С днем рождения, товарищ Блейк!

В середине апреля 1956 года в Берлине зарядили проливные дожди. Городские линии связи, включая и особо важные — соединявшие штаб ГСВГ с посольством СССР и правительством ГДР, — видимо, подмокли и забарахлили. Телефонисты бросали «времянки» и перекладывали километры кабелей.

Однако в одном из случаев работа связистов была таинственным образом облегчена: в районе Альтглинике округа Трептов место предполагаемого обрыва точно указали «сверху». В ночь на 22 апреля лежащий на глубине всего 47 сантиметров под мостовой кабель-канал был вскрыт советскими и гэдээровскими связистами, обнаружившими в предсказанной точке «лишние» провода, подключённые к проложенным кабелям и уходившие куда-то вниз.

Солдаты взялись за лопаты, и вскоре мировой прессе был предъявлен оборудованный по последнему тогдашнему слову разведывательной техники туннель, уходивший на шестиметровой глубине в американский сектор Западного Берлина. Бывшим союзникам по войне было предъявлено обвинение в нарушении международного права, которое весьма трудно было отрицать.


Немецкие и иностранные журналисты осматривают обнаруженное подключение к кабель-каналу после проведённой вечером 23.04.1956 пресс-конференции. Фото: Петер-Хайнц Юнге, Федеральный архив ФРГ.


ЦРУ и СИС ещё несколько лет считали операцию «Золото» своим грандиозным успехом. Пусть на прокладку и оснащение туннеля длиной 450 м ушли огромные средства. Возможно, ещё больше средств ушло на перевод и анализ собранных данных. Но всё-таки: центром обработки телефонных переговоров, в штат которого входило до 317 человек, были обработаны 20 000 (двадцать тысяч) двухчасовых бобин с магнитной лентой, содержавших 368 000 подслушанных советских телефонных разговоров, каждый из которых был записан на бумагу. Кроме того, центр получил 13 500 двухчасовых бобин с записями разговоров немцев. К ним отношение было не столь скрупулёзное: обработали «всего» 5500 бобин, содержавших 75 000 разговоров, из которых записи на бумаге удостоились 17 000.

По-стахановски работал и центр обработки телеграфной информации. Здесь 350 человек ежедневно обрабатывали (в пересчёте) более километра телеграфной ленты. Они полностью обработали и перенесли на бумагу содержимое 18 000 шестичасовых бобин с советскими телеграммами, частично шифрованными, и 11 000 — с немецкими. Каждая из таких бобин позволяла записать до 216 часов телеграфных передач.


Советский офицер обращает внимание прессы на англоязычные надписи на установленном в туннеле оборудовании. Фото: Петер-Хайнц Юнге, Федеральный архив ФРГ.


Работа по расшифровке собранной информации велась ещё больше двух лет после обнаружения туннеля, до 30 сентября 1958 года. Разведывательный «выхлоп» получился богатым: «наверх» ушло 1750 докладов, сопровождавшихся 90 000 переведённых разговоров и сообщений.

На задуманную в 1953 году операцию в общей сложности было израсходовано 6,7 млн. тех ещё долларов; по нынешнему курсу это примерно 60 миллионов. Сам туннель с соблюдением всех мер предосторожности копали с августа 1954 года по конец февраля 1955, а ещё до того в нужном месте у границы с Восточным Берлином было выстроено здание «радарной установки».

Тем не менее скандальный конец операции «Золото» негативно отразился на карьере директора ЦРУ Аллена Даллеса, а заодно и его брата Джона Фостера Даллеса, на тот момент государственного секретаря США.

Но это были ещё цветочки. В 1961 году по результатам обработки сведений, переданных польским разведчиком-предателем Михалом Голеневским (оказавшимся впоследствии «царевичем Алексеем» и порывавшимся найти в Штатах одну из своих чудом спасшихся сестёр, что сильно сократило его карьеру по новому месту службы) в рядах британской разведки MI-6 был выявлен советский «крот» — Джордж Блейк.

И акции операции «Золото» окончательно рухнули: Джордж Блейк в декабре 1953 года был одним из представителей британской разведки на проходившем в Лондоне совещании с ЦРУ, на котором принималось решение о рытье «берлинского туннеля». Увы и ах, но сверхсекретная операция с самого начала велась под ненавязчивым, но внимательным контролем советской контрразведки.

Полагаю, попытки разобраться, чтó из собранных материалов было достоверной информацией, сознательно «пропущенной» нашей разведкой на Запад, а что — «дезой», поглотили ещё немало сил, времени и средств заокеанских «компетентных органов».

По итогам расследования уже в мае 1961 года Джордж Блейк был приговорён к 42 годам тюремного заключения, что не сильно-то отличалось от пожизненного срока. Однако 22 октября 1966 года при помощи группы товарищей он бежал из тюрьмы Её величества Уормвуд-Скрабс и через некоторое время оказался в Москве.

Сегодня полковнику внешней разведки России, кавалеру орденов Ленина, Красного Знамени, Отечественной войны I степени, «За личное мужество», Дружбы, почётному сотруднику госбезопасности и обладателю знака «За службу в разведке» №1, идейному антифашисту и коммунисту Джорджу Блейку исполняется 90 лет.



