С Японского моря на Балтику (продолжение)

  Итак     , мы  в Лиепае, в Латвии..... Сегодня это зарубежье, Евросоюз, НАТО, а тогда всё это наша страна, одна, единая и мы так и воспринимали это, просто другое местожительство.

 Выделили нам 2 комнаты в 4-хэтажном доме, где до войны были все удобства, но от которых остались только газ, электричество и холодная вода, канализация не работала, туалет был засорен и замерз, окна наполовину забиты фанерой.

  Пришли в комнату, пустая,холодная, у нас только наши 9 чемоданов и всё. Надо как-то обустраиваться, соседей тоже нет. Город разбит, иногда целыми улицами. Пошли искать себе в развалинах спальные места. Нашли 2 спинки от кровати,а сетку - от другой, неподходящую по размерам, но всё равно взяли, связали веревками.

 Тут же в развалинах нашли бумажные  немецкие матрасы и стружку для них. Набили  2 матраса один на кровати, один на чемоданах. Вместо туалета приспособили немецкую каску и немецкий же термос с развалин. Улеглись спать. Ночью стружка в матрасах оттаяла, матрасы промокли, спинки кровати разъехались в разные стороны. В общем, первый ноглег не состоялся.

На следующий день начали благоустраиваться, отец принес обогреватель с толстущей спиралью, поставили на кирпичи, стало, по крайней мере, тепло.

 Постепенно где-то достали необходимую мебель, вставили стекла, но туалет все же не работал, стоял весь в ужа сной грязи, залившей и пол и унитаз. К нему страшно было подойти, но....надо! Моя мама с соседкой не решались браться за эту работу, вызвалась я. Собрав все свои чувства в кулак и стараясь всеми силами не думать , а просто делать необходимую работу, я принялась за дело.Мама с соседкой стояли рядом и жалели меня, пока я не сказала им, что если они меня будут жалеть, то я всё брошу. Они быстренько убрались, а я закончила мытье и у нас наступила почти нормальная жизнь - газ , вода, электричество и канализация, но, конечно, без отопления, так и грелись спиралью на кирпичах.

 Когда мы уезжали, в школе шла 2 четверть, а пока мы ехали и устраивались, прошло почти 3 месяца, и я  появилась в новой школе в конце 3 четверти.

Меня хотели посадить на класс ниже из-за большого пропуска , но оставили посмотреть, смогу ли я догнать программу. По ночам япотихоньку плакала, так мне не хотелось спускаться ниже. Теперь это кажется ерундой , но тогда это было бы для меня большим несчастьем.

Все-таки   кончилось всё хорошо, я догнала всех и нормально перешла в следующий класс.

Живя раньше в воинской части, далекой от обычаев городской жизни,теперь я приобщалась к цивилизации.  В части кино показывалив клубе, естественно, бесплатно, а тут был настоящий кинотеатр с названием "Сплендид Палас", стены которого украшали панно с древнегреческими красавицами, и кассой для билетов.Цветы можно было покупать и продавать, что меня после жизни на природе, очень удивляло, натуральное хозяйство с огородами и лесными дарами отошло в прошлое, надо было ходить на рынок и всё покупать.

Латышей как-то не было заметно, хотя, конечно , они  существовали, были и школы, и театр, и церкви католическая и православная, но никаких столкновений и неприятностей не было, а может быть, где-то что-то и было, но нас не касалось, жили и жили.

Латышский язык в школе преподавался и была учительница Алма Эрнестовна, но как-то очень несерьёзно, тем более что что дети военных от изучения языка освобождались в связи с их кочевой жизнью. Теперь латыши мстят за это, изгнав русскоязычных из политической жизни и превратив их в неграждан.

Постепенно жизнь возвращалась в мирное русло, развалины исчезали, что-то восстанавливали, что-то строили.

    В 1948 году приехал на гастроли  Московский театр Советской Армии с "Учителем танцев" и я в первый раз пошла в настоящий театр с настоящими артистами. Главную роль играл тогда молодой Зельдин , Любовь Добржанская в одной из её лучших ролей Фелисианы, все молодые , замечательные, искрящиеся юмором. Это было для меня почти потрясением, так это было необычно, весело и восхитительно прекрасно. С тех пор для меня поход в театр всегда должен быть праздником - эталоном этого спектакля, но теперь увы... такой праздник бывает не всегда.

П рошло много лет, распался Советский Союз, Латвия стала независимой с 300 тысячами неграждан, лишенных политических прав, идет работа комиссии по подсчету ущерба от "советской оккупации", мир стал другим, но память о былом иногда возвращает нас в прошлое, когда мы были одним советским народом. Впрочем, правду говорят, что раньше трава была зеленее и небо голубее..