Святой Царь-Мученик и Иосиф Сталин

На модерации Отложенный


Виктор Саулкин, Русская народная линия


Разговор на Радио «Радонеж» …

«Радонеж». Виктор Александрович, на радио «Радонеж» Вы много лет посвящали свои передачи святой Царской семье, Ваше почитание Царственных мучеников хорошо известно тем, кто не первый год слушает передачи радиостанции. И многие слушатели с удивлением заметили, что в последнее время в Ваших передачах подчеркнуто уважительное отношение к Сталину. Прошу Вас объяснить, как сочетается почитание святого Царя и столь уважительное отношение к Иосифу Сталину, который, несомненно, был одним из тех революционеров-богоборцев, которые сознательно разрушали православную Российскую Империю, виновны в развязывании братоубийственной гражданской войны, в смерти и преследовании тысяч новомучеников и исповедников Российских?
Виктор Саулкин. Попробую объяснить. Дело в том, что невозможно рассуждать обо всем, что происходило в России в прошлом столетии и продолжает происходить в ХХI веке, не вспоминая жизнь и подвиг святого Царя-мученика Николая II Александровича. Оптинский старец Анатолий Потапов произнес в свое время пророческие слова: «Судьба Царя - судьба России». Истоки величайшей Русской трагедии в ХХ веке, а в том числе и всех великих побед и свершений прошедшего века мы сможем найти, только обратившись к судьбе и христианскому подвигу Царственных мучеников. Иначе невозможно понять, почему Господь послал Русскому народу такие суровые испытания, почему многие святые оставили нам пророчества о грядущем возрождении России как Православного Русского Царства.

И о Иосифе Сталине, его роли в истории и судьбе России невозможно рассуждать, не обратившись к подвигу Царя-Мученика. Почему вместо Православного императора, «Белого Царя», как всегда именовали Русских государей, во главе России много лет стоял тот, кого иностранцы иногда называют «Красным монархом»?

На нашей радиостанции мы с первых дней говорили о святых Царственных мучениках, о величии христианского подвига Государя и необыкновенной духовной красоте Царской семьи. В первые годы приходилось постоянно отвечать на упреки «ревнителей церковной дисциплины». Особенно возмущались те, кто яростно противился прославлению Царской семьи в лике святых. Вы, наверное, помните, как упорно церковные либералы обвиняли «Радонеж» в желании «навязать» Церкви канонизацию Царя. Но мы лишь свидетельствовали о необыкновенном почитании Царственных мучеников православными русскими людьми по всей Русской земле от Мурманска до Севастополя, от Калининграда до Владивостока. И в 2000 году от Рождества Христова в восстановленном храме Христа Спасителя состоялось прославление Царской семьи всей полнотой Русской Православной Церкви.

Кстати, первую передачу о Царской семье, как о святых Православной Церкви мне удалось сделать еще за два года до того, как появилась наша радиостанция «Радонеж». В январе 1989 года на выставке работ современных иконописцев, посвященной тысячелетию Крещения Руси, я рассказывал о святом Государе, о святости Царской семьи. Журналист радио «Маяк» Игорь Тернавский попросил меня записать с ним передачу. Признаюсь, я не надеялся, что мой рассказ прозвучит в эфире. Но, к моему удивлению, часовая передача о Царственных мучениках, о Царской семье, как о святых угодниках Божиих, каким-то чудом прозвучала в эфире «Маяка».

Если бы мне кто-нибудь в то время сказал, что я буду в своих передачах говорить о Сталине, то я бы не поверил. Но в последние годы среди православных людей развернулась полемика о личности Сталина, его роли в истории России. Убежден, что невозможно пытаться разобраться в духовном смысле Русской истории в трагическом ХХ столетии, не обратившись к подвигу Царской семьи. Но о роли в истории страны Иосифа Сталина также невозможно говорить, не понимая смысл подвига, совершенного святым Царем-мучеником. Почему на месте Российской империи возник Советский союз, как действовал Промысел Божий о России в ХХ веке невозможно понять, не вспомнив о Русской Голгофе на которую взошла Царская семья 17-го июля 1918 года. Но до этого был у Государя и свой Гефсиманский сад, и вопли тех, кто еще вчера славил царя: «Распни его!», и лобзание Иуды, которым предавала Царя-Мученика на смерть элита Российской империи. Если мы не разберемся, почему Государь вместе со своей горячо любимой святой семьей вынужден был сознательно взойти на свою Голгофу, говорить о истории России в ХХ веке невозможно. Многие русские подвижники, молитвенники и старцы писали о духовных причинах катастрофы, постигшей страну и народ. Мы не раз повторяли их слова в наших передачах. Пророчески предсказывали эти страшные времена многие святые ХIХ века, осмысливали то, что произошло и святые ХХ века, свидетели катастрофы - святитель Иоанн Максимович, святитель Серафим Соболев.

«Радонеж». С этим трудно не согласиться. Но что же Вас все-таки заставило обратиться к теме Сталина в своих передачах? Неужели без разговора о Сталине невозможно говорить о духовном смысле Русской истории? Ведь эта тема не только смущает некоторых слушателей нашей радиостанции, но часто вызывает резкие споры.

В.С. Давайте подумаем, какое самое великое и трагическое событие пришлось пережить России в ХХ веке? Мне кажется, все согласятся, что это Великая Отечественная война. После первой Мировой была разрушена Российская империя. После второй Мировой Россия должна была прекратить свое историческое существование. Кстати, многие историки согласны с тем, что это была одна Мировая война с небольшим перерывом в 20 лет мира. Какие силы развязали обе Мировые войны? Как мы выстояли и победили в самой страшной и кровопролитной войне в истории человечества? Смысл Великой Отечественной войны для России определятся двумя датами: начало 22 июня 1941 года - память Всех святых, в земле Российской просиявших, и Великая Победа на Пасху Христову 6 мая, которая в 1945 году совпала с памятью св. Георгия Победоносца. Поэтому для православного человека совершенно ясно, что, несмотря на богоборческую власть в СССР, для исторической России это была воистину Священная война. Как Вы считаете, можно говорить о Великой Отечественной войне, о том, как удалось выстоять и победить в этой войне, не вспоминая Сталина? И справедливо ли это?

В 2005 году, я был поражен тем, как в канун 60-летия празднования Победы в либеральной прессе и на всех каналах ТВ была развязана невероятно злобная «антисталинская» компания. Поэтому и посвятил прямой эфир роли Сталина в Великой Отечественной войне. Кажется, любому вменяемому человеку понятно, что армия и народ не могут одержать победу в тотальной войне «вопреки» своему Верховному Главнокомандующему и руководителю государства. Считал, что наш долг вспомнить о настоящей роли Сталина в Великой Отечественной войне, противопоставив правду измышлениям различных Сванидзе, Млечиных и пр.

Но, оказывается, о Сталине, как считают некоторые слушатели нашей радиостанции, можно говорить и вспоминать только плохое.

Если ты не называешь Сталина «кровавым тираном» и воплощением вселенского зла, то часть православных слушателей считает, что ты оправдываешь Гулаг и не чтишь память новомучеников, пострадавших в годы сталинского правления.

«Радонеж». Да, такие обвинения в Ваш адрес приходилось слышать. Но, Вы же не станете отрицать, что большинство новомучеников и исоведников Российских пострадали именно в годы сталинского правления?
В.С. Не собираюсь это отрицать, и не думаю оправдывать ужасы Гулага. Для того, чтобы не отвечать на многочисленные обвинения в симпатиях к коммунистической идеологии и «тиранолюбии», сразу должен заявить, что считаю страшной катастрофой то, что произошло в России в 1917 году.

Всегда говорил и продолжаю считать, что в России был установлен богоборческий режим, который уродовал, искажал и ломал жизнь Русского народа, пытаясь его переделать в советский народ. Повторяю для тех, кто невнимательно слушает передачи радио «Радонеж» или не желает слышать то, что не раз говорил за эти годы в эфире:

«Богоборческий режим, установившийся в России в 1917 году, уродовал, искажал и ломал жизнь Русского народа. У богоборцев была задача уничтожить историческую Россию, нанести смертельный удар Православной Церкви, уничтожить историческую память русских людей. Никаких симпатий к революционерам никогда не испытывал и не испытываю сегодня. Оправдания страшному террору, когда изуверы-богоборцы русских людей истребляли с невиданной жестокостью целыми сословиями, нет и быть не может. То, что происходило во время революции и гражданской войны в России можно с полным правом назвать геноцидом Русского народа, который осуществляли международные террористы, поклонники изуверских сект, опираясь на банды иностранных наемников, сепаратистов и уголовников».

