Ордера на мундире

На модерации Отложенный

Пока бесквартирные офицеры скитаются по углам, десятки тысяч квартир по всей стране пустуют годами

Бесквартирных офицеры, которые служат или недавно служили в Москве, готовятся в ближайшее воскресенье провести спецоперацию на юге столицы. Около 200 человек на два часа (с 13.00 до 15.00) возьмут в осаду «многоэтажку» по адресу: Варшавское шоссе, 160.

«Этот дом принадлежит Министерству обороны. Построен был специально для военнослужащих, увольняющихся из Вооруженных сил. Дом сдан в эксплуатацию и готов к заселению, только вот министерство пускать туда бесквартирных офицеров не хочет, - рассказал «СП» один из организаторов предстоящей протестной акции, член Общественного Совета по защите прав военнослужащих подполковник запаса Сергей Ермоленко. – По нашей информации его просто хотят продать на свободном рынке, чтобы получить какую-то выгоду».

Но это не единственный дом, построенный в столице на бюджетные деньги по специальной программе обеспечения жильем бесквартирных военнослужащих. И не только его Минобороны так стойко охраняет от нуждающихся офицеров.

«Такая же ситуация с домом №8 по Волжскому бульвару, - пояснил «СП» председатель Общероссийского профессионального союза военнослужащих Олег Шведков. – Он строился на паях правительством Москвы и Военно-Морским флотом. Сдан еще в 2008 году. Но заселены только квартиры, которые принадлежат столичному правительству. «Флотские» до сих пор пустуют – якобы там никак не могут оформить документы, и это, несмотря на решение уже нескольких судов по этому вопросу. В итоге люди пять лет продолжают ходить на службу или числиться в ВС, получать ограниченное денежное довольствие, но жилье получить не могут только в силу вот этой бумажной неразберихи. Аналогичная ситуация с домами на улице Янгеля, и на проспекте Буденного. И это не единичные случаи – это массовые факты, особенно характерные для московского региона».

Президент Владимир Путин многократно обещал обеспечить всех военнослужащих жильем и ставил такие задачи перед Сердюковым (теперь уже экс-министром обороны). Всех офицеров собирались расселить еще до января 2011 года. Потом сроки сдвинули до 2012 года. В сентябре Сердюков назвал следующую дату — 2013 год.

Между тем, по словам Ермоленко, только в Москве очередь военнослужащих на жилье составляет более 9 тысяч человек, а по всей России в «подвешенном» состоянии находится примерно 100 тысяч человек (по другим данным - 54 тысячи - «СП»).

Подполковник запаса Ермоленко тоже один из тех, перед кем государство пока своих обещаний не выполнило. В семье офицера четверо. В соответствии с жилищным законодательством офицер должен быть обеспечен трехкомнатной квартирой.

В ноябре 2004 Краснознаменский гарнизонный военный суд обязал командира войсковой части 083120 обеспечить Ермоленко жильем в Москве во внеочередном порядке, а после представить к увольнению с военной службы. Однако судебное решение не исполнено до сих пор.

«В Федеральной службе судебных приставов возбуждено на данный момент более тысячи исполнительных производств по судебным решениям, обязывающих Минобороны обеспечить военнослужащих жильем, - говорит представитель Совета. - По закону эти решения должны быть исполнены в течение двух месяцев. А люди ждут годами…»

«Семьдесят процентов обращений в нашу юридическую консультацию за последние два года – это вопросы обеспечения жильем увольняемых в запас военнослужащих. Там просто массовые нарушения, - продолжает, в свою очередь, Олег Шведков. – Но больше всего обращений (особенно в московском регионе) идет по фактам того, что есть решение жилищных органов, есть конкретные адреса, а люди не могут заселиться».

«СП»: - А как в целом по стране обстоит ситуация?

- За последние три-четыре года Министерством обороны было приобретено огромное количество квартир, которые исчисляются десятками тысяч в тех регионах, куда военнослужащего, ну, не за какие деньги не заманить. Там нет работы, там нет социально-культурной сферы – детских садов, школ, кинотеатров. Пример - остров Русский. Две тысячи квартир там построено для увольняемых в запас военнослужащих. Но какой им смысл ехать на этот остров, если вообще идет тенденция к тому, что даже из Владивостока люди убегают. Почему это делается?

