Армянский народ сам определит свою судьбу: интервью посла России в Армении Вячеслава Коваленко
На модерации
Отложенный
Армянский народ выстрадал свое непоколебимое стремление к государственности, сохранил свою высокую интеллектуальную способность находить на исторических изломах правильные решения и делать правильный выбор. В этом ему не раз помогала историческая память. Я уверен, что все эти замечательные качества позволят армянскому народу самому, без наставничества определять свою судьбу", - заявил в интервью ИА REGNUM посол России в Армении Вячеслав Коваленко.
Стоит отметить, что с 7 июля 2006 года по 8 июля 2009 года Вячеслав Евгеньевич был послом Российской Федерации в Грузии. В период войны в Южной Осетии посольство РФ в Грузии продолжало работу. После объявления Грузии о разрыве дипломатических отношений с Россией Коваленко 30 сентября 2008 года вернулся в Москву. Тем самым, он является последним послом России в Грузии. Пост посла в Ереване Вячеслав Коваленко занял с 8 июля 2009 года.
ИА REGNUM: Вячеслав Евгеньевич, Россия и россияне традиционно пользуются большой симпатией и доверием армянского общества. Согласен, что данные различных опросов - не самая лучшая база для анализа этой ситуации. Как один из ответственных за эту задачу представителей государства и участник процессов на месте, какой тренд наблюдаете вы: отдаляется ли общество и государство Армении от России или наоборот?
Я не думаю, что сейчас уместно говорить о какой-то асимметрии во внешней политике Армении. Идет естественный процесс развития молодого государства, поиск модели, в наибольшей степени отвечающей национальным идеалам. Все эти разговоры о "дрейфе", какой-то угрозе установления "вассальных отношений", думаю, носят конъюнктурный характер, в т.ч. и в связи с началом здесь ответственного периода президентской избирательной кампании.
Армения развивает союзнические взаимовыгодные связи с Россией, которая, по согласованию с ней, является гарантом ее национальной безопасности. Мы тесно сотрудничаем в вопросах экономики (надо ли здесь приводить примеры этих отношений). С политико-исторической точки зрения это - выверенный, проверенный временем курс, который проводится руководством страны и поддерживается большинством армянского общества. Одновременно Армения налаживает экономические связи с Европейским сообществом, в рамках программы "Восточное партнерство", готовится подписать соглашение о зоне свободной торговли, ведет работу над другим соглашением об Ассоциации с ЕС. В рамках проводимого комплементарного курса - это нормально. Важно при этом сохранять чувство меры, обеспечивать баланс, который не позволял бы создавать проблемы в отношениях с партнерами. Думаю, не в интересах Армении превращаться в поле противостояния между, если можно так выразиться, Востоком и Западом, выступать стороной, которая строит свою политику на противоречиях между ними. Жизнь показывает, что к хорошему это не приводит.
Сейчас много говорят об идее Евразийского союза. На мой взгляд, она интересна хотя бы тем, что предлагает иную перспективу с широкими возможностями для всестороннего развития самой Армении. Не вижу логики и экономического смысла в заявлениях о несовместимости евразийского и европейского векторов. Скорее наоборот, эти два интеграционных проекта имеют шансы встроиться в общемировую тенденцию развития широких связей, дополняя друг друга в интересах и Армении.
ИА REGNUM: Известно, что одним из главных, если не самым главным инструментом поддержания межнационального диалога, является язык. Растет ли уровень знания и преподавания русского языка в Армении? Считаете ли вы эффективными методы популяризации русского языка и культуры, применяемые в Армении?
Я четвертый год в Армении и у меня есть некоторое основание, как говорят, не понаслышке высказаться по этому поводу. После распада СССР в Армении, как и в других республиках, остро встал вопрос об отношении к русскому языку. Мнения по этому поводу в обществе высказываются разные, но, справедливости ради, нужно отметить, что для большинства русский язык остался не чужим, не соперником родному, армянскому, и другим языкам. Люди это хорошо понимают.
Социологические исследования показывают, что 94% родителей хотят, чтобы их дети хорошо знали русский язык, считают, что он не только способствует развитию, но и расширяет возможности для приобретения специальности, карьерного роста и в целом создания благоприятных условий для жизни. Русский язык необходим в повседневном обеспечении насыщенных российско-армянских межгосударственных связей. В Армении развернуты основательные производства, развивается военно-техническое сотрудничество. Мы совместно обеспечиваем безопасность наших государств, охрану границ. И везде русский язык крайне необходим.