И твердо уверен, что Россия в этой смертельной борьбе сумела сохранить свою душу благодаря подвигу святых Царственных мучеников, вслед за которыми на Русскую Голгофу взошли сотни тысяч Новомучеников и исповедников, просиявших на Русской земле в те страшные годы. Россия сохранилась благодаря тому, что почти 1000 лет русские люди причащались Христовых Тела и Крови, и даже у многих коммунистов, одурманенных лжеучением сатаниста Маркса, в душе сохранялись глубокие христианские представления о нравственности, искреннее желание служить своему Отечеству.

Многие русские люди участвовали в революции, в полном смысле слова, находясь в прелести. Прельщенные ложью о «царстве свободы и всеобщего счастья», они попали в плен к сознательным служителям отца лжи. Гражданская война - страшное, пожалуй, самое страшное зло. Грех братоубийства ужасен.

И, конечно же, те, кто был виновен в этой страшной катастрофе - крушении Российской державы, развязывании братоубийственной войны - все совершили великий грех против Бога и Отечества. И февралисты-масоны, свергавшие Царя-мученика, и большевики. В разгар братоубийственной войны люди часто становились жертвой обстоятельств. Унтер-офицер, Георгиевский Кавалер Жуков в своем интервью признавал, что при определенных условиях, получив, например, в свое время офицерский чин, вполне мог оказаться у белых и закончить жизнь в эмиграции. Как, наверное, и многие другие будущие советские маршалы.

Но все же истинными героями в то время были те участники Белого движения, кто боролся за историческую Россию с «интернационалом», сохраняя верность Богу, Царю и Отечеству. Людей с таким ясным сознанием, настоящих верных было не так много и среди белых. Но они были - генералы Федор Артурович Келлер, Петр Николаевич Врангель, Михаил Константинович Дидерикс, Владимир Оскарович Каппель, «царский гусляр» Сергей Сергеевич Бехтеев, и тысячи других русских мальчишек-юнкеров, солдат, казаков, крестьян, сражавшихся в Белой Армии. Они спасли Русскую честь, и «Не будь на то Господня воля, не отдали б Москвы»! В отличие от всяких эсэров вроде Савинкова, генералов-изменников вроде Рузского, Гучковых и пр. предателей-февралистов, таких людей, героев, верных Богу, Государю и России можно считать подлинными мучениками за Святую Русь. Мы обязаны чтить их память. Убежден, что наш долг вернуть их светлые имена, память о подлинных героях того страшного смутного времени в современную жизнь России. Тем более что это были люди удивительного благородства и нравственной силы. Но не только светлые имена их должны вернуться народу. Важно вернуть идеалы Святой Руси, Православного Русского Царства, за которое они сражались. Заветы Приамурского Земского Собора и сегодня для нас остаются путеводным маяком на том пути, по которому Россию необходимо выводить из смуты. Я уверен, что они будут еще востребованы и осмыслены русскими людьми.

«Радонеж». Я помню, что много передач в прошлые годы Вы посвящали героям Белого движения...

В.С. Да, действительно много передач я посвятил памяти замечательных русских героев, которые доблестно и самоотверженно бились за Россию на полях сражений Русско-японской и Германской войн, а затем их память была оболгана, а подвиги этих подлинных русских героев были преданы забвению. Самый победоносный полководец Первой Мировой войны среди всех воюющих армий - Николай Николаевич Юденич. Кто помнит о разгроме Юденичем турок в сражении под Саракамышем, о беспримерном взятии его войсками зимой (!) мощной крепости Эрзерум? Федор Артурович Келлер - не просто доблестный генерал, это настоящий мученик за Святую Русь. Я всегда преклонялся перед подвигом и благородством героя Русско-Японской и Германской Петра Николаевича Врангеля. Стихи «Царского гусляра» Сергея Сергеевича Бехтеева должны звучать в Русской школе и на уроках истории, и на уроках словесности. Я всегда говорил, что историю Российской империи перед страшной катастрофой 17-го года необходимо изучать по произведениям храброго генерала и замечательного русского писателя Петра Николаевича Краснова. Только в его книгах можно узнать не о жизни метущихся интеллигентов и горьковских босяков, а о том, как в те годы жил и нес службу Царю и Отечеству русский офицер. К тому же книги Петра Николаевича Краснова очень честные и безупречные с точки зрения духовного осмысления Русской трагедии. Несмотря на то, что Краснов оказался на стороне исторического врага в Великой Отечественной войне, мы должны его понять и простить, вспомнив его огромную и искреннюю любовь к России, к Русской Армии. К сожалению, Петру Николаевичу показалось, что в 41-м году продолжается гражданская война... Безусловно глубоко порядочным человеком и храбрым и честным воином был и Антон Иванович Деникин, хотя и не был, к сожалению, убежденным монархистом. А подвиг Русской Армии в Галлиполи - это образец чести, верности долгу и великой русской стойкости. Конечно, эти люди были настоящими русскими героями. Они геройски сражались в дни Русской смуты с теми, кто уничтожал историческую Православную Россию. Вечная им память!

«Радонеж». Т.е. Вы не станете отрицать, что в отличие от этих героев, Сталин был среди тех, кто разрушал историческую Российскую государственность и несет за это вину?

В.С. Разумеется. Никто, кроме сторонников КПРФ, не станет отрицать, что Иосиф Сталин как профессиональный революционер несет ответственность за борьбу с властью Помазанника Божия, за крушение Российской империи. Хотя считаю, что вина масонов-февралистов в Русской трагедии гораздо тяжелее. Если бы не измена генералов и думцев в преддверии близкой победы в Великой войне, то никакие бы большевики ничего бы не смогли сделать. Но вину Сталина также не собираюсь отрицать. И не только в революции и братоубийственной гражданской войне. Одно из самых страшных преступлений Советской власти - уничтожение значительной части русского крестьянства в период коллективизации. Несет Сталин за это ответственность? Несомненно, несет. Что бы мы ни говорили о необходимости создания в то время колхозов ради индустриализации страны, это была страшная, невиданная трагедия. Расстреливали в 30-е годы священников, монахов, русских офицеров? Расстреливали. Но говоря о том трагическом времени нельзя не вспомнить слова о том, что «диавол платит разбитыми черепками». Крестьян в революцию затягивали призывами «вся земля крестьянам» - получили колхозы. Невозможно не вспомнить и священников с красными бантами, и то, как Церковь благословляло «благоверное» Временное правительство...

Радонеж. Сталин не один раскручивал маховик репрессий, но его вина все же значительна.

В.С. Никто не собирается отрицать жестокие репрессии в СССР в 30-е годы. Но когда пытаешься внимательно разобраться в том, что происходило, то открываешь для себя удивительные вещи. Оказывается, после попытки Сталина провести закон о всеобщих выборах, на которых могли выдвигать кандидатов общественные организации, функционеры от коммунистической партии немедленно стали требовать от Сталина предоставить им право на репрессии против «врагов революции». Закон о всеобщих выборах они благополучно отклонили, и после этого именно все эти секретари обкомов и начальники отделов НКВД, среди которых было множество верных соратников и ставленников Льва Троцкого, развернули жестокие репрессии против «классово чуждых элементов». Это подтверждается многими документами. Например, тот же Никита Хрущев жаловался, что запрашивал у Москвы разрешение репрессировать 18 тысяч «врагов революции», а ему «срезали план» до двух тысяч. Сталин ответил на жалобу Хрущева, написав кратко - «Уймись, дурак!». Именно такие партийные деятели, как Хрущев и были подлинными виновниками того, что принято называть эпохой «большого террора». Что бы ни говорили о всевластии Сталина - это миф. Идти против «воли партии», которую представляли все эти секретари обкомов, старая революционная гвардия, он не мог. Надо реально представлять, что происходило в те годы. Но Сталин в это же время сумел нанести решительный удар по всей старой «ленинской гвардии», которая в 17-м году прибыла в Россию в пломбированных вагонах из Германии и на знаменитом пароходе из Америки вместе с Троцким.

И поэтому необходимо внимательно разобраться, какова была подлинная роль Сталина в то время. Раскручивал он маховик репрессий или же пытался его остановить. Думаю, Вы согласитесь, одно дело, когда мы говорим о пострадавших от репрессий крестьянах, казаках, священниках. И совсем другое дело, когда мы говорим об уничтожении всех этих зиновьевых, бухариных, радеков, тухачевских. Эта компания «пламенных революционеров» действительно боролась со Сталиным за власть. И есть все основания полагать, что убери они Сталина, приди к власти в России единомышленники Троцкого, русских людей ожидала более тяжелая и страшная судьба. Повторю, «маховик репрессий» раскручивали именно эти, якобы «невинно пострадавшие «пламенные революционеры». Причем раскручивали беспощадно и безжалостно с 17-го года. Вспомните, кто организовывал «расказачивание», кто создавал ГУЛАГ. Кстати, интересно посмотреть и на роль верных соратников Троцкого в проведении коллективизации. Например, один из цареубийц, Голощекин был организатором страшного голода в Казахстане.

