Философы, которые жили до Сократа

Философия Древней Греции...  Её удивительный, короткий, на протяжении жизни всего двух-трёх поколений расцвет в Афинах и мирных греческих городах-полисах (апогей во времена Перикла, с 479 по 431 г. до н.э., до начала Пелопонесских войн) положил начало переходу от мифологического и религиозного восприятия мира к осознанному исследованию реальности.

Греческих мыслителей, живших до Сократа называют досократиками. Прежде всего это Фалес, Анаксимен и Анаксимандр из города Милет. Они первыми отошли от архаического мышления жрецов и занялись исследованием окружающего мира, соединяя в единое целое все доступные им знания. Что есть всё существующее? Что лежит в основе мироздания? Основатель школы Фалес считал, что это вода, Анаксимен - что воздух. Анаксимандр - что некое неопределенное, беспредельное и изменчивое начало – апейрон.

Фалес жил в конце VII – начале VI века до н.э., прибл. с 624 по 548 до н. э., он был из знатного рода, получил хорошее образование. Его называют «тонким дипломатом и мудрым политиком», так как он пытался сплотить города Ионии в оборонительный союз против Персии. Путешественник, торговец, инженер, астроном, один из семи греческих мудрецов. Некоторое время он жил в Египте, учился у жрецов, есть мнение что именно он привез геометрию из Египта и познакомил с ней греков. Его деятельность привлекала последователей, что и привело к возникновению милетской школы.

Фалес утверждал, что одушевлённая вода является источником всего существующего. Всё известное об учении Фалеса происходит из вторичных источников, сочинения Фалеса не сохранились, но по свидетельству Диогена Лаэртского ему принадлежат работы «О поворотах Солнца и равноденствии», «Судоводная (морская) астрономия». Фалес изучил движение Солнца по небесной сфере, вычислил время солнцестояний и равноденствий, определил угловой размер Луны и Солнца; и нашёл, что размер Солнца составляет 1/720 часть от его кругового пути, а размер Луны — такую же часть от лунного пути. Он первым стал утверждать, что Луна светит отражённым светом и что её затмения происходят тогда, когда она попадает в тень Земли, а затмения Солнца происходят тогда, когда между ним и Землей проходит Луна. Фалес предсказал затмение Солнца (по современным вычислениям это было затмение 28 мая 585г. до н. э.)., что и сделало его знаменитым. Он ввёл календарь по египетскому образцу, в котором год состоял из 365 дней, делился на 12 месяцев по 30 дней, пять дней выпадали. Он разработал геометрический метод вычисления расстояния с высокой точки на берегу до корабля, вычислил по длине тени высоту египетских пирамид, заложил основы «морской астрологии» и нашел звезду, по которой можно определить направление на Север. Говорят однажды Фалес предсказал урожай оливковых, скупил маслобойни и, сдавая их в аренду, разбогател так, что возлюбленная перестала упрекать его в непрактичности.

Принципиально важен вывод Фалеса: знания допускают проверку, которую могут осуществить не только жрецы, но и все желающие. Стало ясно, что результаты исследования природы воспроизводимы и в отличие от мистических переживаний «слияния личности жреца с Абсолютом» это уже рациональные поиски знаний, осмысление явлений природы. Философы милетской школы демифологизировали природу и открыли путь к становлению науки.


Пифагор (около 570- 500 гг. до н.э.) - математик и астроном. Предполагают, что он впервые употребил слово «философия» только для того, чтобы отделаться от назойливых вопросов сограждан насчет урожая оливок, намекая, что он не всеведущий мудрец, а всего лишь «любитель мудрости». В основе мира Пифагор полагал число и гармонию как формообразующее начало упорядоченного Космоса. Его теории применялись в музыке, в акустике, в геометрии. Пифагор верил в существование священных чисел, душу мыслил как «самодвижущееся число, способное возвысится до Бога». У пифагорейцев были странные запреты и предрассудки. Бесспорно, он оказал влияние на Платона.

Гераклит из Эфеса (около 540-480 гг. до н.э.) утверждал, что Космос не создан никем из людей и никем их богов, а всегда был, есть и будет вечно меняющимся живым огнём, «чистой сущностью», причём борьба многих противоположных сущностей (например, воды и огня) порождает многообразие вещей. «Всё течет и всё изменяется», «В одну реку нельзя войти дважды», - говорил он.

