Как русский царь Гитлеру помог

Как служил я в дворниках, 

Звали меня Володя, 

А теперь я прапорщик, 

Ваше благородие.

 

Преамбула Стандартная ширина железнодорожной колеи в США — 4 фута и 8 с половиной дюймов. Легко заметить, что это не круглое число. Почему была выбрана именно такая ширина колеи? Потому что американские железные дороги были построены выходцами из Англии по английскому образцу. Почему англичане прокладывали именно такие железные дороги? Потому что первые английские железные дороги были проложены теми же инженерами, которые прокладывали трамвайные линии с вышеуказанной шириной колеи.

Почему трамвайные колеи имели такую ширину? Потому что их строители использовали те же узлы и инструменты, что изготовители повозок, и выбрали как ширину колеи расстояние между колёсами повозки.

Почему ось повозки не могла быть длиннее или короче? Потому что тогда повозка могла бы сломаться на одной из старых дорог, где было именно такое расстояние между следами от колёс предыдущих повозок.

Кем же были проложены эти старые дороги? Первые дороги в Англии были проложены римлянами для своих легионов. Многие римские дороги используются до сих пор. Первоначальные колеи, размеру которых вынужденно подражали многие поколения инженеров, были оставлены римскими боевыми колесницами. Поскольку все эти колесницы были построены в Римской Империи для римской армии, они были одинаковыми.

Таким образом, ширина колеи американской железной дороги взята из спецификации стандартной римской колесницы. Поэтому следующий раз, когда вы будете держать в руках спецификации и гадать, какая лошадиная задница их придумала, вы можете оказаться правы — ведь римская колесница должна была соответствовать по ширине двум лошадиным крупам.

 

Русскому царю Александру 3-му принадлежит отзыв на показания крестьянки М. А. Ананьиной о том, что её сын хочет учиться в гимназии«Это-то и ужасно, мужик, а тоже лезет в гимназию!»

 

В его же царствие был издан знаменитый «Циркуляр о кухаркиных детях ( 1887) , согласно которому «гимназии и прогимназии освободятся от поступления в них детей кучеров, лакеев, поваров, прачек, мелких лавочников и тому подобных людей, детям коих….вовсе не следует стремиться к среднему и высшему образованию».

 

Для кого не ясно – поясняю: программа всеобщей средней школы в СССР, введенная в 20-х годах, в целом соответствовала тому уроню знаний, которая давала гимназия (разве что латынь не зубрили).

Из гимназий были отчислены представители низших слоёв общества, в том числе те, родители которых сумели оплатить обучение для своих детей. В частности, из Одесской гимназии был исключён будущий детский писатель Корней Чуковский.

 

В пояснениях к циркуляру разъяснялось, что рекомендуется "допущение впредь в гимназии и в прогимназии детей лишь некоторых сословий не ниже купцов 2-й гильдии».

 

Перепись 1897 года выявила 21 % грамотного населения в Российской империи. Но под грамотностью считалось, как умение читать и писать, так и умение только читать. То есть умение прочесть вывеску или афишу делало человека грамотным (по мнению устроителей переписи).

Единая система начального образования была сформирована только в 1915—1916 годах.

ТАК БЫЛО У НАС…

А КАК БЫЛО У НИХ?

К этому времени во многих странах Европы уже давно была преодолена массовая неграмотность населения и было введено всеобщее обязательное обучение. Так законы о всеобщем обучении приняты: в Пруссии аж в 1763, в Австрии в 1774, в Дании в 1814, в Швеции в 1842, в Норвегии в 1848, в США в 1852—1900 гг., в Японии в 1872, в Италии в 1877, в Великобритании в 1880, во Франции в 1882.

А в 1870-х годах в Германской Империи было введено ВСЕОБЩЕЕ СРЕДНЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ.

То есть к тому времени, как наш Ванька в лучшем случае умел читать вывески на трактире, Ганс или Фридрих уже заканчивали 9 классов немецкой средней школы.

 

Как это аукнулось нам? Смотри дальше…..