Напомню для нас с Вами один очень важный факт. Когда Сталин приехал с друзьями по партии в Гори, в дом своей матери, то Екатерина Андреевна первым делом спросила: «Иосиф, на твоих руках нет царской крови?». Сталин ответил: «На моих руках нет царской крови!» и перекрестился, чем удивил товарищей. Позже, на вопрос Орджоникидзе: «Коба, зачем ты крестился, ты же большевик?», Сталин сказал, что перекрестился, ради того, чтобы мать твердо поверила в то, что он говорит правду.

Никто не собирается оправдывать лагеря. Это была страшная страница истории страны.

Но записывать всех, кто подобно о.Дмитрию Дудко пытается сказать доброе о Сталине, в бывшие «вертухаи», наверное, по меньшей мере странно.

Должен заметить, что меня о Сталине заставили задуматься слова о.Дмитрия Дудко. Разве можно добрые слова о Сталине, сказанные священником, который сам прошел войну и лагеря, считать проявлением малодушия? Также нет никаких оснований видеть в этом некое юродство о. Дмитрия.

И конечно же, свою роль в моем переосмыслении роли Сталина в истории страны сыграла та неутолимая, лютая ненависть, которую к Сталину испытывают «дети арбата» и пр. компания. Должен сказать, что посвятить передачу Сталину и его роли в нашей истории меня побудило чувство простой человеческой справедливости. Мы ведь обязаны говорить о человеке всю правду. Нельзя было не вспомнить то доброе, что сделал Сталин для страны.

«Радонеж». То есть, Виктор Александрович, именно антисталинские компании в либеральных СМИ заставили Вас выступить в защиту Сталина? Желание восстановить определенную справедливость в оценках его личности, а не особое почитание Сталина, которое Вам приписывают? Некоторые Вас даже называют «православным сталинистом»...

В.С. Еще раз повторю, что мое отношение к Сталину отличается от его почитания сторонниками КПРФ. Но, думаю, что отношение к Сталину менялось в эти годы не только у меня.

Скажу сразу, что в компартии я никогда не состоял. О комсомольском билете забыл, как только вернулся из армии. Во время службы научил свою роту петь вместо строевой песни «Не плачь девчонка», любимый мною марш «Как ныне сбирается Вещий Олег». Многие мои сверстники могут подтвердить, как в те годы любили петь под гитару песни, напоминающие о русском офицерстве: «И кресты вышивает последняя осень по истертому золоту наших погон». Была популярна романтика русского офицерства, Белой гвардии. Но и боевой дух был высокий. Что через несколько лет многие из ребят доказали в Афганистане. Замполиты в то время особенно не нагружали на занятиях в ленинских комнатах. А мне вообще повезло: у нас замполитом был капитан Горшенин Павел Александрович. Мастер спорта по самбо и «подмастерье», т.е. кмс, по боксу, успевший повоевать на Кубе с «гуссанос». Петербуржец, культурный, очень умный и порядочный человек, который для нас был образцом офицера.

В армии мы видели ребят, что с пафосом говорили заученные слова о «грядущей победе коммунизма». Уважения они не вызывали и в их искренность никто не верил. Было заметно, что чаще всего эти персонажи явно были настроены делать карьеру по комсомольской или партийной линии.

Увлекаясь с детства историей Древней Руси, на истфак не пошел, так как очень не хотел изучать историю КПСС, что в то время было неизбежно. Кстати, за время армейской службы принципиально не конспектировал работы Ленина. Хотя каждому было положено иметь конспект с 20 ленинскими творениями. Но обошлось, никто меня так и не заставил Ленина читать и конспектировать. В мавзолее тоже за свою жизнь ни разу не был. Слава Богу, никто не заставлял в детстве идти к ленинской мумии.

Я из семьи кадрового военного, отец был боевым летчиком, воевал с 22 июня 41-го до самой Победы, первые боевые вылеты совершил еще на Финской. И для меня Георгиевские кресты деда за Германскую и ордена Боевого Красного знамени и Красной звезды отца были одинаково дороги. У большинства это как-то сочеталось в то время - любовь к Родине и спокойное неприятие коммунистической идеологии. И без особого диссидентства, модного в определенных кругах. Хотя «Архипелаг Гулаг», напечатанный на фотобумаге, прочел в 21 год. Людям, выросшим в Русском Зарубежье это, наверное, трудно понять, как сочеталась любовь к Отечеству с подобным отношением к Советской власти. СССР все равно оставался для нас Родиной, пусть искаженной, но все же великой Россией. И мы с огромным трепетом искали то, что напоминало о былой, царской России. В литературе, в произведениях искусства. Как художник скажу, что даже «натюрмортный фонд», как принято говорить, старые фотографии, какой-нибудь кувшин, граммофон - все это было для нас освещено особым светом и теплом той, старой, ушедшей России.

Первую икону Богородицы я написал в 1979, а в 1980 расписал первый храм. С тех пор, естественно, как у православного верующего отношение к богоборческой власти было вполне определенным. В 1981 году первый раз написал Державный образ Царицы Небесной. Поэтому к советской власти относился, как попущенной для России Богом. И к Сталину, конечно же, в то время относился как к одному из главных зловещих символов этой богоборческой власти. К тому же, с раннего детства увлекаясь военной историей, всегда был возмущен сталинскими словами о том, что «история России состояла из того, что ее постоянно били за отсталость, били татаро-монголы, польские паны, турки, шведы» и тд. Этими словами Сталина обычно начинались предисловия всех книг по истории России, изданных в 40-е годы. А затем в этих же книгах рассказывалось о славных победах Русского оружия над шведами, турками и прочими врагами.

Поэтому, поверьте, никогда не думал, что мое отношение к Сталину может измениться. Сталин для меня, как и для многих, был символом богоборческой власти, Гулага и неотделим от Ленина, Свердлова и пр. революционной шайки революционеров-богоборцев.

«Радонеж». Большинство верующих православных людей именно так и относилось к советской власти, понимая ее богоборческую сущность. Для многих наших слушателей Сталин продолжает оставаться одним из этих революционеров-богоборцев...

В.С. Повторю, что меня в свое время заставили задуматься слова о. Дмитрия Дудко. Пытаясь разобраться, стал читать воспоминания о Сталине военачальников, конструкторов, деятелей культуры. И тот образ, который появлялся в этих мемуарах, никак не соответствовал образу коварного, злобного и мстительного, патологически жестокого параноика, «недоучившегося семинариста». Образ, который старательно создают и навязывают в «Детях Арбата», «Московских сагах» и пр. многочисленных произведениях и экранизациях, никак не соответствует тому Сталину, о котором вспоминали в мемуарах творцы Великой Победы. Перед кем им было лукавить, ведь Сталина уже не было в живых, а в хрущевскую «оттепель» требовалось петь иные «песни о главном»?

В последнее время, особенно возмущали рассуждения молодых журналистов НТВ, которые, срывая голос, упорно доказывали ветеранам Великой Отечественной, что Сталин, оказывается, никакого отношения к Победе не имел.

Ветераны, награжденные многими боевыми орденами, среди которых были и известные ученые и писатели, мудрыми глазами смотрели на беснующихся журналистов, не в силах им что-либо объяснить. Поэтому я посчитал своим долгом в эфире нашей радиостанции сказать добрые слова, отдать в канун праздника Победы долг руководителю Советского Союза и Верховному Главнокомандующему, чей вклад в Великую Победу огромен.

«Радонеж». Вклад Сталина в Победу в Великой Отечественной войне не будет отрицать ни один здравомыслящий человек. Но все же, Виктор Александрович, в Ваших передачах некоторые слушатели усматривают определенное превозношение Сталина. Стремление приписать ему несуществующие заслуги и закрыть глаза на явные преступления.

В.С. В 2005 году первый эфир, посвященный Сталину, вызвал очень бурную реакцию части слушателей «Радонежа». И, отвечая на некоторые вопросы, я пришел к неутешительному выводу.

Тот разговор о Сталине, который порождает непримиримые споры и раскол в обществе, ведут между собой обычно настоящие материалисты. Спорят либералы и коммунисты.

Но нам, православным, разве можно оценивать Сталина, рассуждать о его личности с позиций Сванидзе, или Анпилова?

Что произошло с Россией в начале ХХ века? События по истине эсхатологические. Историки понимают, что первая и вторая Мировая война, которые потрясли мир, были, на самом деле одной войной, разделенной перемирием в 20 лет. И то, что эти события не только неузнаваемо изменили политическую карту Европы, но и привели к глобальным изменениям в жизни всего человечества, ясно всем. Рухнули три империи. Кстати, не только в России и Германии, во многих странах возникли в то время диктаторские режимы. Но главное, в новом мировом порядке стали возможным Гулаги, Освенцимы и Хиросимы.

