ИЗДЕВАТЕЛЬСТВА БЕЗ СРОКА ДАВНОСТИ
На модерации
Отложенный
Более 14 лет назад (по сведениям правоохранительных органов) четверо витеблян совершили разбойное нападение недалеко от деревни Колосово Столбцовского района Минской области. Жертвами преступления стали двое граждан из Витебска: Леонид Епешин и Юрий Васькевич.
Из материалов уголовного дела следовало, что 12 мая 1998 года группа потенциальных преступников – Виктор Пчёлов, Николай Колпаков, Владимир Жуков, Сергей Шлянов – собрались в городском парке отдыха «Мазурино» для обсуждения плана криминальных действий.
За легкими деньгами
Однажды Л. Епешин и Ю. Васькевич поведали своему приятелю А. Мухаеву, мол, желают съездить в Польшу для приобретения микроавтобуса: валюта есть, а специалиста-коробейника нет. Последний, вскоре, желание знакомых передал Шлянову. Наверное, не предполагал, что впоследствии станет свидетелем по уголовному делу, которое 14 мая 1999 года рассматривалось в суде Столбцовского района под председательством судьи А. Добродея.
Похоже, Шлянов неоднократно «гонял» за границу. На этот раз он предложил Пчёлову поучаствовать в вояже: Шлянов – за рулём «Фольксвагена», Пчёлов – за компанию, а Епешин и Васькевич – в качестве пассажиров-покупателей. Но скромная роль компаньонов у Шлянова и Пчёлова была для отвода глаз: в их обязанность входило под любым предлогом остановить «Фольксваген» возле деревни Колосово на287 кмтрассы Минск – Брест, где будет поджидать автомобиль «Жигули».
В первом часу ночи 19 мая 1998 года встреча автомобилей состоялась. Не успели «фольксвагенцы» открыть рот, как в салон ворвались двое в масках. Третий подельник оставался на стреме в «жигулях». Предупредительным выстрелом из пистолета налётчики дали понять, что намерения у них весьма серьёзные. Для пущей убедительности нанесли четверым путешественникам по нескольку ударов, создавая видимость, что все находящиеся в машине для них равны. Не трудно догадаться, с какой целью была придумана инсценировка.
Затем была команда сворачивать на «Фольксвагене» в лес. В укромном месте Епешина и Васькевича грабители вынудили раскошеливаться. Шлянов и Пчёлов тоже вывернули карманы, но там, как говорится, гуляла вошь на аркане. Зато у Епешина и Васькевича было около 7 тысяч долларов и несколько миллионов белорусских рублей. Завладев чужими ценностями, грабители связали несчастных проволокой, заклеили скотчем рты и ретировались.
Самому проворному, Пчёлову быстро удалось избавиться от пут. Он-то и начал первым кричать: «Караул! Ограбили!»
В милиции есть и профессионалы
Вскоре на запястьях Пчёлова защёлкнулись «браслеты». Подельники, почуяв «жареное», ударились в бега. Самого же Пчёлова суд Столбцовского района приговорил к 3,5 годам лишения свободы с отбыванием наказания в колонии строгого режима.
Какова же судьба беглецов? Вот тут-то и начинается самое удивительное, а если быть точным, абсолютная профанация следственно-судебной системы с её оплошностями, ляпами и т. д. За исключением Жукова, у двоих подследственных появилось веское алиби. Оказывается, в ту ночь, 19 мая 1998 года, по словам сотрудника УВД Минского облисполкома Максима Новака, Шлянов и Колпаков ехали из Москвы в Витебск… на поезде. И у них даже сохранились билеты.
Выходит, у беглецов хата с краю?
Может оно и так. Следователям видней, как тому жирафу.
А где же Жуков? Около 13 лет Столбцовский РОВД его разыскивал. Более того, два года назад к родителям Владимира Жукова приехал упомянутый выше сотрудник УВД Минского облисполкома М. Новак, наговорил людям устрашающих небылиц: мол, Пчёлов, освободившись из мест лишения свободы, теперь от прежних показаний отказывается, утверждая, что показания у него выбили. А что касается Жукова, пояснял визитёр, то его «убрали» как ненужного свидетеля. И что никаких телодвижений родителям предпринимать не следует. Он (оперативник) в течение двух месяцев постарается вместе с коллегами во всём разобраться по существу и непременно сообщит результаты. Оставил даже номер своего мобильника: 8-029-264-01-74.
Как и следовало ожидать, телефон оказался недоступен, да и «опер» не соизволил выполнить обещание. Милицейские шутки или издевательство над людским горем?
Не зря мать Владимира Жукова после общения с минским визитёром высказала сомнение: «Похоже, это был не милиционер, а соучастник событий 19 мая 1998 года».
Вопросов больше, чем ответов
Позже отцу Владимира Жукова позвонил следователь Первомайского РОВД г. Витебска Е. Козырев и потребовал встречи, чтобы выяснить обстоятельства розыска сына. Отец Жукова отказался сотрудничать по этому поводу. Тогда из трубки грозно донеслось: «Будете доставлены в отдел!».
