Почему в сербских самолетах не бывает ракии

На модерации Отложенный

На днях вернулся из Сербии. Официально меня приглашали на конференцию, чтобы рассказать о контурах евразийского вектора России. Также я был обязан навестить Борислава Милошевича, старшего брата Слободана Милошевича и бывшего посла республики Югославия в России, который попал в критическую ситуацию. Кроме того, у меня в Сербии много друзей. Хотелось встретиться, поговорить, разобраться в ситуации и, в конце концов, просто пообщаться.

Я побывал и в Республике Сербской (Босния-Герцеговина), в Баня-Луки. Мы основательно поговорили с президентом республики, с представителями элит. Встречался с профессорско-преподавательским составом, со студентами и молодежью. Мне важно было понять, как сербы оценивают ситуацию в мире, в Европе и на Балканах, что думают по поводу славянского единства.

Что я выяснил? Отношение к России у жителей сербских Балкан устойчиво дружественное, даже братское, причем среди всех слоев населения – бизнесменов и политиков, интеллигенции и простых людей. Но в тоже время (о чем я был вынужден сказать и президенту Республики Сербской, и представителям элит) они слишком надеются на Россию. Многие рассчитывают, что Россия преподнесет им и Косово, и экономическое развитие. Я объяснял, что да, Россия придает большое значение развитию отношений как с республикой Сербия, так и с Республикой Сербской. Но в основном это бизнес-интересы.

Россия сегодня не знает, чего хотят сами сербы. Их общество и политические элита расколоты. Сербы хотят в Евросоюз, но какая-то их часть (пусть и небольшая, но тем не менее) считает, что путь в ЕС лежит через вступление в НАТО. Меня особенно удивило, что проект единой, большой Сербии почти не обсуждается. Это могло бы быть одно государство на основе  объединения обеих республик, Боснии-Герцеговины и Сербии. Такое образование естественным образом притянет к себе сербское население той же Черногории или Македонии. Но элиты в обеих республиках уже почувствовали самостоятельность. Поэтому контуры такого православно-славянского объединения не обозначены, не существует даже политического общесербского движения.

В отношении Косово тоже наблюдается раскол, однако молодежь порадовала. Они четко стоят на позиции, что сербская территория – это святыня, и ее нельзя отдавать албанцам.  Таковых более половины в каждой республике (мне называли цифру в 53%). Я встречался с некоторыми молодыми сербскими лидерами. Они жестко критикуют Николича и особенно  председателя правительства.  Те заявляют, что косовскую проблему нельзя оставлять следующим поколениям, и предлагают решение  – сторговаться и признать отделение Косова на некоторых условия. Однако молодежь в этом плане более категорична.

Конечно же, я довел до них российскую позицию, и официальную, и неофициальную, в отношении Балкан и будущего мира.

Россия не против вступления Сербии в Европейский союз. Но мы категорически против вступления в НАТО. Это будет вступлением в банду разбойников, которые действуют против России, и никакой поддержки с нашей стороны в этом случае ожидать не следует. А вот вступление в ЕС для сербов – это вопрос выживания. Сегодня они по сути дела находятся в финансово-экономическом эмбарго. Экономику страны более-менее поддерживает разве что торговля, а все остальное совсем не развивается.

В Сербии богатая природа, благоприятный климат и характер местности, водные ресурсы и транспортные артерии. Хотя это и окраина Европы, но все-таки они - европейцы. Казалось бы, можно свободно общаться со своими соседями, развивать бизнес и просто товарный обмен. Но пока они не в Евросоюзе, им ограничивают эту возможность. Прямой пример. Садимся в самолет в аэропорту Белграда. Меня спрашивают – у вас есть с собой ракия? Я отвечаю, что конечно есть. Я вообще никогда не уезжаю из Сербии без ракии. Мне отвечают, что теперь это запрещено. Вы имеете возможность провозить, например, виски, но только не ракию и не вина сербского производства. Конечно, мы как-то решили проблему на дружеских началах, все-таки по приглашению. Но с этим же я сталкивался и в прошлый мой приезд в Белград в 2011 году. Летел сербской авиакомпанией, и когда пассажирам стали предлагать напитки и закуски, спросил про сербское вино «Вранац». Оказалось, что на борту есть португальское вино, есть виски, есть даже русская водка, но ничего сербского нет. Даже продукты, которые подавали на обед, не национального, а европейского стандарта. Вот так, даже через простых людей, сербов подталкивают к вступлению в ЕС. Но далее говорят, что в Евросоюз они могут вступить только через НАТО. Такая растяжка.

А Россия далеко, и пока не особенно заинтересована даже в сербских овощах или фруктах. Хотя у них там просто замечательные фрукты-овощи, несравнимые ни с турецкими, ни с европейскими, ни с какими-либо другими. У них отличные вина или та же ракия, которая в разы лучше нашей водки – и чище, и безопаснее, и приятнее. Сербы любят смотреть русские (прежде всего, советские) фильмы, передачи и прочее, ведь многие из них говорят по-русски, а большинство просто понимает смысл. Но российские телеканалы там сейчас не принимаются, в чем виновата, конечно же, наша сторона. Между нашими странами не хватает культурных обменов. Церкви сейчас вроде улучшают связи и завязывают отношения, но видимо тоже недостаточно. А есть еще гуманитарная сфера, есть сфера научно-технологическая. Между Сербией и Россией не стоит серьезных препятствий, нам достаточно просто активизировать наши отношения.