Для православных ясно, что это явления такого вселенского зла, которые не зависят от злой воли одного или нескольких людей, но это страшное испытание, посланное Богом. При этом необходимо отметить, что больше всего пострадали от этого зла христианские народы. Конечно, война велась и на Тихом океане, японцы уничтожили миллионы людей в Китае. Но прежде всего это попущенное Богом испытание коснулось христианских народов. Самые страшные сражения и первой и второй войны происходили в Европе. Разрушены были христианские монархии.

Всем ясно, что эти страшные события должны заставить задуматься христиан. Об этом говорили, но чаще всего в современной Европе пытались рассуждать о неком «богословии после Освенцима». Но те преступления, которые богоборческий «мировой интернационал» 1917 года совершал в России, с полным правом можно назвать сознательным и методичным геноцидом Русского народа, попыткой уничтожить не только историческую Русскую государственность, но и сам народ стереть с лица земли. И, конечно, это была попытка уничтожить Русскую Православную Церковь. Кстати, этот «мировой интернационал» был не пролетарским, а ростовщическим. И продолжает свои попытки уничтожить Россию и Русский народ в ХХI веке.

Нам необходимо говорить и размышлять о богословии после убийства Православного Царя. Не понимая, что же произошло 17 июля 1918 года в подвале Ипатьевского дома, невозможно рассуждать о событиях трагического ХХ века. И невозможно давать оценку личности Сталина.

Всем известно грозное пророчество св. Иоанна Кронштадтского о том, что если не будет покаяния, то Господь отнимет благочестивого Царя и пошлет Бич Божий в лице тиранов, которые всю землю зальют кровью, что Россию ожидает мор, глад, братоубийственная война.

К несчастью, грозные пророчества исполнились. И поэтому странно, когда православные все беды, обрушившиеся на Русскую землю, объясняют злой волей тирана Сталина. Подобный взгляд на историю вызывает недоумение.

«Радонеж». Но разве Сталин не был одним из тех, кто совершал этот геноцид, по заданию «мирового интернационала»? Разве нет справедливости в том, что для многих Сталин есть воплощение того зла, что обрушилось на Россию?

В.С. В том-то и дело, что мировой интернационал ростовщиков и ненавидит Сталина за то, что он не позволил осуществиться их планам в полной мере. И сумел истребить тех, кто эти планы должен был довести до логического конца - Троцкого и пр. шайку «демонов революции». Заметьте, как удивительно совпадает отношение к Сталину у «цивилизованного Запада» и у российских либералов, для которых Сталин и есть воплощение вселенского зла, виновник всех бед. Причем именно в то время, когда Российская государственность подвергается страшным ударам, а Русский народ уходит по миллиону в год, нам устраивают очередную истерику «десталинизации». Давно замечено, что все компании «десталинизации» связаны с разрушительными последствиями для России. Начиная с первой, хрущевской компании.

Что мы постоянно слышим на протяжении последних десятилетий?

Сталин - «кровавый тиран, восточный деспот, хитрый, по-азиатски коварный кремлевский горец, чья патологическая жестокость превратила Россию в концлагерь и привела к гибели миллионов невинных людей. К тому же этот «кровавый палач», был бездарным, отличался невиданной безграмотностью и был патологически труслив. Главное для него было «сохранить свою безграничную власть над страной холопов-рабов, в которую он превратил СССР». К тому же и его жажда мирового господства привела к Мировой войне, к которой страна была полностью не готова, т.к. Сталин расстрелял всех талантливых полководцев, репрессиями обескровил армию. А войну народ выиграл вопреки Сталину и его политике, и победили мы ценой страшных жертв, «завалив врага трупами».

Да, еще внушают, что безграмотный тиран своими бездарными приказами погубил миллионы, войной руководил «по глобусу» и т.д. и т.п. До сих пор антисталинисты утверждают, что Сталин в первый же день впал в прострацию, сбежав на дачу. Хотя это опровергнуто журналом посещений кабинета Сталина в первые дни войны. С ночи 22 июня Сталин принимал военачальников, руководителей промышленности на протяжении 15-16 часов непрерывно. Работал очень напряженно. Но хрущевская клевета до сих пор повторяется во всех СМИ. Как и безумные басни о том, что Сталин руководил войной по глобусу. Не только Жуков и другие наши прославленные полководцы в своих воспоминаниях полностью опровергли эти басни, но и Черчилль вспоминал интересный эпизод. Английский премьер предоставил Сталину план операции «Торч». И был поражен тем, как Сталин мгновенно оценил стратегические достоинства операции и перечислил четыре основные доводы в ее пользу. Черчилль рассказывал, что на него произвело глубокое впечатление то, как Сталин в несколько минут овладел проблемой и молниеносно изложил соображения, над которыми они настойчиво бились несколько месяцев.

«Радонеж». Но все же, нельзя отрицать, что на годы сталинского правления приходится огромное количество репрессированных, расстрелянных, погибших в лагерях. Это же не хрущевские фантазии. Посмотрите на даты гибели многих новомучеников. Вина Сталина в этом есть?

В.С. Конечно есть. Но Хрущев создал миф о всесильном тиране, чью злую волю вынуждены были выполнять несчастные партработники. Многие люди после ХХ съезда попали под влияние этого мифа. В 20-е и З0-е миллионы пострадали от репрессий. Если у тебя расстрелян отец, пропали в лагерях родители, то, внушали нам, виноват в этом именно Сталин, это его злую волю выполняли палачи. И неважно, что Хрущев был одним из самых кровожадных и свирепых палачей. «Он нашел в себе мужество разоблачить тирана», как о нем до сих пор говорят с придыханием некоторые российские интеллигенты.

Хрущев с компанией пр. палачей и создали миф о «кровавом тиране», который один виноват во всем. В рассказах этой «партийной шпаны» страшный деспот заставлял их, «добрых и невинных», творить страшные преступления. Миф этими людьми создан для того, чтобы самим уйти от ответственности. В знаменитом докладе ХХ съезду много явных свидетельств о клевете и лжи Хрущева: его слова о вине Сталина в разгроме под Харьковом (виноват именно Хрущев), о вине Сталина в «ленинградском деле» - расстреле Вознесенского, Кузнецова, тех, кого называли условно «Русской партией». Хотя историкам известно, что эти люди были арестованы и расстреляны в то время, когда Сталин лежал с инсультом. Расстреляны все, кому он надеялся доверить страну. Уцелел чудом Косыгин, которого Сталин любил. Кстати, интересная фраза из письма Сталина молодому Косыгину: «Посылаю Вам посылку. Полакомитесь постом «белорыбицей». Алексей Николаевич Косыгин был верующим человеком.

В последние годы даже некоторые американские историки, работая с документами, пришли к выводу, что весь доклад Хрущева на ХХ съезде - сплошная ложь. Американский историк Ферр в своей книге на основании документов доказывает, что в докладе Хрущева все (подчеркиваю: ВСЕ) - абсолютная ложь, нет ни одного слова правды.

Именно партийные функционеры, по свидетельствам многих документов, и были инициатором «большого террора». После того, как Сталин отменил закон о «лишенцах» и пытался настоять на новом законе о выборах, эта партийная банда и обрушила «карающий меч революции» на всех, кого считала врагами революции. Хорошо известно, как они выколачивали из Москвы новые «квоты» на репрессии против «врагов народа». Особой кровожадностью отличался именно Хрущев. Не случайно, придя к власти, он с такой спешкой сжигал архивы. Но некоторые документы - свидетельство того, что Хрущев был одним из самых свирепых палачей в то время, все же сохранились.

Причины создания мифа о всесильном тиране, который развязал террор в стране - сами убийцы и палачи. Как Хрущев, они пытались всю вину возложить на Сталина. Уголовная логика шпаны - «мы шестерки, нам пахан приказывал. На РНЛ была напечатана замечательная статья «Сталинист из Бостона» о сыне адмирала Степана Осиповича Макарова. Очень интересно сравнить, как менялось отношение белого офицера к Сталину во время Великой Отечественной войны и какое впечатление на него произвел Хрущев во время своего визита в США.

«Радонеж». Многие отмечают, что у Хрущева в его разоблачении Сталина явно присутствовали личные мотивы. Как будто он хотел расплатиться со Сталиным за страх и унижение прошлых лет.

В.С. Возможно. Но главное - Хрущев был полной противоположностью Сталина. Кстати, некоторые историки считают, что бывший троцкист Хрущев так и остался ярым приверженцем идей «демона революции». Вспомним хрущевский разгром Церкви («покажу в 80-м году последнего попа»), удар по Армии и Флоту, ненавидел фронтовиков, удар по крестьянам - вырубали сады на приусадебных участках, и многое другое.