Фото: СВР РФ.


С днём рождения, товарищ Блейк!


И отсюда:


Свое 90-летие празднует один из самых удачливых агентов, работавших на Советский Союз - Джордж Блейк.

Он родился 11 ноября 1922 г. в Роттердаме в семье английского бизнесмена Альберта Уильяма Бихара. В 1940 г. после оккупации немецкими войсками Нидерландов был интернирован, но совершил побег. В 18 лет примкнул к голландскому движению Сопротивления. В 1943 г. чтобы не попасть в гестапо, он под именем Питера де Ври перебрался через Гибралтар в Англию, где и стал Джорджем Блейком.

В 1944 г. добровольно вступил в королевские ВВС и благодаря знанию немецкого и голландского языков был переведен в Управление социальных операций для подготовки голландских агентов-парашютистов перед заброской их в немецкий тыл.

В 1944 г. он служит переводчиком в Главном командовании союзнических сил вторжения. Получает звание лейтенанта и через некоторое время становится командиром подразделения контрразведки ВВС.

В 1947 г. началась карьера Блейка в министерстве иностранных дел Англии. Он изучает русский язык в Кембридже, в 1948 г его назначают вице-консулом в британское посольство в Сеуле. Уже через год Блейк сообщил о подготовке северокорейской армии к вторжению на территорию Южной Кореи. В 1950 г. началась корейская война, и, когда северокорейские войска заняли Сеул, Блейк вместе с другими британскими дипломатами был интернирован.

21 апреля 1953 г. Блейк возвращается в Англию. Как потом выяснилось, в это время он начал работать на советскую разведку. Когда его завербовали и какие причины привели к этому, остались неизвестным. Однако коллеги после возвращения Блейка из плена не заметили в нем никаких перемен. В 1955 г. Блейк получил новое назначение - стал руководить агентурной сетью МИ-6 на территории ГДР. Официально Блейк занимает пост в британской комендатуре в Западном Берлине. Его служебное положение было настолько ценным для русских, что они даже пожертвовали своими мелкими агентами и выдали их через Блейка западным спецслужбам. Это послужило для него прекрасным прикрытием.

В 1956 г. Блейк сообщает советской разведке о существовании берлинского туннеля для подслушивания телефонных разговоров. Он выдает имена всех агентов британской разведки в странах Восточного блока, которые были ему известны (около 40), передает КГБ СССР документы с данными о численности и структуре вооруженных сил западных стран, составляет для КГБ подробные досье на всех руководящих лиц МИ-6. Благодаря этим сведениям советская разведка в течение многих лет успешно боролась с деятельностью британской СИС.

Блейк работал на советскую разведку совершенно бескорыстно. С 1956 по 1959 г., когда Блейк вернулся в министерство иностранных дел, он поддерживает отношения с Хорстом Эйтнером, бывшим агентом "Организации Гелена", работавшим на британскую разведку. В этот период Блейк и Эйтнер узнают друг о друге, что они являются агентами КГБ. Эйтнера арестовали в 1960 г, и в феврале 1961 г. он рассказал о деятельности Блейка, но ему не поверили. И только показания польского перебежчика Михала Гоенивского (резидента польской военной разведки в Восточном Берлине), который был одновременно агентом ЦРУ, открыли англичанам глаза. Показания Голенивского потвердил и другой перебежчик - полковник Альстер, возглавлявший польскую тайную полицию.

Секретная информация, которую Джордж Блейк начал передавать в Москву, была сенсационной. Он выдал советской внешней разведке более 400 британских агентов! Он сорвал несколько тщательно подготовленных операций Mi6 в Восточной Европе. Именно Блейк первым рассказал о плане строительства тайного туннеля из ГДР в Восточный Берлин, который разрабатывался совместно ЦРУ и британской разведкой. Он помог раскрыть американского шпиона, работавшего непосредственно в ГРУ в Москве.

Блейка выдал поляк Михаил Голеневский, разведчик-перебежчик, утверждавший, что он является царевичем Алексеем, чудом спасшимся во время расстрела царской семьи. Джордж был арестован 10 марта 1961 года в Лондоне, когда приехал отчитаться о командировке в Ливан. Его приговорили к 42 годам тюремного заключения. После его разоблачения КГБ одним ударом уничтожил британскую агентурную сеть в странах Восточного блока. Однако 22 октября 1966 года Блейку удалось бежать. В этом ему помог ирландский террорист Шон Альфонс Берк, с которым Блейк подружился в тюрьме.

В СССР он добирался через ГДР. Ему дали квартиру в Москве, дачу в Подмосковье, назначили пенсию. Он продолжал консультировать советскую разведку на протяжении многих лет. Блейк развелся со своей британской женой, которая родила ему троих детей. Затем женился в Москве на советской женщине по имени Ида. Они до сих пор живут вместе.

Американская империя исчезнет, а мир в будущем придет к коммунизму, предсказывает сегодня выдающийся советский разведчик Джордж Блейк и говорит, что ни о чем не жалеет.