Путин рискует стать жертвой заговора властных элит

Владимир Владимирович Хрущев
 
Третий президентский срок будет сложным для Владимира Путина

Президент Путин рискует стать жертвой заговора властных элит. 

О том, что единства в стройных рядах российской политической элиты больше нет, впервые заговорили год назад, когда властный тандем объявил «городу и миру» о предстоящей рокировке. Буквально через несколько дней после этого случилась публичная перепалка между Дмитрием Медведевым, тогда еще президентом, и Алексеем Кудриным, тогда еще вице-премьером и министром финансов. Официальная версия гласила, что высокопоставленные участники конфликта не сошлись во взглядах на экономическую политику. Но в кулуарах сразу же пошел шепот: мол, никакой «рокировки» не планировалось, премьерство было обещано Кудрину, Медведеву же готовили почетную синекуру вроде председательства в Думе или Конституционном суде, и лишь в последний момент он выторговал себе премьерство. В результате ситуация в начале «нового царствования» оказалась менее понятной для элит. «В первые два срока своего президентства Путин был, что называется, «верховным разводящим» в межэлитных войнах, — говорит старший научный сотрудник Института социологии РАН Леонтий Бызов. — Но затем часть элиты сделала ставку на Медведева и противопоставила себя путинской группировке». В основном проблемы были связаны с материальными факторами. «Узкий круг путинских людей, контролирующих основные нефтегазовые ресурсы, для остальной элиты стал крайне раздражающим фактором, — продолжает Бызов. — Разные группы хотят взять под свой контроль одни и те же финансовые потоки, и поэтому «сшибка» неизбежна». У всех на виду аппаратный конфликт между главой «Роснефти» Игорем Сечиным и вице-премьером Аркадием Дворковичем, за спиной которого стоит Медведев. А после разноса, который устроил министрам Владимир Путин по поводу бюджета, кабинет Медведева нашел весьма изящный способ решить проблему наполняемости казны за счет «откусывания» значительных средств (около $3 млрд) у контролируемого Сечиным «Роснефтегаза». В результате, по мнению Бызова, Путин, вернувшись во власть, оказался в очень неудобном положении, он превратился из «верховного разводящего» в лидера одной из противоборствующих группировок, поэтому его действия на сегодняшний день только усиливают раскол в элитах и раскол в обществе. «Раскол элит стал главной причиной неустойчивости той политической системы, которая сложилась у нас после известной рокировки в прошлом году», — уверен Бызов.
Есть и другая проблема. Более десяти лет Путин оставался для класса новых российских капиталистов главным гарантом сохранения финансово-экономического статус-кво. Поддерживать стабильность на фоне растущей экономики и сверхдоходов бюджета было относительно просто. Теперь ситуация изменилась: экономический кризис требует более тонких и зачастую непопулярных решений. Рост общественного недовольства, проявившийся после думских выборов и никуда с тех пор не исчезавший (что бы ни говорили на этот счет околокремлевские пропагандисты), обозначил запрос на проведение более сбалансированной политической линии. Путин, судя по всему, оказался к этому не готов. После известных событий на Болотной президент явно взял курс на закручивание гаек (ужесточение правил проведения массовых акций, возвращение уголовной статьи за клевету, выдавливание из Думы неугодных депутатов и пр.). В общем, ни о какой «тонкой настройке» системы под новые обстоятельства речи нет, хотя значительная часть элиты ждала от власти именно компромиссных шагов. В итоге, уверен первый вице-президент Центра политических технологий Алексей Макаркин, «элиты все более недовольны властью». «На человеческом уровне многие возмущены Путиным и говорят, что его действия носят ошибочный характер», — отмечает политолог. И хотя пока большинство элиты проявляет чрезвычайную осторожность, некоторые ее представители выступили против Путина открыто. С этой точки зрения весьма характерен пример Геннадия Гудкова — выходца из спецслужб, на протяжении многих лет весьма лояльного власти. После декабрьских событий Гудков-старший, по признанию кремлевских кураторов Думы, «пошел в отвяз», за что и получил сполна и был изгнан из Госдумы. Между тем, полагают эксперты, демарш Гудкова не стоит рассматривать исключительно как проявление личного гражданского мужества бывшего полковника КГБ.