Хрущевское отношение к Сталину полностью легло на сердце советской интеллигенции. И в годы «оттепели», и после на кухнях очень модно было слушать антисталинские песни Галича.

В этом было определенное свободомыслие и признак некой антисоветчины. Но о Ленине первым осмелился сказать лишь Владимир Алексеевич Солоухин. Сказал в то время, когда в пьесах Шатрова на сценах всех театров СССР «кровавому тирану» противопоставляли коммунистов с «человеческим лицом»: Ленина, Свердлова, Троцкого, Дзержинского, разумеется, Бухарина. Что бы сотворила бы эта компания «настоящих коммунистов» с Россией нетрудно представить. И сегодня все «антикоммунисты» Сванидзе, Млечины и им подобные с гневом вопят о «кровавом диктаторе», но создают фильмы о любимом «гуманном и интеллигентном Льве Давидовиче». И сегодня, через 57 лет после смерти Сталина, у государства и еле дышащего народа, оказывается, нет более важной задачи, чем «десталинизация». Замечательно заметил о. Александр Шумский: «Сегодня у власти коллективный Троцкий». Из- за этого, очевидно, такая истерическая ненависть к Сталину. Ледоруб, что ли, им всем снится?

«Радонеж». Но, если мы не принимаем точку зрения на историю России либералов-антисталинистов, вроде Сванидзе и Млечина, то это все же не значит, что мы с Вами должны оправдывать все, что происходило в те годы...

В.С. А никто и не собирается оправдывать то, что происходило. Но дело в том, что именно троцкисты и были идейными и самыми яростными сторонниками уничтожения исторической России. Идейные наследники троцкистов - современные либералы, якобы в «праведном гневе» обличая Сталина и тоталитаризм, на самом деле испытывают ненависть к исторической России. Не случайно они искренне ненавидят все «имперское прошлое» России, не только советской, но и царской России. И заметьте, что либералы Сталина ругают именно за то, за что мы должны ему быть благодарны.

За то, что избавил страну от «ленинской гвардии», за имперскую государственную политику. За тост «За Русский народ!». Интересно, что с места кто то пытался поправить Сталина: «За советский народ!». Но Сталин сделал паузу и повторил: «За Русский народ!». Говорят, что Сталин произнес эти слова неискренне. Но, подумаем, кто мог его заставить произнести тост за Русский народ?

Интересно, что Сталина с пеной у рта ругает всякая «партийная шпана», вроде Хрущева, а Маршалы Победы, генеральные конструкторы, и все, кто с ним был связан совместной работой, создавая мощь страны, о Сталине отзываются с величайшим уважением. Жуков, Рокоссовский, Грабин, Голованов. Хрущев ни одного плохого слова о Сталине из них не сумел вытянуть. Хотя, например, у Жукова и Рокоссовского существовали причины быть обиженными на вождя. Рокоссовский прошел застенки НКВД до войны, а Жуков после войны попал в опалу. Но и Жуков, и Рокоссовский были благородными и мудрыми людьми, для которых правда была выше личных обид.

Поэтому вопрос отношения к Сталину во многом зависит от того, какие источники, чье мнение, чьи свидетельства о генералиссимусе для человека важнее. Для меня, например, мнение и слова Жукова, святителя Луки Воино-Ясенецкого, патриарха Алексия I гораздо важнее мнения Хрущева. Или Микояна, который прожил во власти «от Ильича до Ильича без инфаркта и паралича».

Когда читаешь воспоминания военачальников, ученых, то видишь непривычный образ Сталина, очень далекий от образа рыбаковского и млечинского тирана. Видишь очень умного, проницательного, очень спокойного, внимательного и часто довольно снисходительного к людям человека. Но, несомненно, человека железной воли, для которого главное - интересы дела. Многие подчеркивают, что Сталин не терпел самооправданий. Если человек признавал ошибку, наказание обычно не следовало, но не терпел лжи. Если это наследие «семинарского воспитания», то явно не самое плохое.

И, кстати, вопреки утверждениям о «безграмотном семинаристе», Сталина (в личной библиотеке которого, кстати, осталось больше 20 тысяч томов, большинство книг с пометками на полях) все знаменитые ученые, военачальники вспоминают как человека образованного, способного глубоко разбираться в весьма сложных профессиональных вопросах. Причем отмечают, что профессионально и грамотно вникал в мельчайшие детали создания самых современных систем оружия, авиастроения, военной техники. Вспоминают Сталина и как человека обладавшего, надо заметить, весьма неплохим художественным вкусом.

Когда Сталин, восхищенный исполнительским мастерством, наградил замечательную пианистку Марию Юдину государственной премией, то Юдина написала Сталину:

«Свою премию я отдала на реставрацию нашего приходского храма. Буду молить Бога, чтобы Он простил Вам грехи против Церкви и России». Шостакович считал, что Юдина подписала себе смертельный приговор. Но пианистку никто не тронул.

Сталину обязан появлением в печати гениальный «Тихий Дон» - великое произведение Русской литературы. И Сталин спас Шолохова от смерти. К Шолохову пришел бывший «красный партизан», которому в ростовском ГПУ поручили убить писателя. Партизан уговорил Шолохова скрытно бежать из станицы в Москву, к Сталину - иначе все равно убьют. На очной ставке в Кремле ростовские чекисты, кстати, единоплеменники Троцкого, вынуждены были признать, что готовили убийство Шолохова. Если бы покушение, которое готовило руководство ростовского ГПУ, удалось, то сегодня бы говорили, что по приказу Сталина убили великого русского писателя.

Мы не очень хорошо представляем, что же происходило на самом деле в те годы. Какова была истинная роль Сталина в гибели во время репрессий тех или иных людей. Хотя многие уверены, что советский период истории не хранит от нас никаких тайн. Но, думаю, исследователям предстоит сделать много интересных открытий.

Одно несомненно - Сталин был крупнейшим государственным деятелем. Выдающимся геополитиком и дипломатом, с которым очень тяжело было иметь дело даже Черчиллю. Надо отметить уровень и масштаб людей действовавших в то время в мировой политике - Черчилль, Рузвельт, Де Голь, тот же Гитлер. Масштаб личностей несоизмеримый с нынешними Бушем, Обамой, Саркози и Меркель. И все они отдавали должное Сталину. Де Голь во время визита в Россию, к ужасу Хрущева, отдав честь, долго стоял перед могилой Сталина у Кремлевской стены.

«Радонеж». С тем, что Сталин был выдающийся государственный деятель, спорить трудно. Но для православного человека очень важно то, как государственный деятель относится к Церкви. Все же СССР оставался атеистическим государством, и после Победы в Великой Отечественной войне были репрессии. Ведь не только мощь государства важна для нас.

В.С. Как то, моя старая знакомая, ныне уже отошедшая ко Господу монахиня Елизавета сказала мне очень важные слова. «Подумай, детка, Деву Марию Господь поручил хранить Иосифу Обручнику, Господа снимал с Креста Иосиф Аримафейский, а тело России Господь поручил хранить тоже Иосифу - Сталину». Надо сказать, что до пострига монахиня Елизавета преподавала на Высших Режиссерских Курсах, и я ее знал в то время как человека глубоко верующего, но довольно либеральных взглядов на историю России, и потому был удивлен. Ее слова мне кажутся очень глубокими. Еще раз повторю, душу России сохранили Новомученики. А тело великой России, великое Русское государство сохранил Сталин.

Вспомним, что представляла Россия после крушения Российской империи. А в 45-м году Сталин, стоя у карты СССР, был удовлетворен. Почти полностью была восстановлена территория Российской Империи.

Сегодня нас уверяют, что это несущественно. Главное - демократия и права человека, экономическое развитие и комфортная жизнь.

Но, мы видим, что происходит со страной, когда она перестает быть имперской державой. Россия сразу же становится объектом экспансии. Многие даже не скрывают желания поживиться нашей территорией и ее недрами. Не воюют с нами только потому, что и так пока получают от России все необходимое, получают без войны. Да и ядерное оружие, созданное при Сталине, их страшит.

Сталин восстановил преемство с тысячелетней историей России, казалось окончательно прерванное в 1917 году. Кстати, любимым царем Сталина, как рассказывал маршал Голованов, был Государь Алексей Михайлович (а не царь Иоанн Васильевич Грозный, как все думают). Необычное предпочтение для Сталина, которое заставляет задуматься над тем, правильно ли мы его представляем.

После победы над Японией Сталин сказал: «40 лет мы, люди старшего поколения, ждали этого дня».

Значит, после Цусимы Сталин, в отличие от некоторых революционеров, поздравительные телеграммы микадо не посылал. Голованов утверждал, что Сталин очень искренне любил русский народ. Любил русских людей. Этому есть множество подтверждений.