В Армении русский язык поддерживается на государственном уровне. Он изучается во всех общеобразовательных школах со 2 по 12 классы; в 60 школах ведется углубленное обучение русскому языку, в 43 - имеются классы с русским языком обучения. Русский язык преподается также в вузах республики. В 7 из них ведется подготовка учителей-русистов. В стране - 7 филиалов российских вузов, действует Российско-Армянский (Славянский) университет. Большой популярностью пользуются курсы русского языка. Их посещают дети дошкольного и младшего школьного возраста, абитуриенты вузов, работники российских и российско-армянских предприятий, которых в стране около 1500, офицеры вооруженных сил Армении.
Работа по поддержке русского языка осуществляется в тесном взаимодействии с посольством, представительством Россотрудничества с Министерством образования и науки Армении, Национальным институтом образования, Армянскими ассоциациями русистов и учителей русского языка и литературы общеобразовательных школ, Союзом выпускников российских вузов. Как видите, в эту важную сферу вовлечены различные структуры, связанные с системой образования и науки. Мы намерены наращивать эту работу, стремясь вовлечь в нее максимально большее число граждан Армении. Рассчитываем, что в этом деле мы будем получать поддержку со стороны руководства страны и ее общественных организаций.
Хотел бы привести лишь один пример, показывающий востребованность нашей работы по распространению русского языка и литературы в армянском обществе. В прошлом месяце под патронатом президента Армении Сержа Саргсяна прошли Дни русского слова в Армении, в которых приняло участие 500 тысяч человек. Люди всех возрастов присутствовали в мероприятиях по зову души, тяги к русскому слову и русской культуре. Очень символичным был девиз - "Русским языком мы с будущим слиты". Думаю, в нем выражена суть отношений армянского народа к русскому народу, к русскому языку, культуре, к нашему общему будущему. Я как посол этому очень рад.
ИА REGNUM: Конкуренция, допустим, в хорошем смысле этого слова между европейским вектором движения и т.н. евразийским развивается в двух плоскостях. В официальной - утверждается, что никакой конкуренции нет и что одно не исключает другого. На неофициальном уровне, в СМИ и в экспертном сообществе можно наблюдать серьезные различия в оценках этих векторов. Кстати, многие из них "опускаются" на неофициальный уровень с официального. Ну, к примеру, последняя заметка по Армении Михаила Леонтьева. Как вы думаете, проблема кроется в неумении донести до общества то, что проблемы не существует, или это противоречие, действительно, есть и оно непреодолимо?
Частично, я уже ответил на этот вопрос. Но он, конечно, имеет продолжение. Вы ставите вопрос о конкуренции между европейским и евразийским направлениями развития. Конечно, такая конкуренция может присутствовать на уровне субъектов хозяйствования и интеграционных моделей вообще. Мы, ведь, живем в рыночной среде, и Армения в этом плане не является исключением. Но вот на что я хотел бы обратить внимание, раз уж вы затронули эту тему.
Для России Кавказ, в частности Южный Кавказ, является важнейшей сферой политических и экономических интересов. Россию связывает с этим регионом многолетняя история, которая наложила глубокий отпечаток на судьбу и моей страны, стала, можно сказать, через культуру, экономику, религию составляющей менталитета и моего народа. Южный и Северный Кавказ геологически представляют одно целое образование, исторически и этнографически - связаны теснейшими узами. Порой, одни и те же этносы проживают на разных склонах Кавказа и теперь уже в разных государствах. Крушение СССР не могло привести к исчезновению связей между народами, несмотря на появление независимых государств и тысячекилометровых границ.
В те еще не далекие времена очень многое делалось по укреплению межнациональных отношений. Это была системная работа, которая позволила приобрести богатый, уникальный опыт. В нем много нравственного, гуманистического содержания. Национальный вопрос - это тонкая материя, которая требует к себе особого отношения, не терпит чванства и упреков. В дискуссиях, которые затрагивают национальный вопрос, нужно следовать практическому совету "не навреди". Проявление радикального национализма или шовинизма ведет к отчуждению народов и не служит благому делу, под каким бы соусом они не подавались. Как, впрочем, и вмешательство во внутренние дела в виде наставлений, неуместных осуждений, навязывания представлений о неких цивилизационных ценностях, разного рода поучений, которые расходятся с традициями, обычаями народов, наконец, с суверенным правом страны пребывания. Такие действия, заимствованные из арсенала прошлого, считаю в дипломатии неприемлемыми и вредными. Драматических, а порой и трагических примеров и последствий, когда используются подобные методы, много. Не буду их перечислять.