Изменение позиции Гудкова во многом продиктовано изменением настроений внутри всей корпорации силовиков, недовольных четырехлетним «бардаком», который прочно ассоциируется у них с президентством Дмитрия Медведева. Причем недовольство это относится не только к Медведеву, но и к Путину, «посадившему в Кремль такого президента».
Напряжение в элитах создает и лидерство Медведева в «Единой России». «Если бы у Медведева было больше полномочий, он пустил бы эту партию под нож и создал бы другую, с другими людьми и с другой ориентацией, — считает Леонтий Бызов. — Путину ЕР также не нужна, он выстраивает другую политическую силу в лице «Народного фронта». И поэтому в «Единой России» разброд и шатания». Между тем на сегодняшний день почти вся политически активная часть элиты сосредоточена именно в этой партии, и эти люди всерьез опасаются за свою судьбу.
Добавляет нервозности и то обстоятельство, что в последнее время Кремль взял курс на «чистку рядов». Речь идет, в частности, о предложении запретить чиновникам владеть недвижимостью за рубежом. Кремль посылает бюрократии сигнал, что не собирается больше мириться с вопиющими злоупотреблениями. Совет безопасности РФ уже одобрил план создания единого Следственного комитета, главной задачей которого станет отделение «агнцев» от «козлищ». Не то чтобы Путин решился на тотальное очищение российской политики, но он, по-видимому, понимает, что пыль вытереть надо, и поэтому призывает свое окружение по крайней мере быть «тщательнее». Вести левый бизнес аккуратно, прятать деньги лучше, уходить от налогов умело, ну и не обижаться, если тебя все же поймают. Короче говоря, жить цивилизованно. Элиты в растерянности: Путин больше не гарантирует им спокойного и безбедного существования? Не пора ли попрощаться с таким Путиным? Этот вопрос не может сегодня не приходить в голову многим представителям элиты.
Тем более что медийный фон вокруг президента стал крайне негативным. Сегодня трудно поверить, что в самом начале правления Путина называли «тефлоновым» — за то, что никакая грязь к нему не приставала. Теперь все ровно наоборот: пристает абсолютно все. Апофеозом здесь, конечно, стало дело Pussy Riot, едва-едва не случилось того же после наводнения в Крымске. Но если раньше ошибки высшей власти списывали на «плохих бояр», то теперь уже за действия «плохих бояр» приходится своей президентской репутацией расплачиваться Путину. Сам же глава государства то ли не вполне понимает, в какой ситуации находится, закрывшись от внешних информационных потоков и устранив от себя независимых советников, то ли не очень может повлиять на ситуацию. Не случайно некогда близкий к Кремлю, а ныне вышедший из доверия Глеб Павловский утверждает, что это не центральные каналы подконтрольны власти, а ровно наоборот: власть зависит от профессиональных действий теленачальников и журналистов. Путин сам стал заложником той системы, в поддержании которой он все эти годы принимал самое активное участие. Сказанные им много лет назад слова о том, что «президент у нас отвечает за все», могут сыграть теперь злую шутку. Тем более исторические примеры есть.
Ближайшая аналогия — отставка Никиты Хрущева в 1964 году. Застраховав положение позднесталинской политической элиты от новых перетрясок в 50-х, он пал от ее же рук, когда все-таки попытался вторгнуться в устоявшуюся систему властных отношений. На него же списали все ошибки и «перегибы». И когда Хрущева снимали, реакция общества была почти единодушной: «Давно пора было! Кукурузник!» Более радикальный вариант россияне наблюдали в 1991 году, когда на сохранение своего господствующего положения элита разменяла целую страну, ставшую «империей зла» даже в глазах собственных граждан.
Чем более популярным будет становиться лозунг «Путин, уходи!», тем больше соблазна будет у окружения президента сознательно подставить его, повесив на него всех собак, и принести в качестве сакральной жертвы возмущенному народу. А в обмен получить гарантии безопасности и сохранения немного подновленной, но все той же по сути экономической и политической системы. Главное — подготовить почву, чтобы в час «Х» все вспоминали не то, что Путин провел учения «Кавказ», а то, что он летал со стерхами. Разве может тот, кто управляет журавлями, управлять страной? Кукурузник, ясное дело.