Тост, произнесенный Сталиным в 45-м году, был не случайным. СССР был великой Державой, возрожденной из обломков Российской империи. Но вернемся к марту 1917 года, когда Государь записал горькие слова: «Кругом измена, трусость и обман». По молитвам святого Царя Скипетр и Державу Русского государства приняла Царица Небесная. Если Русскому народу было попущено нести епитимью - власть богоборческую, то разве от Сталина зависело это изменить? Прошло огненное очистительное испытание - Великая Отечественная война, но СССР остался атеистическим государством. Почему так действует Промысел Божий о России? Почему при Хрущеве вновь начались гонения на Церковь? Кстати, сняли Хрущева на праздник Покрова Пресвятой Богородицы.

Вспомним, как отзывались о Сталине Святейший Патриарх Сергий и Патриарх Алексий I, митрополит Николай Ярушевич, святитель Лука Воино-Ясенецкий. Их добрые слова о Сталине пытаются объяснить страхом. Но разве могло что-либо заставить лукавить такого человека, как святитель Лука? Нет, он свои слова произносил от чистого сердца. Есть несколько свидетельств о том, что православный люди считали, что митрополит Николай ездит в Кремль принимать исповедь у Сталина, о посещении Сталиным блаж. Матроны. Можно, конечно, считать это благочестивыми сказками, требовать документальных свидетельств. Но то, что народное сознание никогда ничего подобного не приписывало Ленину и пр. революционерам о многом говорит.

«Радонеж». Возможно это связано с той определенной свободой, которую получила Церковь во время войны...

В.С. Думаю, что главное великое деяние Сталина это не только послабление, сделанное Русской Православной Церкви в годы войны. Некоторые считают это вынужденным шагом вождя. Хотя есть свидетельства о том, что это было сделано искренне. «Это все, что я могу сегодня для Вас сделать» - слова сказанные Сталиным митрополиту Сергию после первой встречи в Кремле.

Кстати, когда слышишь, как многие писатели (вроде Радзинского) в своих фантазиях уверенно утверждают, что думал Сталин, и какими руководствовался побуждениями и мотивами, - просто диву даешься. Такое впечатление, что они либо в таинственном видении пообщались со Сталиным и все у вождя выведали, либо общались с «духом Сталина» на спиритическом сеансе. Радзинскому «столоверчение» уж точно ближе.

Но все же главное великое деяние Сталина, с которого началось возвращение к Русской истории, это не его призыв к Русским святым и героям в знаменитом обращении на великом параде 7 ноября 1941 года. Самое главное произошло гораздо раньше, когда после революционного погрома Сталин вернул систему образования к традиции Русской школы. Это для страны было не менее важно, чем индустриализация, создание всего лишь за 10 лет мощной промышленности, способной создать самую современную военную технику. Сталин разогнал революционных экспериментаторов и на театральной сцене, и в литературе. Все мараты гельманы тех лет, которые сегодня сидят в Общественной палате и курируют культуру в «Единой России», в то время притихли.

Разгром т.н. «исторической школы» Покровского вернул народу Русскую историю. Войну выиграл православный народ, народ, оторванный от Церкви, но воспитанный Церковью Православной за 1000 лет. Победил народ по молитвам новомучеников и всех святых, в земле Российской просиявших к Царице Небесной о «земных сродниках своих», о своем земном Отечестве. Но даже оторванные от Церкви молодые комсомольцы проявляли удивительное самопожертвование. Они не были верующими в большинстве своем, необходимо это признать. Но они были воспитаны на произведениях Пушкина, Лермонтова, Тургенева, Гоголя.

Посмотрите на юбилейные издания Пушкина и Лермонтова, изданные при Сталине - до сих пор нет выполненных с такой огромной любовью изданий.

В 1943 году в музыкальных училищах открывают факультеты народных инструментов. По радио (ТВ тогда не было) постоянно звучит классическая музыка, лучшие произведения русской и мировой классики, радио-пьесы, также русская и мировая классика, Островский и Пушкин, Шекспир и Бернард Шоу. Часто идут в прямом эфире театральные постановки, спектакли МХАТа, звучат концерты из зала консерватории. Так Сталин услышал замечательное исполнение Марии Юдиной.

«Радонеж». Все же в советской России коммунистическая идеология не давала свободно творить многим художникам. Та же Русская литература преподавалась под особым, идеологическим соусом, с «классовых позиций» трактовали многие произведения. Да и в изобразительном искусстве, на театральной сцене было много безвкусного, но «идейно выдержанного». Был, конечно, и определенный «большой стиль» в то время, но, например, церковная музыка не могла звучать...

В.С. Согласен с Вами. Особенно серьезные утраты заметны в архитектуре. Да и в изобразительном искусстве. Хотя в ту эпоху художники умудрялись создавать «идеологические выдержанные» полотна, демонстрируя высокое мастерство и замечательную технику письма. Потери, конечно, были огромные. Но Михаил Васильевич Нестеров в своих письмах утверждал, что не сомневается: русские художники непременно в будущем продолжат работать над образом Христа Спасителя. Академическая школа русской живописи сохранялась.

Да, много невиданной пошлости проявилось в то время. Уродливые персонажи Зощенко встречались в жизни. Это было. Один известный священник-антисталинист сказал даже, что благодаря Сталину наша страна стала страной хамья. Но Хам-то пришел в 17-м году вместе с жаргоном и песнями «социально близких» революционерам уголовников. А культурная политика Сталина была направлена именно на то, чтобы преодолеть это страшное наследие. Не видеть и не признавать это невозможно.

Мы видим, во что превратили страну после торжества «идеалов свободы» во время перестройки те, кто пришел к власти на волне борьбы с «тоталитарным сталинским наследием». Уголовная субкультура «социально близких» превратила в 90-е годы Россию в страну торжествующего хама. Блатные песни, мат и т.н «эротика» на театральной сцене, издевательства бездарных режиссеров над классикой, «самовыражение» извращенцев. О том, что происходит на ТВ, говорить не приходится. Но разве могли бы представить раньше «Детей Розенталя» на сцене Большого? И кто то станет утверждать, что в этом виноваты не нынешние демократы-антисталинисты, а виноват Сталин?

Когда Путин уходил передавая власть Медведеву, на Круглом столе радио «Радонеж», посвященном итогам правления, я предложил сравнить 8 лет путинского правления и 8 лет послевоенных. Даже Владимир Леонидович Махнач, который разделял присущее большинству нашей интеллигенции отношение к Сталину, вынужден был согласиться с тем, что сравнение явно в пользу «тирана». За 8 лет послевоенных подняли разрушенную войной страну, создали ядерный щит и в космос затем полетели. Это удалось сделать вовсе не благодаря труду узников Гулага, как утверждают, а потому, что Сталин обратился к архетипам народного сознания. По радио звучала классическая музыка, отечественная и мировая, народные песни. Звучали радио-спектакли. Тоже чаще всего русская и мировая классика. Сегодня нам легко это оценить. На сцене Большого ставили «Иван Сусанин», («Жизнь за Царя»), а не «Дети Розенталя». В 1943 году в разгар войны во всех музыкальных училищах открыли факультеты народных музыкальных инструментов.

Все лучшие исторические фильмы от «Александра Невского» до «Корабли штурмуют бастионы» были сняты до 1953 года. Кстати, лучшие кинорежиссеры в 1953 году получили задание переснять черно-белые исторические фильмы о Суворове, Кутузове, Минине и Пожарском, Нахимове и др. в цвете и с большим размахом. Хрущев это госзаказ немедленно отменил.

Надо заметить, что фильмы снимали о великих русских ученых, писателях, композиторах. Наши диссидентствующие интеллигенты любили высмеивать «сталинскую пропаганду»: «Россия - родина слонов». Но на самом деле говорили правду о великих русских людях, воспитывали в народе самоуважение и чувство собственного достоинства. Такого взлета национального самосознания, народного духа больше в СССР не было. Все было наполнено духом Великой Победы. Мы воспитывались на примерах славы Русского оружия, на героях Русской истории. У меня сохранилось великолепное издание «Севастопольских рассказов» Толстого, изданное в 1954 году.

Некоторые утверждают, что Сталин все это делал из прагматических соображений, ради укрепления своей власти над страной. В том числе запрещал аборты и поощрял культ семьи в произведениях искусства. Говорят - диктатору нужны были солдаты и рабочие руки. Но неужели они нужны были только Сталину? Мне хотелось бы, чтобы нынешние правители ради укрепления своей власти пожелали, чтобы в стране рождалось больше будущих солдат, а также врачей, крестьян, ученных, учителей. Додумались бы наконец разогнать попсу и заставили российское телевидение больше не издеваться над народом, прекратили навязывать культ наживы и блуда. И обратились бы к тем традиционным ценностям, на которых столетиями строилась жизнь России. А заодно бы решились по-настоящему бороться с наркомафией и коррупцией.

