Чиновникам позволено остаться с иностранными активами

Хотя они рисковали за это отсидеть.

Верховный суд России (ВС) отказался поддержать законопроект, запрещающий госслужащим владеть иностранными активами, счетами и недвижимостью, передает "Коммерсантъ".

Как ранее сообщало "Уралинформбюро", внести поправки в закон "О противодействии коррупции" и УК предложила группа депутатов во главе с руководителем аппарата "Общероссийского народного фронта" Вячеславом Лысаковым. Предполагалось, что чиновники должны будут избавиться от зарубежной собственности до 1 июня 2013 года. За нарушение запрета предусматривается штраф от 5 до 10 миллионов рублей или лишение свободы до 5 лет.

"Современная уголовная политика направлена на отказ от избыточного уголовно-правового регулирования в сфере гражданско-правовых отношений, - говорится в поступившем в Госдуму отзыве за подписью зампреда ВС Анатолия Толкаченко. - Постановка вопроса о криминализации деяний уместна при наличии их общественной опасности, когда иные средства государственного реагирования оказались исчерпанными". Поскольку ограничений, предусмотренных законопроектом, не существует, "делать вывод о целесообразности введения уголовной ответственности за нарушение этих ограничений представляется преждевременным", приводит аргументы Верховный суд. Кроме того в проекте ст. 289.1 УК РФ "не конкретизирован перечень обязанностей, за уклонение от выполнения которых устанавливается ответственность", а размер штрафа "не согласуется" с положениями ч.1 ст.46 УК РФ, по которой он не может превышать 5 миллионов рублей. 

Ранее свой отзыв в Госдуму направило правительство, предупредившее, что "дополнительные запреты" помешают приходу "высококвалифицированных специалистов из негосударственного сектора" на госслужбу.

Спикер Госдумы Сергей Нарышкин также раскритиковал инициативу, которая "к борьбе с коррупцией не имеет никакого отношения".

Однако секретарь генсовета "Единой России" Сергей Неверов непреклонен: "Если вы работаете на государство, то ваши деньги должны быть на счетах российских банков". На открытости чиновников настаивает и премьер Дмитрий Медведев, отметивший, что вопрос недвижимости требует корректировки. "Были случаи, когда при отрицательном отзыве правительства проект проходил первое чтение, - подчеркивает Лысаков.- Проект революционный, он вводит новую мораль для национальной элиты. Естественно, это будет восприниматься структурами, привыкшими к определенным рамкам, не с полным пониманием".

"Пока по этому поводу нет явно выраженной воли, все ведомства предпочитают занимать выжидательную позицию и указывать на неряшества в конкретном законопроекте", - считает председатель правления Центра политтехнологий Борис Макаренко. "Сырой и неконкретный" законопроект позволяет это делать, но это "не мешало принимать в режиме взбесившегося принтера" поправки к закону о митингах и НКО, добавляет эксперт.

А глава администрации президента Сергей Иванов высказался за то, чтобы коррупционные преступления кончались "не только судебным приговором, но и конфискацией всего имущества, нажитого преступным путем". "Когда люди это увидят, я думаю, после этого вопросов, как относится власть к коррупции, уже не будет", - заявил он. 

Россия пока так и не ратифицировала ст.20 Конвенции ООН по борьбе с коррупцией, которая под понятием незаконного обогащения понимает "значительное увеличение активов публичного должностного лица, превышающее его законные доходы". Политолог Евгений Минченко полагает, что в ближайшее время этого ждать не стоит, но законодательство будет ужесточаться. "Антикоррупционная кампания будет набирать обороты, мы увидим еще новые задержания и, возможно, посадки", - предрек он.

Чиновникам позволено отсидеться с иностранными активами