Парменид (540 – 470? до н.э.) из Элеи хотел совместить единое первоначало милетцев и множественное Гераклита. Он не говорит о конкретных субстанциях, а ставит вопрос об отношении между бытием и мышлением, вопрос о небытии, который полностью не решен и до сих пор. Рассуждал он так: бытие не возникает и не погибает, так как это означало бы переход в небытие. А «небытия нет, ибо небытие невозможно ни познать, ни высказать». Бытие неделимо, неподвижно, вечно, вездесуще, значит, движению места не остаётся, оно есть только кажимость. Через много веков Пушкин напишет:

Движенья нет, сказал мудрец брадатый.

Другой смолчал и стал пред ним ходить.

Сильнее он не смог бы возразить.

Забавный случай сей

Другой пример на память мне приводит:

Ведь каждый день пред нами Солнце всходит,

Однако прав упрямый Галилей.

Но Парменид не отрицал движение, он лишь говорил о невозможности помыслить движение непротиворечиво. Он заметил несовпадение мышления и ощущения, сущности и кажимости, что заставило усомниться в достоверности чувственных восприятий. А это уже теоретическое мышление, рождение философской рефлексии. Его ученик Зенон (ок. 515 – 430 до н. э.) создал сорок доказательств правоты учителя. Сохранилось девять. Это так называемые апории (греч. «а» - частица «не» и «порос» — выход). «Ахиллес и черепаха», «Лысый», «Стрела» и др. В самом деле: чтобы догнать черепаху надо сначала пробежать половину пути, но за это время черепаха тоже немного продвинется, опять надо Ахиллесу половину половины преодолевать, но и черепаха двигается. Если это рассуждение продолжать, не используя неизвестную тогда теорему о сходящихся рядах, то получается, что никогда быстроногий грек не догонит черепаху, что противоречит очевидности. А с потерей какой по счету волосинки можно назвать человека лысым? А находится ли в точке пространства острие летящей стрелы? Если находится – то стрела не летит, а если летит, то где находится? Так Зенон показывает противоречивость подобных рассуждений и необходимость осмысления употребляемых нами понятий и форм построения суждений. Это уже шаг к развитию логики, указание на то, что нельзя допускать нарушения логических законов.

Левкипп (500-440) и его ученик Демокрит (460-370 до н.э.) – атомисты. Их так называют потому, что они пришли выводу о том, что всё в мире состоит из невидимых и неделимых частиц (атомов) и пустоты. И сделали они это чисто умозрительно, а вовсе не потому, что увидели пылинки в воздухе. Они рассуждали так: бесконечное деление невозможно, т.к. привело бы к небытию. Следовательно, у каждого вещества есть далее неделимые частицы. По-гречески – атомы. Вечные и неуничтожимые. Между ними – небытие, пустота. У каждого вещества атомы разные, у горчицы – с крючками, у соли – ромбики, у души – мельчайшие шарики и т.д. В их вихревом движении рождается множество миров. Всё зависит от движения атомов и ничего не возникает беспричинно. Демокрит разделял знание и мнение. Он думал, что истинное знание есть знание вечных неизменных истин об атомах, а мнение – это поверхностное знание о воздействии разных вещей на наши органы чувств. В мнении существует сладкое, горькое, тёплое, разные цвета, «а в действительности существует только атомы и пустота». Но в ощущении мы можем получить и истинное знание, поскольку ощущение – копия вещи, которая отделяется от вещи и проникает в наши органы чувств. А ум упорядочивает ощущения и помогает понять то, что недоступно чувствам. Например, атомы.

Вы заметили ошибки и раскритиковали? Вам легче, вы живёте в XXI веке, знакомы с современной теорией познания, а каково было Демокриту?

Досократики давали различные ответы на мировоззренческие вопросы, но их заслуга в факте их постановки. Они начинали с нуля, их знания были синкретичны, то есть не разделены на различные «предметы». Ещё не было научной и философской традиции, впервые в истории им предстояло преодолевать мифологическое восприятие мира и они это сделали, открыв путь для развития науки. Впрочем, самые разные мифы сохраняются и в наши дни.