Сегодня «бизнес» заявил о том, что в Россию необходимо завести еще 20 млн мигрантов. Мы понимаем, что этого требуют «интересы бизнеса». Но при смертности коренного населения России, особенно среди молодежи от наркотиков, это будет означать скорую смену населения в нашей стране. Таким образом «законы рынка» входят в противоречие с интересами русского народа. Между прибылью и интересами соотечественников, какой выбор сделает бизнес? Есть какие-то сомнения?

Кто и какими методами может заставить бизнес выбрать интересы страны и своего народа?

Кстати, о борьбе с коррупцией. Кто может поверить, что услышав призывы президента России жить честно, заботиться о своей родине, олигархи и чиновники одумаются? Представим, что сам Святейший Патриарх лично начнет беседовать с каждым из них, призывая покаяться и изменить жизнь, как Вы думаете, это подействует? К сожалению этих людей остановить и излечить от корыстолюбия может только одно - страх сурового наказания.

Поэтому не «холопское» желание «твердой руки» и пресловутое «тиранолюбие» заставляет народ вспоминать Сталина, а инстинкт самосохранения.

Я не вижу ничего плохого и постыдного в народной любви к Сталину в годы его правления. Это сохранившееся монархическое чувство русских людей, которые желают любить правителя. Как любили столетиями своих Государей. И сегодня хотели бы любить, но...

Вновь напомню, что каждый виток антисталинской компании, начиная с Хрущева и Горбачева, почему-то совпадает с ударами по российской государственности. Заявления о необходимости «десталинизации» в 2010 году настораживают...

«Радонеж». И при этом памятники Ленину продолжают стоять по всей стране. И мы никак не можем добиться переименования станции «Войковская», хотя православные требуют этого много лет. Странная привязанность к имени одного из цареубийц на карте Москвы.
В.С. Вполне объяснимая привязанность, если вспомнить о «коллективном троцком». И мне хотелось бы вновь подчеркнуть, что размышляя о Сталине нельзя забывать о главной духовной причине катастрофы ХХ века - потере Помазанника Божия. Потеряли, потому что многие отступили от Бога. Согрешили все сословия - и все получили, «битые черепки». Кроме верных, верных Богу, Царю и Отечеству - они стяжали Небесные венцы.

Не захотели исполнять волю Божию, жить по закону любви под властью благочестивого и милосердного Государя, пришлось жить под властью человека, который пас жезлом железным.

Что же, неужели Сталину пришлось стать во главе страны, которая жила богобоязненным благочестивым укладом? А он развратил народ, первый придумал застенки ЧК и пр. методы борьбы «интернационала» с Россией?

Нет, народ с 17 года вел страшную братоубийственную войну. В стране была разлита ненависть, народ был разделен и ожесточен пролитой кровью. Богоборческая банда, которая сидела в Кремле смотрела на разграбленную и разоренную Россию, как на будущий хворост для разжигания пожара Мировой революции. НЭП не только накормил страну, как нас пытаются убедить, но и стал воплощением торгашеской мещанской пошлости и культа наживы. И это после того, как была потоплена в крови половина России, сожжены и разграблены старинные усадьбы, вывезены за бесценок сокровища Эрмитажа. Вспомните строки о том, что произошло с Россией Максимилиана Волошина, Бехтеева, Бунина.

И невозможно говорить о том, что Сталин виноват в том, что сотворили со страной изменники-генералы и российские банкиры и промышленники, предавшие Царя-Мученика, все эти партии эсэров, октябристов и пр., банды «зеленных», махновцев, дашнаков и, конечно же, все кто методично убивал в застенках ЧК русских офицеров, устраивал «расказачивание», подавлял крестьянские восстания.

Когда говорят о безжалостном уничтожении Сталиным «товарищей по партии», то забывают о том, кто же составлял цвет «ленинской гвардии» и что они сделали с Россией.

За что «дети арбата» ненавидят и обличают Сталина. Очевидно не за то, что убивали священников, офицеров, коллективизацию. Когда они об этом говорят, всегда чувствуется неискренность. Они не могут простить Сталину, что вместе со священниками, офицерами, казаками и крестьянами в 37-м в расстрельные рвы и лагеря пошли пламенные революционеры, те, кто с 17 года 20 лет убивал священников, офицеров, крестьян. Это ясно, когда слышишь их стенания о погубленном «кровавым тираном» невинном Троцком и пр.

Невозможно оправдывать Гулаг и методы НКВД. Но, давайте подумаем, неужели в этом виноват один Сталин? Сталину досталось общество, ожесточенное братоубийственной войной, ненависть и разделение были страшными. Вся властная верхушка СССР - люди новой «ленинской морали». Страна была разорена и разграблена, а во время НЭПа в обществе распространялась жажда наживы, невероятная пошлость.

И при этом в стране полностью разгромлена и развалена промышленность, которая успешно развивалась в царской России.

Необходимо было восстанавливать государство. Что вовсе не собирались делать Троцкий и пр., стремясь превратить Россию в сырьевую колонию, а народ в «хворост для пожара мировой революции».

Рассуждая о Сталине необходимо его сравнивать не с Государем Александром III и Царем-мучеником, а с Троцким и Свердловым. И тогда многое станет понятным. Рухнула Российская империя, пламенные революционеры уничтожали Русскую культуру, пытались полностью прервать связь с исторической Россией. Сталин эту связь не дал уничтожить. Восстановлены были не только суворовские училища по образу кадетских корпусов. Благодаря Сталину сохранился имперский дух Российского государства, так ненавистный либералам. Один батюшка сказал мне, что возрождение этого имперского духа было возможным потому, что в то время оставалось много хранителей этого имперского духа. Но невозможно не отметить, что Сталин таких людей высоко ценил и старался именно на них опираться. Хорошо известно его отношение к таким людям. Пример - Борис Михайлович Шапошников. Сталин прекрасно знал, что Борис Михайлович глубоко верующий православный христианин и русский патриот и относился к маршалу не просто с огромным уважением, но и с особой теплотой. На похоронах маршала лично нес его гроб. Посылал Сталин лично и деньги старенькому священнику на покое в Кинешму - отцу маршала Василевского. Василевский об этом, заметим, очень долго не знал. И таких, очень интересных и непривычных, вроде бы фактов из жизни Сталина, которые говорят о его человеческих поступках, движениях души, открывается немало. Не похоже, что на таких людей Сталин опирался только из прагматических соображений, ради строительства мощного государства.

«Радонеж». Но все же СССР при многих своих великих достижениях, при многих добрых сторонах советской жизни, если и был «Красной империей», как говорят, но согласитесь, с православной Российской империей его сравнивать трудно.

В.С. Конечно, нельзя сравнивать необыкновенной красоты жизнь и быт Православной Царской России, «сказочного царства», как назвал Россию пораженный ее завораживающей красотой Кнут Гамсун с жизнью Совдепии. Но будем помнить, что вместо Российской империи она стала Совдепией по своим грехам, потеряв Помазанника Божия. А случилось это по попущению Господа, а не по злой воле Сталина.

Мы многое о нашей истории ХХ века еще не знаем. Думаю, что со временем, когда будут открыты многие архивы, исследователи поработают с материалами, сопоставят факты, документы, свидетельства, мы лучше поймем слова патриарха Алексия I и святителя Луки Воин-Ясенецкого, их отношение к Сталину.

А сегодня нам важно не позволить вычеркнуть целый период истории нашего Отечества в ХХ веке. Десятилетия трагические, наполненные и страшными преступлениями и самоотверженным подвигом народа. Наказание Божие - это наказ, урок. Правильно усвоенный урок должен помочь строить будущую Россию.

«Радонеж». Многие эксперты обеспокоены тем, что популярность Сталина в народе растет. Высказывают опасение, что мы вновь можем вернуться к Гулагам и гонениям на Церковь.

В.С. Народ тоскует не по «черным воронкам» и лагерям, а по тому времени, когда быть ученым, врачом, учителем было почетно. Когда девушки стремились выйти замуж за молодых лейтенантов, потому что офицера не воспринимали, как неудачника, неспособного получше устроиться в жизни - стать, например, дилером, или броккером. Когда такие люди как Чубайс и Немцов не превозносились бы своим «умением жить» и не навязывали народу наглость, как добродетель.

Солоневич замечательно изложил стремление народа к «Народной монархии». Нельзя забывать, что привели Российскую империю к катастрофе не простые русские крестьяне, а те, кто устраивал февральский бунт. Царь-мученик стал жертвой предательства элиты, как сегодня бы сказали. «Кругом измена, трусость и обман» - эти слова Государем произнесены о изменниках-генералах, многих придворных, русских олигархах, ради своих своекорыстных интересов предавших своего Царя.

