Актер и телеведущий, народный артист РФ Илья Олейников умер на 66-м году жизни.

Актер и телеведущий, народный артист РФ Илья Олейников умер на 66-м году жизни. 

Популярный актер и телеведущий, народный артист РФ Илья Олейников умер на 66-м году жизни.

Больше всего он запомнился зрителям по популярной программе "Городок".

Скорбим.

Блеск и огни городка

«Маленький городок» – таким было первоначальное название программы. Уменьшительный суффикс обязателен – это не большое социальное пространство – страны, мира, а интимное, закрытое, соседское – в лучшем случае микрорайон, а то и местечко.

Персонажи скетчей – типичны, узнаваемы, характерны, мы их постоянно встречаем поблизости. Нет никакой социальной критики, сатиры. Да что там, и литературной основы-то практически нет. Сценарии пишут разные люди, их имен мы не знаем: команда состоит из человек из семи, главное, чтобы из анекдота родилась маленькая история, психологический этюд, в котором важен не сюжет, а характер, подробности, интонации, то, что приносят туда исполнители.

Поэтому правильно считать, что программа «Городок» – авторская, то есть актерская.

Грустный клоун

Их дуэт со Стояновым сложился сразу и очень удачно. Один круглый, мягкий, другой – длинный, горизонтальный. Один бодрячок, другой – пессимист, один – активный, определяющий, задающий, другой — интуитивный, чувствующий, принимающий.

Традиция литературного юмора в России довольно богатая: тут и Антон Чехонте, и Шелом-Алейхем, и Зощенко, и Ильф с Петровым, и Жванецкий. И вот то, как эти традиции претворились в простецкой телевизионной развлекательной программе, «в русской народной передаче» – загадка актерского таланта.

Юмор у Олейникова и Стоянова был мягкий, грустноватый, за шутками всегда мерещилась какая-то извиняющаяся интонация, сюжеты все очень похожие – недотепы-алкаши, техники, работяги, немолодые тетки…

Стояновские герои – поинтеллигентней, Олейниковские – попроще, но в общем – одинаковые: незадачливые, жуликоватые, не победители — но и неунывающие. Невезучие, но обаятельные. Маленькие люди, акакии акакиевичи, все мы вышли из гоголевской шинели…В этой, пойманной неосознанно, типажности, наверное, и заключалась причина их успеха – им удалось уловить секрет непотопляемости нации, ее пессимистического оптимизма.

Илья Олейников был грустный клоун. Один из последних неосуществленных его проектов — римейки гайдаевских комедий.

Он собирался сыграть товарища Саахова в новой «Кавказкой пленнице», но не смог из-за болезни. А до этого вел переговоры о «Бриллиантовой руке», и тоже – не успел. Но на самом деле, он их всех сыграл – в сотнях своих миниатюрных ролей.

«Ах, как хочется вернуться, Ах, как хочется ворваться в городок. На нашу улицу в три дома, Где все просто и знакомо, на денек. Где без спроса входят в гости, Где нет зависти и злости — милый дом. Где рождение справляют, И навеки провожают — всем двором». В этой исполненной Анжеликой Варум песне, завершающей каждую программу, заключен манифест не одного поколения.

Такая вот у нас мечта — о стране городков… Олейников воплотил ее для нас. И мы себя узнавали в его героях.