Началась ПЕРВАЯ МИРОВАЯ ВОЙНА . И к осени 1917 г. офицеры с военным образованием, полученным до Первой Мировой, составляли 4%, остальные 96% - офицеры военного времени. Почему так? – Ну, на войне кроме риска быть убитым, есть еще риск быть раненным, подхватить дизентерию и прочие радости жизни. Ну а кроме этого, довоенный офицерский корпус Российской империи отличался еще двумя особенностями: он был очень «стар» в верхних эшелонах, а военная карьера тогда для молодого человека была тем же выходом, что и для нынешней девушки, не блещущей знаниями и талантами, педучилище. При этом дворяне среди офицеров военного времени составляли 5%, выходцы из крестьян - 80%.

К концу 17-го года основу офицерского корпуса русской армии составляли выпускники школ прапорщиков, которые создавались с осени 1914 г. по осень 1916 г. и имели 3-4-хмесячный курс обучения.

Приведу такой пример.. Мой прадед по отцовской линии служил в ПМВ на теплом Черном море: тепло и не стреляют – что еще нужно семейному человеку призванному на войну?!Но имел неосторожность попасться, когда писал письмо жене. Его командир, увидев, что солдат умеет писать (и по понятным причинам это скрывает), направил его как в школу прапорщиков. И загремел мой прадед от теплого Черного моря в окопы Галиции, но уже как прапорщик.

Эти школы комплектовались вначале лицами, имевшими хотя бы неполное среднее образование или отличившимися в боях солдатами и унтер-офицерами, имевшими хотя бы начальное образование. В дальнейшем в школы прапорщиков принимали и с начальным образованием, а солдат-фронтовиков - хотя бы просто грамотных. Выпускники этих школ считались офицерами военного времени и не могли производиться в чины выше штабс-капитана, а после окончания войны подлежали немедленному увольнению в запас.

Ускоренное производство в офицеры всех, кого только возможно, объяснялось огромными потерями, особенно в пехоте. В воспоминаниях Д. П. Оськина упоминается случай, когда из шести новоиспеченных прапорщиков, прибывших с пополнением, после первого же боя в строю остался лишь один. Остальные были либо убиты, либо ранены.

Изюминка была в том, что НА НАЧАЛО ВОЙНЫ - общий уровень младшего офицерского состава был примерно одинаков как у нас, так и у них….Но потери командного состава вынуждали как нас, так и немцев, французов, англичан – находить выбиваемым замену, и находить быстро. Нашим кандидатом в младшие офицеры или прапорщики – был крестьянский сын, часто- просто умеющий читать, а у немцев –парень, получивший высшее образование и умеющий гораздо более, чем просто читать по слогам.

   Об обыденности таких случаев свидетельствует приведенный Д. П. Оськиным разговор фронтовиков, состоявшийся осенью 1916 года: «Прапорщиков гонят пачками, и так же пачками они возвращаются обратно ранеными, контужеными, больными. Мало того, что они совершенно не обучены, но и абсолютно не развиты. Унтер-офицеры, прошедшие учебную команду или получившие это звание за отличия на фронте, в пять раз стоят выше этих прапорщиков».

 

На практике этот запрет часто не соблюдался и многие из выпускников школ прапорщиков 1914-1916 гг. к концу 1917 г. имели чины капитана или даже подполковника.

 

Всего в 1914-1917 общее количество произведённых в прапорщики в 1914-1917 гг. составило 220 тыс. человек.

 

Таким образом, становится понятным, почему большинство офицерского корпуса русской армии вступило в ряды Красной Армии. Сознательно или бессознательно, они понимали, что в случае победы режима, реставрации дореволюционных порядков дальнейшая служба в армии для них будет закрыта, и после увольнения с военной службы они в лучшем случае пополнят собой маргинальные слои сельской интеллигенции и чиновничества, а в худшем - снова будут пахать землю.

 

Именно эта категория унтер-офицеров и офицеров военного времени, 1890-1900 гг. рождения, выходцев из среды среднего крестьянства, с начальным и изредка неполным средним образованием в 20-30-е годы составила основную часть командного состава Красной Армии, а к 1940 г. составляла и основную массу генералов Красной Армии. Других на тот момент просто не было.

 

Как немецкий, так и советский генералттет периода второй мирвой - состоял в основном из тех., кто «командовал ротами» - бивших прапоров и унтеров.

 

Увы, у прапорщиков и унтеров русской армии периода Первой Мировой - бывших «кухаркиных детей», в массе своей не было и среднего образования, в отличие от их противников – немцев. Они изначально были поставлены в худщие условия усилиями царизма.