В начале ХХ века Россия развивалась невиданными темпами. Был перед Великой войной принят план ГОЭРЛО, начато строительство Волховской ГЭС, Московская Дума утвердила план строительства Метрополитена. Циалковский, Сикорский, Королев, Туполев, Зворыкин жили в России. И в Космос возможно первым полетел бы поручик, или штабс-капитан Гагарин.

Не захотели русские люди исполнять волю Божию находясь в послушании у милосердного и благочестивого Православного Царя. Господь повел путем скорбей. Не захотели жить по закону любви к Богу и Государю, пришлось испытать, что значит жить по закону страха наказания.

У Сталина в избытке были те качества, в недостатке которых упрекают Царя-мученика. Говорят, что Государь был слишком мягок и доверчив, не смог железной рукой подавить бунт. При Сталине никто пикнуть не смел, а в излишней доверчивости его никто не упрекнет. Правил железной рукой. Добрый, милосердный Царь не подходит, железный, суровый непреклонный Вождь тоже не нравится. А кто нужен? Тот, вероятно, кто угождать и потакать нашей воле будет. Получили по своей воле - Ельцина. Понравилось? Думаю, что нет.

«Радонеж». Конечно, 90-е годы, развал страны и многое, что в то время происходило даже вспоминать тяжело. Кроме одного - Церковь получила свободу. Построены тысячи храмов, возрождены монастыри. И сегодня, если спросить большинство наших православных сограждан, хотят ли они возвращения в советские времена, вряд ли многие ответят утвердительно. Тем более не пожелают оказаться в 30-х годах, в период сталинского правления. Хотя многие желают наведения в стране порядка твердой рукой. Но некоторые невоцерковленные наши соотечественники готовы променять духовную свободу на порядок и стабильность. Годы государственного атеизма не прошли бесследно. Среди нынешних антиклерикалов много поклонников Ленина и Сталина. Что Вы об этом думаете?

В.С. Думаю, что ярых антиклерикалов гораздо больше среди тех, кто разделяет идеалы культа «золотого тельца» и мечтает встроить Россию в «цивилизованный мир», с эфтаназией, парадами содомитов, ювенальной юстицией и пр. прелестями «постхристианской цивилизации».

Сегодня в России обращение к Сталину - это, прежде всего размышления о том, как страну выводить из нынешней катастрофы. А в том, что без решительных действий по мобилизации экономики, мобилизации творческого потенциала народа, невозможно возродить мощную Россию никто из ученых не сомневается. «Суверенная демократия» не способна ответить ни на один из серьезных вызовов, которые стоят перед Россией в ХХI веке.

Народ в отличие от интеллигенции мыслит не знаниями, найденными в книгах, а сердцем. Народ оценивает государей и правителей, глядя из вечности. Не думая о своих жертвах, но думая о том, что сделал правитель для жизни народа. И в этом смысле нет никакого противоречия, что многие православные, почитающие жертвенный христианский подвиг Царя-Мученика с уважением и благодарностью относятся и к Иосифу Сталину за его деятельность по сохранению Российской государственности. В конце ХХ века мы смогли отчасти увидеть, чем грозит народу потеря государства.

Важнейший урок той эпохи, сталинских успехов - Россия способна совершать многое, если власть обращается к архетипам национального сознания, ищет опору в Русской истории. Идея «комфортной жизни» и попытка догнать Португалию по уровню благосостояния - путь в тупик. Преступна попытка создать из России некий плавильный котел для формирования придуманной «россиянской нации», или некой «евразийской нации». Как преступны заброшенные этими же «мудрецами» идеи разделить Русский народ на казаков, «сибиряков», «венедов» и т.п.

В середине 30-х генерал Краснов писал «России нужен свой Гитлер». Гитлер в то время еще не развязал Мировую войну, но сумел мобилизовать немецкий народ, вдохнуть в него силы и жажду жизни. Храбрый воин и замечательный русский писатель Петр Николаевич Краснов был германофилом и горячо мечтал увидеть освобождение России от власти «интернационала». Но, подняв Германию с колен, Гитлер решил завоевать весь мир и развязал самую страшную войну в истории человечества. И это было естественным продолжением той неоязыческой идеологии, которую исповедовали вожди третьего Рейха. И мы сегодня понимаем, что целью той войны было установление Нового Мирового Порядка, в котором для России не было будущего. В наши дни вновь строят Новый Мировой Порядок, который, как сказал Бжезинский «будет построен за счет России и на развалинах России».

Сегодня можно сказать, что «России нужен новый Сталин». Т.е. вождь, который сумеет провести мобилизацию народа, прежде всего духовную мобилизацию. Но без коммунистической идеологии и богоборческого атеизма, православный вождь способный остановить нынешний распад и заставить народ строить Державу. Повторю, возможно это лишь при условии возвращения Русскому народу его национального достоинства, обращение власти к традиционным ценностям Русского народа, к архетипу народного сознания. Пошлет ли Господь такого вождя, мы не знаем. Но в нынешнем нашем состоянии надеяться на скорое возрождение Православной Монархии - бесплодные мечты. В 1612 году русские люди самоотверженно спасали Русскую державу, и лишь тогда Господь по молитвам Застуницы Усердной послал природного Русского Царя. Но вожди-то у народа были - благоверный князь Димитрий Михайлович Пожарский и Кузьма Захарьевич Минин. И конечно же - священномученик Патриарх Гермоген. И будущий Русский Царь не с неба появится, но будет вымолен не только горячими молитвами, но подвигом по спасению и возрождению Русского государства.

А новый Гулаг и гонения на Церковь вполне возможны. Но «электронный Гулаг» и либеральные гонения от сторонников парадов содомитов и приверженцев «общечеловеческих ценностей». А чтобы России эти «ценности» не навязывали ракетно-бомбовыми ударами, как Сербии, нужна сильная Держава.

Для православных, которые считают, что это неважно, поясню: без восстановления самостоятельной сильной Державы мечтать о благоденствии Русской Православной Церкви бессмысленно. На территории КНР, всемирного халифата, или в стране «торжествующей ювенальной юстиции» и «свободных меньшинств» под управлением «глобализаторов» нет будущего не только у Русского народа, но и у Православной Церкви. Мечтать о миллионах принявших крещения таджиков-гастарбайтеров или китайцев, конечно, можно. Но это почти так же реально, как мечтать о крещении прилетевших марсиан. Не потому, что не верю, что любой человек может обратиться ко Христу. Сразу оговариваюсь - любой таджик и китаец не только может принять крещение, но и стать святым Церкви Христовой, и Русской Поместной Церкви, конечно. Но мечты о массовом обращении ко Христу миллионов гастарбайтеров мне кажутся утопией. И заменить в истории Русский народ китайцы и таджики не могут.

Конечно, благочестивые христиане и христианки упрекнут меня в «политизации», в том, что надо думать о спасении своей души, напомнят, что для спасения России главное преображение народа покаянием. А всякие разговоры о «вождях», восстановлении монархии, только уводят нас от богомыслия и печалования о своих грехах. Важно для православных молиться, каяться, а не вести бессмысленные споры о Сталине. Полностью с ними согласен в том, что молитва, прежде всего, определяет нашу жизнь, покаяние изменят ход истории, отвращая праведный гнев Божий. Но думаю, что те, кто сегодня навязывают обществу споры о Сталине и Иоанне Грозном хорошо знают чего хотят добиться. А значит нам все же придется осмысливать историю страны. И отвечать этим господам. Ибо те, кто пишет историю страны, определяет взгляд на ее прошлое, тот и творит ее будущее. Не усвоим наказ, урок Божий - вновь наследники Троцкого устроят электронные «гулаги» и «желтый ювенальный террор». И Церковь Христову, и нас с вами в этом «электроном раю» ожидают времена, по сравнению с которыми померкнут все ужасы большевистского террора. Но я верю, что по молитвам великого святого Церкви Христовой - Царя-Мученика Николая Александровича, Царственных мучеников, Всех святых и милостью Царицы Небесной возродится Россия. И возродится, по пророчествам некоторых святых, именно как Православное Русское Царство, а не как некое Евразийское сообщество. Возрождения такой России ждет весь мир. Пьер Жильяр пророчески написал о Царской семье: «Они думали, что умирают за Россию, но они умирали за все человечество».

И в этой будущей возрожденной России в каждом русском доме будут иконы и портреты святой Царской семьи. Россия возродится, когда большинство русских людей сердцем воспримут все, что больше всего было дорого Государю - любовь ко Христу, любовь к России, любовь ко всему русскому. В этой будущей России и советскому периоду Русской истории и роли в ней Иосифа Сталина дадут спокойную и достойную оценку.

«Радонеж». Спасибо, Виктор Александрович. Думаю, не все с Вами согласятся, но, мне кажется, в сегодняшней беседе нам удалось Вашу позицию прояснить и ответить на вопросы слушателей радио «Радонеж», связанные с Вашим отношением к Сталину.