О Путине и современном искусстве

На модерации Отложенный

pd4

В интеренете появился монолог "повешенного чучела еврея"
Серое Фиолетовое (Олег Васильев) либертарный, квир- и арт-активист

Чучело еврея - это я

Так сложилось, что вот уже второй раз гражданин Путин, считающий себя президентом РФ, называет меня зачем-то чучелом еврея повешенным Надеждой Толоконниковой из антисемитских соображений год назад в гипермаркете Ашан.
В этом утверждении неправдой является практически все.
Итак, прежде всего я не чучело, поскольку чучела, быть может, за исключением Страшилы Мудрого, писать посты на сайт Эха Москвы не в состоянии - способность к генерации текстов у них обыкновенно отсутствует.
Кроме того, повешено я было не год назад - вот уже более 4 лет минуло с того момента.
И отнюдь не Надеждой Толоконниковой, а одетым в жилетку Молодой Гвардии Единой России человеком, смутно напоминающим крупного российского художника, участника арт-группы Война Олега Воротникова, наряду с неизвестной женщиной столь же напоминающей участницу арт-группы Война Наталью Сокол. Надя Толокно, конечно, принимала в этой акции участие, но играла она там совершенно другую роль.
Кроме того, данное мероприятие не имело в общем-то никакого отношения к поддержке ксенофобии, а прямо таки даже и наоборот.
К чему же оно имело отношение и что собственно произошло?
В начале сентября 2008 года арт-группа Война провела акцию "Памяти Декабристов" в ходе которой, символически, на альпинистском снаряжении, в одном из гипермаркетов Ашан были повешены два человека игравших роль гомосексуалов и трое - игравших роль нелегальных мигрантов из Таджикистана.
Гомосексуалы символизировали повешенных участников Северного общества декабристов, а мигранты из Таджикистана - Южного.
Проходило это все под баннером "Пестель нахкй не упал" -- это было написано на фоне шестицветного радужного флага лгбт-движения. Все это, наряду с жилеткой МГЕР символизировало отказ России от ценностей свободы отождествляемых, в частности, с движением декабристов.
Геи и гастарбайтеры были выбраны как представители двух наиболее ярко и публично дискриминируемых групп российского общества - и их участие в акции должно было утвердить равноправие меньшинств в качестве важнейшего элемента свободного общества, которое было 'повешено' в тот день.
Тем самым данная акция отнюдь не поддерживала ксенофобию, но, напротив, противостояла ей, будучи карикатурным изображением окружающей социальной и политической реальности.
Евреи же в рамках самой акции не упоминались вообще, лишь в жж-посте одного из медиа-художников группы Война Алексея Плуцера-Сарно было упомянуто, что один из повешенных геев, кроме того являлся и евреем.


Это было намеком на мое еврейское происхождение - я, будучи квир-активистом, изображало в этой акции повешенного гомосексуала.
До появления группы Pussy Riot оставалось три года...
***********************
Хочется сказать, и ты права, и ты права. Территория современного искусства - это всегда зона риска. Если вы вешаетесь в супермаркете даже на альпинистском снаряжении, то рискуете получить не только грант, но в морду от охраны и 15 суток за хулиганство. Это входит в меню данного вида искусства, как в балет входит "восемь часов станка в день". Не готов в кузов - не называйся груздем.
Я видела фотоотчет об этой акции и понимаю, что она может быть истолкована искусствоведами в штатском как угодно. И это говорит не об их злом умысле, а о том, что она недотянута. Например, попробуйте двояко толковать гениально придуманный поднимающийся член на мосту? Не получится. А вот повешенные "южные и северные", должны дополнительно раздавать своему зрителю либретто, но в супермаркете для этого нет условий и времени. Так что запятую в "казнить нельзя помиловать" зритель в праве поставить сам. Также как и в акции переворачивания милицейских машин или в групешнике в зоологическом музее. Провокация удалась на славу, но творческое пространство территории искусства осталось недовспаханным. А, как говорил Пикассо, знавший толк в современно искусстве : "Картину заканчивает зритель".

И монолог "чучела еврея" выглядит точно таким же бессмысленным оправданием, как монолог Путина с Меркель. Площадное искусство, к которому относятся перфомансы в Ашане, а не в галерее, обязано быть прозрачным и однозначным. Ибо наткнувшийся на него покупатель рискует не вынести из него ничего, кроме ужаса от повесившихся "декабристов" и уйти с ощущением "во, гомосексуалистов и таджиков уже начали вешать прямо в магазине".

Как в анекдоте, где эксгибиционист долго принимает душ с самым дорогим гелем, мажет тело кремом, брызгает парфюмом, надевает дорогое кашемировое пальто, нервничает, предвкушает, затаившись в подъезде. Потом страстно распахивается перед вошедшей в подъезд бабой, обвешанной сумками. А она, глядя на него, в ужасе кричит : - Боже мой! Яйца-то я купить забыла!

Так что, дорогие концептуалисты, вешайте "декабристов" талантливей, и тогда не придётся долгие годы оправдываться в том, что зритель вас не понял без либретто. А вы, дорогие спичрайтеры, не позорьте президента. Потому, что он получает зарплату из наших налогов не за разглядывание перфомансов по Ашанам, а за управление государством и презентацией его на международной арене. И данной плюхой вы опустили его вместе со страной и всеми нами. Не могу не заметить, что пока вашей командой руководила Джахан Поллыева такого не случалось.