Через час в квартиру Жукова-отца явился участковый майор милиции. Выслушав хозяина, с пониманием кивнул головой и ушёл с миром.
Позже начальник Первомайского РОВД письменно извинялся за действия подчинённого следователя: дескать, молодо-зелено. Сотрудника милиции, который два месяца назад стал юристом при погонах, можно понять, тем более, как исполнителя указания старшего прокурора отдела по надзору за следствием ОВД прокуратуры минской области Бадюли О. М. Но блюститель закона должен знать права человека, прописанные в Конституции Республики Беларусь, позволяющие не свидетельствовать против себя и родственников. Однако в очередной раз «крутанули нервы» и посыпали солью рану ни в чём не виновным людям. И так на протяжении 13 лет!
Теперь МВД Республики Беларусь попыталось вернуть уголовное дело тринадцатилетней давности на дополнительное расследование. Ведь в нём вопросов больше, чем ответов.
Дело чести для правоохранительных органов находить тех, кто совершает преступления, а не искать чёрную кошку в тёмной комнате. Неужели так называемым правоохранителям невдомёк, что их неуклюжие, а порой грубые телодвижения выглядят как издевательства над гражданами и наносят ущерб авторитету государства?
Не зря временно исполняющий обязанности по должности заместителя начальника Главного управления процессуального контроля МВД Республики Беларусь В. Левкович 01.06.2010 года своим ответом №14/Ж-1 сообщал отцу Жукова, что направлено распоряжение в Столбцовский РОВД с указанием о возобновлении предварительного расследования и проведении конкретных следственных действий, выполнение которых взято на контроль. И надо же, 09.02.2011 года за №4/Ж-1 начальник УПК РП ПР Управления УВД Минского облисполкома В. Васюкович ответил Жукову, что в отношении его сына прокуратурой Столбцовского района отменено постановление о привлечении В. Жукова в качестве обвиняемого и преследование прекращено вследствие недоказанности его вины. Что и говорить: утешили несчастных людей.
Так где же Жуков и настоящие преступники? Ведь потерпевшие граждане из Витебска имеются. По этому разбойному делу осудили Пчёлова, из следственных материалов уголовного дела известно, что при нападении разбойники применяли огнестрельное оружие.
И, даже, один из них был случайно ранен подельником, но лечился в одном из медучреждений под вымышленной фамилией. Или эту версию придумал Пчелов, что бы навешать лапши на уши следователям? Можно предположить, что угодно, вплоть до нечистоплотности следствия. Вот где поле для деятельности сыщикам. А они, похоже, нюх потеряли. Теперь напрашивается очередной и, пожалуй, главный вопрос: почему 13 лет правоохранительные органы терроризировали отца и мать Жукова?
Отец Владимира Жукова, оскорблённый до глубины души действиями работников милиции и прокуратуры, дал слово довести всю эту историю до полной ясности и справедливого завершения. Он письменно обратился к тогдашнему начальнику УВД Витебского облисполкома А. Найденко с просьбой, что бы теперь уже витебская милиция по-настоящему разыскивала исчезнувшего сына, а не занималась отписками как его минские коллеги. В марте 2011 года было возбуждено уголовное дело по факту безвестного исчезновения В. Жукова.
27 мая 2011 года старший дознаватель УД ПР УВД Витебского облисполкома Д. Вашук уведомил, что производство предварительного расследования по уголовному делу № 11013030387 приостановлено на основании п. 6 ч. 1 ст. 246 УПК Республики Беларусь (в связи с необнаружением безвестно исчезнувшего лица).
Правда, в документе имеется дополнение, дескать, в настоящее время проводятся дальнейшие оперативно-розыскные мероприятия по установлению местонахождения В. Жукова.
Одним словом, есть что сказать, да некому слушать. И нет смысла особо упрекать того же оперативника Новака или молодого следователя Козырева. И, даже бывшего генерала милиции Найденко, а вот всю систему МВД Республики Беларусь перестраивать придется и разворачивать ее лицом к людям. К сожалению, добиться этого пока не удается. Ведь и столбцовская и витебская милиция- это одно ведомство. А прокурорского надзора в должной мере нет. Не зря прокурор Витебской области Г. И. Дыско был освобожден от занимаемой должности и по этим основаниям. Надо полагать, что и работа столбцовской прокуратуры, и в целом по республике, не отличается особыми успехами в этом направлении. Иначе, похожих безобразий в работе правоохранительных органов не было бы. Если бы 14 лет назад «столбцовцы» не наскоком проявлялись в Витебске, а подключили к уголовному делу витебских коллег, то по свежим следам преступление возле деревни Колосово, возможно, было бы раскрыто. Но для этого нужно было подумать головой.
Сейчас уже никого не удивишь умением милиции «выбивать показания» у невиновных людей. Наверное, и упомянутый Пчёлов не исключение среди таких жертв. Похоже, «били» не потому месту.
