На пути к миру Полудня...

Вчера, узнав о смерти Б.Н. Стругацкого, я опубликовал статью "Трудно быть богом" (http://maxpark.com/user/romanbelov/content/1667136). Началась дискуссия.
Макспарковец Сергей Иванов (http://maxpark.com/user/1808407706), возражая мне, написал:
"Никогда они [Стругацкие] не были певцами коммунизма в совковом смысле слова. Они были певцами светлого будущего, так точнее...Да и то только поначалу..." (http://maxpark.com/user/romanbelov/content/1667136#comment-19924873)
Мой ответ Сергею неожиданно перерос размер комментария, поэтому я публикую его в качестве статьи.

------------------------------------
Сергей, Ваша ошибка в том, что в СССР никакого особого смысла слова "коммунизм", отличного от Маркса, Энгельса, Ленина не было. Это была беда - отсутствие "совкового", как Вы выразились, смысла слова "коммунизм". Этому не учили - потому что сами не знали. Коммунизм был не знанием, не предвидением, а предчувствованием, каким-то ускользающим идеалом (несмотря на существование в ВУЗах курса научного коммунизма). Дело в том, что коммунизм как наиболее совершенный принцип взаимного существования людей, устраивающий всех, не был научной теорией, а был гипотезой, не имеющей достаточного числа аргументов. Он не был планом. Поэтому в СССР построить его могли только братья Стругацкие, и только в своих книгах. Они выступили как настоящие теоретики коммунизма, они попытались облечь идею коммунизма в плоть и кровь, попытались увидеть, пощупать его изнутри. Больше, по большому счёту, это никому не было нужно (кроме их читателей). Но заразить своих читателей, к сожалению, идеей коммунизма (в который сами свято верили) они, к сожалению, не смогли. Может - не хватило таланта, но, скорее всего, они не ставили перед собой таких целей. Хотя я считаю, что именно им это было по силам. Но в борьбе коммунистических и и мелкобуржуазных идей в СССР победили последние... что и добило его. Если бы вера в коммунизм не отмирала (а она была, и была очень сильна в иные годы Советской власти, за неё в гражданскую столько крови было пролито), а росла, то никому и никогда не удалось сокрушить СССР. Я уже много раз писал на ГП, что идеология сильнее чего бы то ни было - экономики, политики, власти. Вера - это то высшее, что руководит действиями людей. Если вера поганая - и общество будет построено поганое (очень хорошо это показал Д. Неведимов в "Религии денег"). Пока в СССР была коммунистическая вера, СССР был жив. Как только удалось эту веру придушить, СССР стал безоружен (несмотря на весь свой ядерный потенциал), и его попросту слили. Во все века человек был силён верой.

Был бы жив Сталин, когда начали писать Стругацкие, их бы писательская судьба сложилась намного счастливее... в том смысле, что идеи, которые насыщали их произведения, шагнули бы в жизнь широко, мощно, получили бы неслыханную государственную поддержку. Потому что Сталин, в отличие от дурака Хрущёва и примитивного Брежнева понимал, что путь к коммунизму измеряется не тоннами, километрами, гектарами или штуками, а людскими сердцами, в которых коммунизм живёт как самая желанная, самая давняя мечта человечества о счастье. Наши же доктринёры от марксизма с его идеей первичности базиса и вторичности надстройки умели заботиться только о материально-технической базе коммунизма (и то в извращённой форме, допуская переком промышленности группы А на группой Б), думая, что это самый верный путь к коммунизму. На самом деле, путь к коммунизму куда более сложен и извилист, чем это представлялось классикам максизма-ленинизма (кстати, некоторые исследователи настаивают на неправомерности этого термина, т.к., по их мнению, марксизм - это одно, а ленинизм - совсем другое, и если они и сопрягаются, то только по форме, а суть у них различна). Сталин под конец жизни очень сильно задумывался о тех идеологических проблемах, которые стояли перед СССР (которые, кстати, в немалой степени были созданы не без его участия... но не всем дано быть умными с молодых лет, иногда мудрость очень сильно запаздывает с приходом). Стругацкие могли бы сыграть роль Учителей, Гуру, Пророков... но никому это не было нужно... и, думаю, это явилось одной из главных причин их охлаждения к этой теме.

