Сможет ли Кремль погасить сепаратистcкие настроения в Татарстане?
На модерации
Отложенный
Сможет ли Кремль погасить сепаратистcкие настроения в Татарстане?
Публицист и оппозиционер Дмитрий Быков в Казани высказался о перспективах развала страны. «Россия упустила тот момент, когда ещё можно было жить единой территорией. Мне кажется, Татарстан сегодня во многих отношениях — чуждая и потерянная территория. Я не говорю о том, что это приведёт к территориальному распаду. Соединённые Штаты Америки, к примеру, очень плотно сидят вместе. Но Соединённые Штаты, в которых у каждого есть свои законодательство и права, к этому мы, видимо, и придём. Татарстан — анклав внутри России. Анклав во многих отношениях татарский, исламский. Сделать из него стопроцентный русский не получится и не надо...».
По мнению эксперта ИА REX, политолога Льва Вершинина Татарстан — это не Чечня. «Он, безусловно, коренная земля татар, но и русские там давно не гости, а к чему ведёт тенденция к объявлению их оккупантами, понятно всем. Как всем понятно и то, что успешный сепаратизм „внутренних“ республик есть прямой путь не к „совершенствованию федерации“, а к russenfrei по чеченскому лекалу, а затем с полной неизбежностью — и к развалу России. А соответственно, „русские марши“ в Татарстане и ему подобных образованиях становятся естественной реакцией населения, своего рода средством консолидации против наступления поощряемых сверху салафизма и пантюркизма. Причём объединяющей не только русских и прочих „некоренных“, но и большую часть городских татар. Культурному европейскому народу вовсе не хочется скатываться в дикую, пахнущую кровью архаику — но народ может только безмолвствовать», — отмечает эксперт.
«Вот на фоне всего этого, на мой взгляд, совершенно дико выглядит заявление г-на Быкова, фактически поощряющего курс на „сепаратизм“. Пусть тихонько, осторожно, с оговорками, но недвусмысленно и однозначно. И что самое главное, это уже не г-н Удальцов, маргинал и шут гороховый, заигрывавший с радикалами. Это один из ведущих спикеров либеральной московской тусовки. Правда, в случае чего, имеющий возможность сослаться на „специфику поэтического мышления“ — в этом смысле кандидатура подобрана с умом, — но вряд ли стоит обманываться: фактически его устами негласные боссы помянутой тусовки направляют властям Татарстана предложение в стиле Ельцина „Берите столько суверенитета, сколько сумеете унести. Но помогите“. Если ситуация не будет осмыслена Москвой и если надлежащие меры — как в регионе, так и в Белокаменной — не будут приняты, тогда в дискуссии о будущем России я не поставлю свои старые тапочки против тысячи евро. Потому что никогда не играю на заведомый проигрыш», — резюмирует эксперт.
Юрий Юрьев, политконструктор:
Может показаться, что это просто нефтяной вопрос, когда эмиры и шейхи хотят ударить по российской нефти в татарских землях, руководствуясь опытом удара по кавказской нефти.
Моджахеды — стреляют, акции компаний — падают, поток нефти из РФ становится сомнительным, можно играть в тотализатор: «взорвут — не взорвут» и вообще развлекаться всячески, да ещё и с выгодой, которую рядовой моджахед не увидит вообще, а значит и доли не потребует привычными ему методами.
Но вырезать Татарстан из России выгодно не только шейхам. Это выгодно и Китаю и Японии. Если Китаю это выгодно лишь экономически, то Японии это выгодно стратегически, возможностью новых земель на Дальнем Востоке. Это выгодно и США. Это выгодно финансовым династиям планеты, оперирующим и у шейхов, и в Японии и в Китае, причём настолько успешно, что войска США стоят в наиболее инвестируемых местностях, а как называется само государство — не столь важно, Германия это или Япония, или Корея или Орда какая-нибудь.
Если копнуть ещё глубже, то «второй татарский хан» по авторитетности, Мухаметшин, завалил деятельность «Россотрудничества», занимаясь считанными русскими по всяким курортам типа Таиланда, но не обеспечил России миллионный мобресурс русских в Белоруссии и на Украине, потратив средства зря с точки зрения главной — взаимной безопасности русских.
Мусульманским странам тоже интересны конфликты подальше от них. Сложившаяся ситуация стремления радикалов к войне — невыгодна лишь русским и татарам. И не исключено, что скоро России придётся заимствовать опыт Израиля, вынуждая к владению оружием и мужчин и женщин, а также — к службе. Это будет ничуть не по шариату, но именно это позволит понять перспективы и защитить местность и собственность.
Андрей Давыдов, журналист:
Ситуация с Татарстаном, безусловно, сложнейшая, но это пока, выражаясь шахматным языком, миттельшпиль. Причем партия разыгрывается на глобальной доске, а Татарстан — лишь пара черно-белых клеточек. Узловой момент сейчас в Сирии. Если Турция обломает о неё зубы, то посыплется идея пантюркизма. А если Катар надорвёт там свои силенки, ослабнут и волны радикального исламизма.
Кремлю сейчас, надо признать, просто не до Татарстана, но дойдёт очередь и до него. Точно также и у московских царей не сразу дошли руки до Казанского ханства, причем взять ее навалом («одним парашютно-десантным полком», как говаривал один министр обороны) раз за разом не получалось, пока Казань не осадили по всем правилам разведывательного, инженерного и сапёрного искусства. Думаю, учитывая ошибки Ивана Грозного, Москва сразу начнёт с последнего.
Комментарии