Пелена Михасевича
Достаточно вспомнить дело насильника-душегуба Михасевича, когда в течение 17-ти лет Витебщину накрыла пелена беспредела. Милиция и прокуратура стряпали дела, а суды штамповали приговоры. Тогда пострадали невинные люди. Одного успели расстрелять, некоторые отбывали длительные сроки в местах Севера. Один из них - Валерий Ковалев, отсидевший 12 лет по ложному обвинению, и поныне живет в Витебске. Вот и семь лет назад зря отсидели полгода в СИЗО братья Мурашко, которых подозревали во взрывах в Витебске. Не так давно чудом удалось спасти от «расстрельной статьи» двоих витебских школьников, которые находились под арестом в течение 1,7 года. Несовершеннолетние «сознались» в жутком преступлении. А куда денешься, если люди в погонах умело били, вставляли в рот пистолет детям и пугали изнасилованием. Благодаря настойчивости отца одного из мальчишек, Хачатура Хачатуряна, подозреваемых в убийстве человека суд Могилевской области оправдал. А ведь гособвинитель просил наказать невинных детей 14-летним заключением. Безжалостный конвейер дал сбой. Надолго ли? Хачатурян не юрист, посему, не следователь, но утверждает, что где-то, кто-то убил человека, а изуродованный труп с шестьюдесятью ножевыми ранениями был выброшен на пустыре возле Витебской областной больницы. И в данном случае настоящие убийцы на свободе. Упрятав мальчишек за колючку, сколько бы больших звезд появилось на милицейских погонах.
Или такое. Несколько лет назад сотрудники милиции Октябрьского РОВД г. Витебска избили до полусмерти хирурга УЗ «Больница скорой медицинской помощи» А. Дробыша. Бедолагу прямо из «околодка» доставила «скорая» на операционный стол. Что бы замести следы преступления, «доблестные менты» придумали версию, дескать, Дробыш сам себя травмировал, убегая от милиции, а в отделении прыгал со скамейки на бетонный пол, ударяясь копчиком. Спасая шкуру, люди в погонах нашли и свидетелей, подтверждающих непричастность милиционеров к рукоприкладству. Однако, в силу настойчивости мамы пострадавшего, которая добралась до Генеральной прокуратуры РБ, справедливость восторжествовала, уголовное дело было возбуждено и передано в прокуратуру Железнодорожного района. Напомним, события происходили в Октябрьском районе. В считанные минуты все стало на свои места. Были разоблачены и лжесвидетели, которые учились когда то вместе с командиром преступников, а в настоящее время проживающие в Орше, ну и т.д.
Причастные к преступлению сотрудники милиции осуждены к отсидке за «колючкой». Таких примеров по Витебску можно привести много, и нужно их освещать, иначе в «пелену Михасевича» вновь погрузится Витебщина...
Возможно, оперативник Столбцовского РОВД Максим Новак и прав. Ведь, на бесследно исчезнувшего человека можно списать все. Сумеет ли милиция, а главное, захочет ли разобраться в этом криминале, пока остается под большим вопросом. Но жирную точку в этой истории ставить рано. Однако, жирный минус в работе системы МВД давно заслуженно напрашивается.
Может кому-то покажется, что автор строк сгущает краски. Однако, такая мысль не придет в голову тому, кто хоть раз столкнулся с подобным произволом.
Потеряв надежду на положительны е результаты по розыску сына, Жуков 3 сентября 20011 года направил письмо в Администрацию Президента Республики Беларусь. Однако прошел месяц, а от упомянутого ведомства ни ответа, ни привета. Пришлось попытаться побеспокоить столичных чиновников. Но дозвониться до них весьма сложно: номер или занят или не отвечает. Правда, витебские телефонисты междугородней связи помогли наладить «контакт»
3 октября 2011 года в канцелярии Администрации Президента пояснили, дескать, 9 09 2011 года письмо Жукова направлено Генеральной прокуратуре РБ.
«А почему мне об этом ничего неизвестно?»- задал резонный вопрос витебчанин
На втором конце провода «трубка» фыркнув, пообещала просьбу удовлетворить. Действительно, в тот же день за № 15/2-1376 начальник главного управления по работе с обращениями граждан С.И. Буко направил Жукову ответ, мол, 9. 09. 2011 года ваше обращение направлено Генеральной прокуратуре с поручением, сообщить Вам о результатах рассмотрения.
Как и следовало ожидать, и то ведомство игнорирует Закон «Об обращениях граждан». По сей день, из генпрокуратуры ответа нет. Пожалуй, и не будет. Ведь там «перчаточная» ротация кадров, при которой многое забывается, неуспевается.
Вот такое отношение госчиновников к людскому горю. Наверное. Нет смысла упрекать их в этих грехах. По иному, похоже, они не умеют исполнять свои обязанности, да и не хотят А может вновь созданный «Следственный комитет» сумеет разобраться в «столбцовском деле»?!
ВЛАДИМИР ЖИГУЛОВ
Комментарии