Ведь что получилось - весь жар своей души они выплеснули на страницах "Полдня" и других "коммунистических" книг - и никем из сильных мира это оказалось не нужно... даже если это была банальная обида с их стороны - я всё равно их понимаю и не осуждаю.
Осуждаю я лишь то, что Б.Н. под конец жизни омелкобуржуазился... и особенно за то, что, будучи изначально умным человеком, он не стал пытаться разглядеть тайные тропы, ведущие в "Мир-в-котором-нам-хотелось-бы-жить". Впрочем, может, я слишком многого требую от писателя? Для этого ведь надо быть философом.
Но что характерно - предисловие к некоторым его книгам, изданным в начале века, написал С.Б.Переслегин. Между прочим, не только писатель-фантаст, но и оригинальный мыслитель. Одну из его прелюбопытнейших книг, "Самоучитель игры на мировой шахматной доске", я сейчас читаю. Там много глубокого, много того, что заставляет увидеть важность тех вещей, о которых я даже не имел представления (или которые казались неважными), и наоборот. Т.е. Переслегин вытаскивает мою мысль из кольца привычных рассуждений, в котором она крутилась, как белка в колесе, и выводит её на "оперативный простор". Его книга - о стратегиях развития. Там сперва много о военной стратегии вперемешку с геополитикой, а потом идёт геоэкономика, а потом и геокультура, и всё на тему стратегий развития человечества. Надо бы спросить его при случае, как Б.Н. относился к его идеям, почему не захотел свои мысли пустить теми же неизведанными, малоизученными тропами...
Но Переслегин не был и не мог быть замечен на Болотной!!! Он парит совсем в иных эфирах... в тех эфирах, где, на самом деле, место и Борису Натановичу (где он и был поначалу, но зачем-то спустился в грешную земную юдоль...)

А теперь, внимание!

Уже в наше время Б.Н. писал:
"На самом деле, мы вовсе не рассматривали проблем перехода от капитализма к коммунизму. Мы довольно быстро поняли, что тот мир, который мы описываем, Мир Полудня, практически недостижим. В наше время он недостижим вообще. Может быть, в будущем, когда (и если) создана будет и практически освоена Высокая система воспитания (способная каждого человеческого детёныша превратить в творческую личность), когда и если человечество почувствует потребность в такой системе воспитания (как в свое время оно ощутило необходимость поголовной грамотности), несколько поколений спустя, состоится переход к Миру Полудня. Сейчас же это никак теоретически не обоснованное (и не способное быть обоснованным) общественное устройство — Мир-в-котором-нам-хотелось-бы-жить. И не более того".
У меня есть основание заподозрить его в лукавстве, в желании отречься от идеалов молодости. Не похоже, чтобы они с братом столько времени тогда осознанно тратили впустую на написание заведомых сказок. Жаль, что нельзя его спросить об этом...
Хотя, может, они действительно осознанно писали сказки, следуя чьему-то тонкому наблюдению, что "без идеалов никогда не может получиться никакой хорошей действительности"?
В идеале роль Пророка, духовного лидера я представляю так. Он видит в безбрежной дали будущего нечто такое, что, по его чутью, сделает людей счастливыми, и зовёт их туда. Идеальный философ - вдохновлён пророком, но он - мыслитель, и поэтому ему интересно нащупать те пути, по которым можно в это счастливое будущее попасть (так сказать, проложить наилучший маршрут). После философа эстафета должна переходить к учёным, которые идеи философа подвергают многосторонним исследованиям, и составляют на их основе уже более-менее подробную карту будущего мира. Ну, и наконец, идеальный политик - тот, кто вдохновлён пророком, умудрён философом, научен учёными и обладает силой власти, которой его снабдил народ, и именно от него зависит то, в какую сторону покатится колесница общества (я не очень верю тем, кто принижает роль личности в истории - реальная история доказывает как раз обратное).
Так вот. Если принять, что нарисованная мной схема отображает реальную модель жизни идеи от стадии кокона (Пророка) до миллионов бабочек (реальная политика), то со своей ролью пророков братья Стругацкие справились не в полной мере. Не вдохновили. Не пробудили. Не заставили искать новых путей. И это очень-очень обидно. Потому что нарисованный ими мир Полудня - действительно Мир-в-котором-хочется-жить.