У государства исчезает опора- «не на то поставили».
Игорь Лебедев: депутат Государственной Думы ФС РФ, фракция ЛДПР, Заместитель Председателя Государственной Думы
Основную опасность, стоящую перед нашей страной, я бы определил как фальсификацию опоры. Проще говоря, «не на то поставили». Власти уверены, что в основе нашей стабильности лежат природные ресурсы, прежде всего - углеводороды. Именно ресурсы и высокие мировые цены на них считаются фактической опорой государственности - что бы там ни говорилось с высоких трибун.
Это ведет к тому, что реальную опору государственности - граждан - не рассматривают всерьез. Россию наводняют нелояльные мигранты, некоторые регионы стали «государствами в государстве», где местные обычаи (типа кровной мести) котируются выше федеральных законов. Миграционной политики практичести нет, социальная тоже на весьма низком уровне. В результате население все меньше является гражданами - как в количественном отношении (поскольку доля мигрантов все увеличивается), так и в качественном. Не приходится ждать безупречной лояльности от людей, которые не видят в государстве опоры для себя. Опора может быть только взаимной.
Но мировые технологии не стоят на месте. Уже сегодня добыча сланцевого газа, например, стала значительно дешевле, чем еще несколько лет назад. И в результате американский газ стоит $96 за тысячу кубометров. США из импортера газа стремительно превращаются в экспортера. И если к добыче сланцевого газа перейдут некоторые страны Восточной Европы, то Россия в ближайшие годы перестанет быть «газовым диктатором».
Если японцы «расчехлят» скупленные ими патенты на эффективное использование альтернативных источников энергии, то и статус «нефтяной державы» также окажется никчемным. У России, правда, есть еще один важнейший ресурс - рыба. Оборот по ней сравним с оборотом по нефти. Но речь, к сожалению, идет о теневом обороте на Дальнем Востоке. И если Россия утеряет «углеводородную опору», то Дальний Восток может отделиться - несмотря на то, что и граждане, и власти там не особо стремятся к отделению.
Просто таковой окажется экономическая необходимость.
Безусловно, существуют и внешние опасности. Поскольку наша страна практически открыто позиционирует себя в мире как «ресурстная», она не рассматриватеся мировым сообществом как нечто самоценное, но лишь - как «нашлепка на трубе». При первой же возможности эту «нашлепку» попытаются сковырнуть - вне зависимости от того, насколько наши власти будут проявлять готовность к сотрудничеству. Недавний пример Каддафи у всех перед глазами.
Итак, вот список опасностей:
• «Дегражданизация» российского общества (которая для меня тождественна дерусификации).
• Перспектива отделения Дальнего Востока.
• Внешнее давление.
Все это связано с главной опасностью - опорой государства на природные ресурсы. «Ресурсная» опора становится все менее надежной по мере развития мировых технологий.
Сейчас, правда, появилась надежда на «смену парадигмы». Новая Стратегия национальной политики РФ основана на объединяющей роли русского народа. Если эта стратегия будет воплощаться должным образом, процессам дерусификации и «дегражданизации» будет положен предел, в результате чего государство сможет стать национальным, опереться на собственый народ.
Бизнес перестанет быть преимущественно олигархическим и завязанным на ресурсах, вырастет полноценная экономика, развитие технологий из опасности превратится в благо. Дальний Восток потеряет экономическую самостоятельность, на которой не настаивает и к которой не стремится, Кавказ потеряет политическую самостоятельность, которая ему не полагается. Население станет народом, гражданами, видящими опору в государстве - и готовыми поддержать его. Мировое сообщество перестанет видеть в нас одиозных «нефтеварваров», внешнее давление ослабнет.
Будем на все это надеяться.
Комментарии