Есть народы исторически стойкие и распавшиеся, исчезнувшие, канувшие в веках, агрессивные и толерантные, гордые, свободолюбивые и способные к восприятию вассальных отношений. Армянский народ выстрадал свое непоколебимое стремление к государственности, сохранил свою высокую интеллектуальную способность находить на исторических изломах правильные решения и делать правильный выбор. В этом ему не раз помогала историческая память. Я уверен, что все эти замечательные качества позволят армянскому народу самому, без наставничества определять свою судьбу.
ИА REGNUM: Вопрос в продолжение предыдущего. Грузия попыталась переложить "все яйца в одну корзину" и разбила их. Непосредственным наблюдателем этого вы являлись. Армения уже долго пытается их нести в двух корзинах, балансируя на бревне через реку, а берега все не видно. Нет ли опасности утопить сразу обе корзины?
Работая некоторое время в Грузии, я наблюдал перерождение руководства этой страны, его стремление утвердить в народе или скорее в элитной его части чужие традиции, обычаи, слепо копируя западный образ жизни. Повсеместно развешенные, где нужно и не нужно, флаги Евросоюза, лозунг "Грузия - это Европа", уничижающее использование в кулуарных кругах, переделанное на американский манер название страны "Джорджия" - все это вызывало скорее не удивление, а беспокойство. Я задавал себе вопрос, а грузины ли эти люди, которые отказываются от своей самостоятельности, тысячелетних традиций, обычаев, христианского православия, безжалостно, вмиг, не задумываясь о последствиях рвут связи с соседними государствами, а сами превращаются в откровенных вассалов, словом, ведут антинародную политику на растворении нации в навязываемых ценностях глобализации. Слава Богу, грузинский народ очнулся. Появление лидера, который хочет поднять страну и уважение к ней, дает надежду на возрождение этого государства, его подлинного авторитета на международной арене.
Уверен, что Армения не повторит драматический опыт Грузии, будет проводить национальную политику с учетом реалий своего регионального и геополитического положения, масштабов и возможностей страны, исторического опыта и традиций. Думаю, в этот перечень нужно включить и такое важное понятие как историческая память. Все эти элементы - суть политической мудрости, которая не имеет ничего общего с политической конъюнктурой. Армения - небольшое государство, и самой судьбой ей предназначено стремиться дружить со всеми странами, выбирая в этой политике приоритеты, которые ей подсказывают национальные интересы, а не сиюминутные выгоды. Если руководствоваться этим правилом, то и очертания берега, как вы образно выразились в вопросе, станут более понятными, а главное народ получит уверенность в будущем.
ИА REGNUM: Согласны ли вы с утверждением, что без Грузии Россия постепенно теряет Армению, которая уже более 20 лет находится в геополитической блокаде?
Вы рисуете какую-то сюрреалистическую картину. Во-первых, Россия не собирается терять Грузию. Мы никогда не связывали ушедшую власть с народом. Да и политическая ситуация в стране меняется, на мой взгляд, к лучшему. Во-вторых, откуда такое неверие в Армению, которая хотя и остается в региональном полублокадном состоянии уже 20 лет, не теряет твердости духа, способности не только к выживанию в этих непростых условиях, но и развивается как независимое государство. У меня более оптимистический взгляд, вера в прочность союзнических отношений между нашими странами, которые являются залогом того, что ситуация на Южном Кавказе будет оставаться стабильной и развиваться в благоприятном для Армении направлении.
ИА REGNUM: Свою дипломатическую карьеру вы начинали с Ливана, где, полагаю, общались с одной из влиятельных армянских общин востока. Как вы относитесь к перспективе потери Ближним Востоком христианских общин? Как это может перекроить социально-культурную и политическую карту региона?
Моя работа на Ближнем Востоке и, в частности, в Ливане позволила понять многое из того, что характеризует политическую и конфессиональную обстановку в этом регионе, который считается одной из колыбелей мировых цивилизаций. Ближний Восток - очаг христианства, и армяне наряду с другими общинами играют важную роль в выполнении христианской миссии не только в Ливане, но и Сирии, Египте, Палестине, Иордании. В многообразии христианских вероучений - сила христианства.
Я не верю в массовый исход христианских, в т.ч. армянской, общин с Ближнего Востока. В своей тысячелетней истории этот регион пережил много драматических событий. Но корни христианства, которые питали жизненные силы людей - носителей веры Христа, помогали им сохраниться и развиваться. Надеюсь, что разум восторжествует и страница сирийской трагедии будет перевернута. В противном случае регион, а с ним и весь мир подвергнется жестокому испытанию, последствия которого даже не хочется сейчас анализировать. Давайте смотреть в обозримое будущее с надеждой на лучший исход.
Подготовил Рубен Грдзелян
Комментарии