариата ЧИ АССР

подполковник ИВАНОВ.

__________________________________

ЦАМО, ф. 144, оп. 13199, д. 33, лл. 117 – 120.

В годы войны принимались активные меры по наведению порядка в прифронтовой полосе, вплоть до операций по проверке всех населённых пунктов, поездов, вокзалов и прилегающей местности. Вот, например, отчёт о такой проверке в период с 20 по 26 июля 1943 года.

___________________________      

Командующему Северо-Кавказского 

военного округа

генерал-лейтенанту тов. КУРДЮМОВУ.

ДОКЛАДНАЯ ЗАПИСКА

В целях задержания шпионов, диверсантов, дезертиров из Красной Армии, нелегалов, уголовно-преступного элемента и изъятия оружия с 20 по 26 июля 1943 года во всех районах Ставропольского края и на магистралях Орджоникидзевской и Ворошиловской железных дорог (за исключением Кизлярского округа, Прикумских районов и Карачаевской автономной области, где проходят войсковые операции по специальному плану) была проведена               5-дневная операция по проверке всех населённых пунктов, поездов, вокзалов, железнодорожных станций, будок, домов, казарм, квартир разыскиваемых, притонов, нелегальных ночлежных домов, МТС, совхозов, полевых бригад, скотоводческих кошар, лесных сторожек, цыганских таборов и прочёске отдельных лесных массивов, зарослей и камышей, балок, оврагов и т. п.

Для организации и проведения операции краевым управлением НКВД было командировано в районы 36 опытных оперативных работников.

В операции принимало участие 10 125 человек. Из них: работников территориальных и транспортных органов НКВД и милиции – 1 143 человека; совпартактива – 3 160 человек; бойцов и командиров войск НКВД и Красной Армии – 2 389 человек; бойцов истребительных батальонов – 2 971 человек; допризывников – 462 человека.

Проверено.

За 5 дней проверено 685 населённых пунктов, 2 713 притонов и квартир разыскиваемых, 296 поездов, 101 железнодорожная станция и вокзал, 3 255 единиц автогужевого транспорта, прочёсано 654 лесных массива, балки, оврага, заросли камышей и т. п.

В результате операции ликвидировано 8 бандитско-дезертирских групп, арестовано – 563 человека, из них: диверсантов – 1, шпионов – 3, подозреваемых в шпионаже – 5, изменников Родины – 5, полицейских – 6, старост – 4, бандитов – 14, бандитских пособников – 4, дезертиров Красной Армии – 267, скрывающихся от призыва – 41, уголовных преступников – 148, спекулянтов – 51, мародёров – 1, нарушителей военно-учётных правил – 18, беспризорников – 5.

Кроме того, задержано и передано военкоматам для направления в части Красной Армии – 211 человек, отпущено под подписку – 68 человек, привлечено к административной ответственности и оштрафовано – 337 человек.

Изъято огнестрельного оружия: пулемётов – 4, автоматов – 7, винтовок – 66, обрезов – 1, пистолетов и револьверов – 10, охотничьих ружей – 4, гранат – 3, патронов – 1 397.

Изъято материальных ценностей: предметов разного военного обмундирования – 119 единиц, предметов другого имущества – 2 701 единица, зерна, муки и крупы – 306 пудов, керосина 4,5 тонны, шерсти 2 центнера, промтоваров и вещей на 160 тысяч рублей и наличными деньгами – 151 тысяча рублей.

Начальник управления НКВД

по Ставропольскому краю

комиссар госбезопасности

ТКАЧЕНКО

3 августа 1943 года.

________________________________  

ЦАМО, ф.144, оп. 13199, 33. лл. 26 – 28.

В силу известных причин в годы войны было принято много жестоких решений. Одно из них явилось следствием напряжённой обстановки на Северном Кавказе и прекрасно иллюстрируется следующим документом:

Командующему

Северо-Кавказского фронта

генерал-полковнику

тов. МАСЛЕННИКОВУ

В соответствии с директивой наркома внутренних дел Союза ССР, генерального комиссара государственной безопасности тов. Берия от 21 апреля 1943 года № 11 889 о выселении неблагонадёжных элементов с территории края в соответствии с Указом Президиума Верховного Совета Союза от 22 июня 1941 года просим разрешить выдворить в административном порядке следующие категории лиц:

1)      Членов семей, ушедших добровольно с немцами;

2)      Членов семей изменников Родины и предателей, осуждённых к лишению свободы;

3)      Членов семей бандитов и пособников;

4)      Лиц, подозрительных по шпионажу, в отношении которых не добыто достаточных данных для ареста (отбор и документация в индивидуальном порядке).

Секретарь Ставропольского

крайкома ВКП(б) СУСЛОВ

 

Нач. управления НКВД

по Ставропольскому краю

комиссар госбезопасности

ТКАЧЕНКО

5 мая 1943 года.

________________________  

ЦАМО, ф. 51, оп. 926, д. 13, л. 140.