«СП»: - Почему?

- Потому что: вариант «А» - эти квартиры покупали по дешевке. Вариант «Б» - их покупали у нужных фирм, скажем так.

«СП»: - Опять коррупция?

- Ну, не в чистом виде. Но видны уши коррупционных сделок. Или возьмем Крымск. Помните, как министр обороны после наводнения передал более 500 квартир жителям города? Так вот спрашивается: откуда они там взялись? Значит, их построили для офицеров. А что делать офицерам в Крымске? Там свое население не знает, чем заняться – работы нет. И таких вот «крымсков» немеряно по стране.

По мнению Сергея Ермоленко, городки для военнослужащих часто строят практически в чистом поле, чтобы сэкономить:

«Такие случаи сплошь и рядом. Вот построили военный городок в Подольске, микрорайон называется «Кузнечики». Там нет никакой инфраструктуры – ни детских садов, ни школ, ни поликлиник, ни магазинов. Социальной структуры нет вообще никакой. Именно в Подольске на совещании Шойгу (тогда еще губернатор Московской области) здорово схлестнулся в Сердюковым и приказал разрывать все контракты с фирмами-застройщиками, которые не строят социальные объекты. А у министерства, действительно, была такая направленность – строить только жилье без инфраструктуры даже.

«СП»: - И много таких «кузнечиков»?

- Да, множество. Та же «Снеговая падь» на Дальнем Востоке. Там вообще непонятно: десять человек стоит на очереди, а квартир построили на полторы тысячи семей. Под Питером опять же целые микрорайоны возвели, куда люди не хотят селиться, потому что там нормально жить невозможно. Никакой цивилизации.

«СП»: - Что вы предлагаете? Возможно, вообще решить эту проблему до 2013 года без ущерба для боеспособности страны?

- Чтобы решить, надо сдвинуть с мертвой точки. Каким образом? Все судебные решения должны быть исполнены в течение двух месяцев. То есть мы предлагаем МО выделить квартиры в первую очередь для «судебников». Второе – в Москве есть так называемый «слушательский фонд» – в этих квартирах проживают преподаватели учебных заведений, которые находятся в столице. Это порядка трех тысяч квартир. Если МО передаст эти квартиры военнослужащим по договору социального найма, то напряженность сразу снизится, и очередь сразу станет меньше (в общей сложности на четыре тысячи человек, если с «судебниками»). Остается еще где-то около шести тысяч бесквартирных. Им можно предоставить квартиры, которые строятся в военном городке в районе Молжаниново.

Сергей Ермоленко уверен: жилья в Москве и области для военных хватает. Только его не хотят давать:

- Мы надеемся, что новое руководство МО подойдет разумно к этому вопросу и не будет заниматься тем, чем занимались их предшественники, у которых на уме были только деньги и прибыль.

Но пока проблема не решена, люди обещают выходить на улицу. «Служили, где прикажут. Жить хотим, где выбрали. Это наше право! Закон на нашей стороне!» - это главный лозунг предстоящего митинга

Организатором мероприятия выступило ООО «Офицеры России» совместно с Общественным советом по защите прав военнослужащих. Подчеркивается, что мероприятие не носит политического характера, не имеет отношения к какой-либо политической партии и преследует исключительно правозащитные цели.

Тем временем

Военная прокуратура выявила в Москве более 700 квартир, которые по вине Минобороны не переданы офицерам. В частности, по информации ИТАР-ТАСС, прокуроры выявили нарушения закона, допущенные при предоставлении квартир отдельным военнослужащим и гражданскому персоналу по улицам Академика Янгеля и Маршала Рыбалко. Кроме того, должностные лица долго не принимали решение о распределении квартир по адресу: Ружейный переулок, дом 3. Вследствие бесхозяйственности, халатности и злоупотреблений не было завершено строительство более 10 объектов жилья, начатое 5-8 лет назад. Проверка также выявила более 700 квартир в Москве, которые не были распределены очередникам в силу просчетов в работе департаментов и несвоевременного оформления документов. В ближайшем Подмосковье военные прокуроры обнаружили несколько десятков квартир, причитающихся военному ведомству по условиям инвестиционного контракта, но утраченных при реформировании квартирно-эксплуатационных органов. Эти квартиры оказались вне учета жилищных органов Минобороны.