«Подводные камни дела Магнитского»: куда повернут российско-американские отношения
На модерации
Отложенный
Палата представителей Конгресса США 16 ноября одобрила проект «закона Магнитского», предусматривающего введение визовых санкций против граждан РФ, в увязке с отменой ограничительной поправки Джексона-Вэника в отношении России. Законопроект о так называемом «списке Магнитского», предполагает введение визовых ограничений и заморозку активов 60 российских чиновников, причастных, по мнению Запада, к возбуждению уголовного дела в отношении юриста Hermitage Capital Сергея Магнитского и его гибели в СИЗО в 2009 году.
Издатель и публицист (США), эксперт ИА REX Илья Трейгер рассказал, как по его мнению дальше будут развиваться события в российско-американских отношениях.
Дальнейшее развитие событий по этому поводу зависит исключительно от того, как будут развиваться американские интересы в этом конкретном направлении. Что здесь имеется в виду?
Сергей Магнитский что, единственный, кто был подвергнут пыткам в российском следственном изоляторе, или единственный, кто был запытан до смерти? Нет, в российских следственных изоляторах людей пытают ежедневно и умирают они там регулярно. И имя Сергея Магнитского — не единственное известное имя в этой связи. Имена сотен и тысяч людей, подвергнутых и подвергающихся пыткам российскими следственными структурами хорошо известны и в России, и на Западе. Достаточно запретить въезд на территорию Евросоюза и США (с арестом их активов) даже не всем, связанным с этими преступлениями, но только начальникам, как для большинства из них потеряло бы всякий смысл вообще работать не только в правоохранительной системе, но и вообще в сфере государственной службы.
Одним росчерком пера Запад мог бы полностью изменить и правоохранительную систему России в частности, и систему государственной службы в целом. При этом заметьте, ни странам Евросоюза, ни США это не стоило бы ни цента. Однако они этого почему-то не делают. Следовательно, ни демократия в России, ни справедливое судопроизводство в России страны Запада и США на самом деле вовсе не интересуют. Интересует их в этой связи что-то другое. Что именно, и почему именно дело Магнитского оказалось пусковым механизмом, приведшим в движение процесс введения санкций против российских чиновников?
Сергей Магнитский был сотрудником британской юридической фирмы Firestone Duncan, оказывавшей юридические услуги британскому фонду Hermitage Capital Management. А фонд этот занимался инвестициями в крупные российские корпорации, такие как «Газпром», Сбербанк, «Сургутнефтегаз», РАО «ЕЭС России», «Транснефть» и другие. То есть, данный фонд экспортировал в Россию западный продукт, в данном случае, продукт финансовый. А эффективность любого экспорта — это минимально возможная цена при максимально возможных объёмах поставляемого продукта. Но цена на продукт не может быть меньше затрат на этот продукт. А в затратную часть на российском рынке в обязательном порядке приходится включать «откаты» чиновникам, чего нет ни в одной из цивилизованных экономик мира и что увеличивает цену на продукт, и, следовательно, снижает объёмы его поставки. Иными словами, всеобъемлющая коррупция в России наносит прямой вред иностранному экспорту на российском рынке. Сергей Магнитский именно за то и пострадал, что выступил с разоблачениями конкретных фактов этой самой коррупции, то есть попытался защитить интересы иностранного финансового экспорта на российском рынке. Вот, именно по этой причине США и Евросоюз «зацепились» именно за дело Магнитского, а не за дело какого-нибудь условного Пупкина, которого запытали насмерть, пытаясь повесить на него какую-нибудь нераскрытую квартирную кражу. Но если так, если Запад и США на самом деле никоим образом не интересует степень демократизации России, то почему в таком случае российская власть так возбудилась по поводу принятия в США закона Магнитского?
А дело в том, что в процессе строительства так называемой вертикали власти, Путин и его команда попросту вернулись к схеме государственного устройства, которая была известна ещё со времени второй половины царствования Екатерины II, когда страна отдавалась на «кормление» чиновникам взамен на исполнение этими чиновниками государственных программ, спускаемых сверху из Зимнего Дворца. И если чиновник добросовестно исполнял царские реляции, приходившие сверху, он до конца своей жизни успешно богател и обеспечивал безбедную жизнь своему потомству. Если же оказывалось, что чиновник свою часть «договора» с царём не выполнял, с ним жёстоко расправлялись, и такой чиновник заканчивал свою жизнь в нищете.
Посмотрите на сегодняшние коррупционные скандалы в России вокруг Минобороны и ГЛОНАСС. Вроде как, власть начала борьбу с коррупцией, а либералы опять недовольны, называя это внутренними разборками. Либералы правильно недовольны, поскольку это борьба не с коррупцией, а с чиновниками, которые находясь на кормлении, деньги государственные растратили, а государственные программы, спущенные из Кремля, должным образом выполнять не стали. Такие чиновничьи команды режим Путина и решил ликвидировать, но не с тем, чтобы отменить «кормление», а с тем, чтобы на тоже «кормление» посадить более исполнительных людей. То есть, речь идёт не об отмене «кормления», а о замене людей, на это «кормление» поставленных.
Но поскольку само «кормление» чиновников по-прежнему является главной опорой властной вертикали, интересы иностранного экспорта и интересы российского политического режима стратегически являются жестко конфронтационными, поскольку «кормление» осуществляется исключительно за счёт «откатов», и, следовательно, не может не входить в затратную часть любого продукта, поставляемого на территорию России. Чем же, в этой связи, так опасен для российской власти закон Магнитского?..
В нынешней российской ситуации есть два слабых момента. С одной стороны, это тот факт, что интересы власти в этой части не совпадают с интересами собственного населения, поскольку всеобъемлющая коррупция объективно повышает уровень розничных цен в стране в целом, и, следовательно, на поддержку населения против агрессивного Запада власть всерьёз рассчитывать не может. А с другой стороны, в отличие от чиновников 18-го — 19-го столетий, нынешние российские чиновники кормятся в России в расчёте на то, чтобы накапливать и тратить «заработанное» исключительно на Западе, но не на территории собственной страны. А список Магнитского — документ открытый, который может пополняться постоянно за счёт любых фактов коррупции на территории РФ. Хотя, как мы убедились выше, скорее всего, пополняться этот список будет за счёт тех коррупционеров, которые, так или иначе, влияют на интересы Запада и США на российском рынке, то есть за счёт людей с крупными состояниями, а, значит, и приближённых к власти. Если предположить, что страны Запада станут максимально использовать потенциал списка Магнитского, то, конечно же, в течение достаточно короткого времени для чиновничества, являющегося опорой нынешнего режима, возможность «кормления» станет терять всякий смысл. А, если так, то теряется и смысл в дальнейшей поддержке правящей политической группировки, что и есть прямая и смертельная опасность для тех, кто в данный момент осуществляет верховную власть в РФ. То есть, странам Запада удалось найти инструмент против действующего российского политического режима, против которого бесполезен даже ядерный арсенал. Однако, это лишь то, что чисто теоретически может иметь место, исходя из потенциала нового инструмента, оказавшегося в руках западных партнёров России.
Практически же то, что будет происходить в дальнейшем, зависит исключительно от развития интересов западных стран на российском рынке. Если этот интерес будет возрастать, Кремлю реально есть, чего опасаться. Если нет, то и принятие закона Магнитского останется чисто формальной акцией...
Комментарии
+++++++++++
+++++++++++++
+++++++++++