Социальное жилье остается недоступным
Отрывая одно из недавних совещаний в Кремле, президент Путин сказал: «Социологические опросы показывают, что для 26% (граждан страны) озабочены недоступностью и дороговизной жилья... Причем есть регионы, где эти проблемы считают самыми острыми и насущными более 60 и даже 70% граждан». По сути дела, это признание тяжелейшей жилищной ситуации в стране, которую впору назвать «бездомной Россией». И всё это на фоне дворцов и шикарных апартаментов чиновников, стоимость которых зашкаливает за все разумные пределы.
----------------------<cut>----------------------
Не так давно гендиректор агентства элитной недвижимости Penny Lane Realty Георгий Дзагуров признал, что «госслужащие определенно составляют значительную долю покупателей недвижимости и в России, и за рубежом. Нельзя не признать, что прилично обеспеченных чиновников у нас много, их доля среди покупателей эмпирически может исчисляться в 30-60%».
Речь идет о квартирах вроде тех, которыми, как сейчас выяснилось, владеет сестра бывшего министра обороны Анатолия Сердюкова — Галина Пузикова. У нее три четырехкомнатные квартиры площадью 220, 203, 175 кв. м, на втором, четвертом и пятом этажах в элитном доме в Молочном переулке, где, собственно, и проживает неразборчивый на связи бывший министр обороны России.
Впрочем, для чиновников – это нормальная среда обетования, типичный стандарт жизни. Достаточно вспомнить сердюковскую «амазонку» Евгению Васильеву из «Оборонсервиса», чьи 13-комнатные апартаменты, тоже расположенные в Молочном переулке, получили публичную известность из-за коррупционного скандала в российской армии. Десятки тысяч других чиновников живут не хуже.
На другом полюсе — бедняки, которые могут рассчитывать только на социальное жилье, причем согласно Жилищному кодексу, статьи 50 условия и порядок предоставления социального жилья устанавливается местной властью. В документе об этом сказано предельно ясно: «Норма предоставления устанавливается органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма, и других факторов».

От этой статьи и «пляшут» бюрократы, составляя документы для постановки в очередь на государственное жилье. Так, в столице очередниками на социальное жилье становятся по Закону Москвы от 14 июня 2006 г. N 29 «Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения», в котором в статье 9 в пункте 3 сказано, что «Учетная норма устанавливается в размере 10 квадратных метров площади жилого помещения для отдельных квартир». В регионах действует более жесткое муниципальное законодательство, в частности, есть регионы, где на очередь ставили при норме 5.5 кв. метра (не путать с нормой предоставления жилья 18 квадратных метров на человека).
Государство, в лице социальных служб, внимательно отслеживает ситуацию с каждым очередником. Не дай Бог, если хоть на йоту у стоящего что-то изменится. Если уменьшилась жилплощадь, например, в результате вынужденного обмена, то из очереди выкинут с правом подать документы только через пять лет. Или начал сын, выросший за десятилетнее стояние в очереди, зарабатывать тысяч двадцать, — «милости просим» тоже покинуть ряды очередников.
Благодаря этому, идёт радикальное сокращение очередей на социальное жилье.
Во Владивостоке за прошлый год очередь сократилась на 7 тысяч семей по сравнению с концом 2010 года, практически в 7 раз. Власти заявили, что таким образом удалось изгнать «халявщиков», оставив только «бедноту».
А между тем, во многих случаях очереди не уменьшаются, а напротив — растут. Марина Витальевна Нечаева из Пермского края не понимает, почему «в августе (её) номер в очереди по «программе молодая семья» был 297, а сейчас 307? Приоритетных семей как было, так и есть 4».
В той же Москве, где строительство социального жилья идет, пожалуй, одним из самых быстрых темпов, в 2011 году квартиры получали очередники, вставшие на учет еще в советское время – в 1989 году. И это считается успехом властей. В других городах ожидание растягивается и того больше. Так, в Нальчике во главе списка стоят очередники, ставшие в очередь еще в 1974 году.
«Действительно, кое-какое движение в очереди идет только в десяти регионах, (тьфу-тьфу, чтобы не сглазить), — говорит председатель Комитета ГД по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству, депутат из фракции «Справедливая Россия» Галина Хованская, — в целом ситуация очень тяжелая, почти безнадежная».
«СП»: — Как долго приходится стоять в очередях на социальное жилье?
- Людей охватывает отчаяние, очереди движутся крайне вяло. Я знаю регионы, в которых нереально получить социальное жилье в течение одной человеческой жизни. Таковы темпы на сегодняшний день. В среднем – это два десятилетия по Москве. Но опять-таки это очень условно, поскольку слишком много факторов влияет на скорость движения в таких очередях.
«СП»: — Что это за регионы?
- В основном — дотационные субъекты Федерации. А таковых 70 из 83. Фактически у них нет свободных ресурсов для возведения нового социального жилья. Переломить ситуацию можно, но для этого социальное жилье должно стать приоритетом местных бюджетов.
«СП»: — Что для этого нужно?
- Собственно, не так уж много, нужна воля губернаторов при формировании бюджетов. Во всяком случае, закрыть наиболее тяжелые позиции – реально. Но у нас слишком много аварийного и ветхого жилья, в котором жить опасно. И таких объектов становится все больше. Властями на местах используются все уловки, чтобы не признавать многие дома таковыми. При честном подходе очередь возрастет многократно.
«СП»: — Сколько людей критически нуждается в социальном жилье?
- По моим данным, это, как минимум, 3,5 миллиона человек. Это те, которые должны были получить жилье еще вчера, так как жить в тех условиях, в которых они живут, физически невозможно. Среди них преобладают дети, старики, инвалиды – самые обездоленные. Тут есть еще одна проблема — это введение статуса малоимущего, как обязательного условия для постановки в очередь на социальное жилье. Это означает: если семья имеет хоть какой-то приемлемый доход, но недостаточный для покупки квартиры в ипотеку, она навсегда потеряет надежду получить свое жилье даже гипотетически. Это очень важная проблема, поскольку охватывает большинство россиян.
«СП»: — Когда же в нашей стране исчезнут очереди на социальное жилье?
- Я не могу ответить на этот вопрос. Но уж точно — не в обозримом будущем. Александр Ситников
Комментарии