Президент США в Республике Беларусь

На модерации Отложенный

клинтонЯ пригласил Клинтона посетить Беларусь с официальным визитом во время моего официального визита в Вашингтон.

В соответствии с порядком обеспечения руководителей Верховного Совета и правительства мне была выделена большая резиденция в Дроздах - бывший дом Первого секретаря ЦК КПБ Машерова. Но я туда не переехал. Считал неприемлемым занимать 560 квадратных метров семьей из трех человек (…)

Время от времени мы стали проводить там заседания Президиума Верховного Совета, который состоял из 23 депутатов. Хватало там места и для самого заседания, для разговоров (и сговоров) по интересам и склонностям, для снятия стресса в сауне и бассейне.

Я подумал, что дом этот прекрасно бы подошел в качестве гостевого при визите американского президента с семьей, охраной и сопровождающими лицами…

А надо мной сгущались грозовые тучи (в 1993 году одни депутаты ставили вопрос о вынесении недоверия Шушкевичу, другие - о том, что Верховный Совет надо распустить. - Ред.).

Напряжение возросло до предела в конце 1993 года. (…) КГБ присылает мне письмо: в сложившихся условиях комитет не может гарантировать полную безопасность прибытия и нахождения Клинтона в Беларуси. Я срочно приглашаю посла США Дэвида Суорца.

- Как быть?

Обещает быстро прояснить ситуацию. Просит принять его через два часа. Возвращается и, улыбаясь, прямо от входной двери кабинета:

- Не могут они, обеспечим мы!

КГБ меняет пластинку, присылает новое письмо: нельзя Клинтону ехать в Куропаты. По дороге могут быть снайперы. У комитета нет необходимого количества сотрудников взять под контроль весь путь следования.

Я снова зову Суорца. На мой устный запрос через полтора часа получаю письменный ответ посольства: американская сторона берет ответственность за следование кортежа президента в Куропаты на себя…

Итак, несмотря на все угрозы, предупреждения и «добрые советы», президент США Бил Клинтон в Минск прилетел…

Редкий кадр, в который сейчас сложно поверить: американский президент выступает в Беларуси на трибуне с гербом «Погоня».
Редкий кадр, в который сейчас сложно поверить: американский президент выступает в Беларуси на трибуне с гербом «Погоня».
Фото: из личного архива.

Программа приема состояла из двух частей. Моя жена поехала с Хиллари Клинтон знакомить первую леди США с деятелями культуры и развозить гуманитарную помощь в госпитали и военные части. В Соединенных Штатах знали о Елизарьевском балете, а дочь Клинтонов занималась в балетной школе, поэтому почти вся женская культурная часть свелась к общению с балетной труппой и ее руководителем Елизарьевым…

Хиллари Клинтон привезла в Беларусь гуманитарную помощь.
Хиллари Клинтон привезла в Беларусь гуманитарную помощь.
Фото: из личного архива.

«Вы даром думаете, что президент в такой обстановке пьет настоящий кофе»

Из аэропорта в город я поехал с Клинтоном в одном автомобиле.

Он восторгался стройками Минска, упорядоченностью и чистотой города, архитектурным корпусом Политехнического института, напоминающим парус. Приехали в резиденцию на Войсковом переулке для подписания межгосударственных договоров…

Потом была встреча на Площади Победы. Там Клинтона ждали ветераны. Сначала сдержанные, а потом не то что не устоявшие перед его умением нравиться, а пришедшие в восторг от этого умения, - они приветствовали американского президента очень искренне.

Я бы сказал, что это было замечательное братание белорусов и американцев. Великолепная встреча!..

На встречу в Академию наук мы должны были ехать в разных машинах. Клинтон же приглашает меня в свой лимузин (автомобили для президента и охраны американцы доставили до прилета Клинтона транспортным самолетом «Геркулес»).

- У меня в автомобиле свой микрофон, и мы сможем обращаться к людям.

Я подсел, и мы поехали. Используя микрофон, мы действительно несколько раз поприветствовали людей, окруживших проезжую часть улиц, а потом продолжили разговор благодаря прекрасному русскому языку посла Суорца, ехавшего с нами.

Клинтон не попробовал у нас никакой предложенной еды. В автомобиле он достал «ссобойку» типа нашей студенческой, налил Суорцу и мне кофе. Добротный кофейный запах испугал меня. Я подумал, что если попью кофе, то буду содрогаться вместе с сокращениями моего сердца. А оно частило, так как я побаивался, что не все получится, как задумано.

- Уважаемый господин президент, я просто боюсь пить настоящий кофе, обстановка для меня волнительная.

На что Суорц ответил.

- Вы даром думаете, что президент в такой обстановке пьет настоящий кофе. Декофенат это, а не кофе.

Тогда Клинтон, и это наверняка не понравилось бы нашим протоколистам, предлагает мне какую-то вафлю в шоколаде в красивой, редкой в то время у нас, красочной упаковке. Я кладу вафлю в нагрудный карман - сладкого совсем не хотелось, а отказаться - неудобно.

- Передам это своему семилетнему сыну, скажу, что такое ест сам президент Соединенных Штатов Америки!..

Из-за удачного в целом официального визита полностью забыл в тот момент, что день-два, меня должны снять с должности председателя ВС. Меня это не волновало…

«Борисовские мастера создали для Клинтона бесподобный подарок»

Все документы для подписания с президентом Клинтоном были заблаговременно старательно подготовлены, согласованы со всеми государственными американскими и белорусскими службами. Ставя на них свои подписи, мы только подтверждали, что все они приобретают юридическую силу.

После их подписания и обмена папками все направились для разговора в Овальный зал (в парламенте. - Ред.). Согласно протоколу, знак уважения может быть выказан подарком, соответствующим вкусам и обычаям президента.

…Мастера в Борисове сделали стеклянный кабинетный набор для письменного стола. Должен сказать, получился он очень красивым. Сочетание красного с прозрачным делало его символом нашего государственного бело-красно-белого флага. И до того, и после того я ничего подобного нигде не видел. Подарки были выставлены на столе у входа в Овальный зал. Я на них насмотрелся раньше, поэтому внимательно смотрел на президента Клинтона. Он неторопливо все осмотрел. Замер, лицо преобразилось, как будто стоит перед восьмым чудом света.

- Это великолепно, - говорит, - какие у вас замечательные мастера. Набор оставляет захватывающее впечатление и будет прекрасно сочетаться с условиями нашей работы (…) Какое впечатление производил Клинтон?.. Он вел себя так, что нравился всем без исключения: красивый человек, который очень спокойно, вдумчиво немногословно говорит о любых проблемах и любых вещах. Даже в обмене папками он неподражаем…

Главный итог поездки - о Беларуси узнал мир. О нас до этого очень мало знали. Куда ни ткнешься, где эта Беларусь? Не Болгария? А то и на азиатские просторы перебросят: не Бангладеш?..

Жены: Шушкевича (слева), Кебича и Клинтона.
Жены: Шушкевича (слева), Кебича и Клинтона.
Фото: из личного архива.

Выдержки публикуются из книги «Моя жизнь, крушение и воскрешение СССР» (Москва, издательство «РОССПЭН», 2012).

Татьяна Шахнович, "Комсомольская Правда - Беларусь"