Графология завоевывает себе место под солнцем

На модерации Отложенный

О графологии пишут много в последнее время. Есть энтузиасты, которые влюблены в эту науку, а есть прожженные пессимисты, резко отрицающие её научность. Как правило, пессимисты аргументируют свои выводы на некоторых публикациях 50-ти и 100-летней давности. Да действительно были слабости у графологии в прошлом, что-то угадывалось, а что-то противоречило реальности.  Критики прошлого в чем-то были правы. Однако верно и то, что критиковали на тот момент молодое направление психодиагностики. Графология переживала болезнь своего детства. Признакам почерка приписывалась слишком  конкретная характеристика, часто случайная.

 

Например, первый графологический фундаментальный труд французского католика Мишона грешил многими случайными связями между почерком и особенностями личности. Графология Мишона можно охарактеризовать как графологию изолированных признаков с постоянным значением. Она основывалась на формальных элементах почерка и придавала преувеличенно большое значение некоторым формам. Современная графология во многом отвергла систему Мишона, переработав и придав ей основательность. Первым критиком Мишона был Крепье-Жамен.

 

Современные критики графологии во многом основываются на критике Мишоновских положений. Ясно, что они не правы. Это всё равно, что критиковать астрономию по Аристотелевским трактатам, а химию по трудам алхимиков.

 

Крепье-Жамен придал графологии системный характер и структурированность. Самое главное, что он сделал, это отменил признаковый подход, когда одному признаку присваивалось одно значение.

У Крепье-Жамена одному признаку соответствует набор значений и одному свойству личности соответствует несколько признаков почерка.  Таким образом, была введена многофакторность. Один признак - несколько значений. Одно свойство - несколько признаков.

 

Крепье-Жамен определил основные категории  элементов почерка, которые сегодня составляют основу французской школы графологии. Вот эти 7 категорий: размер, форма, нажим, скорость, направление, организация и непрерывность. Для каждого элемента в почерке, он определил диапазон возможных значений и настаивал на том, что значение того или иного знака в почерке не является фиксированным. Его роль и интерпретация может различаться в зависимости от других особенностей письма.

 

Иными словами, ни один признак почерка не может определять свойство автора письма, если он не поддержан другими факторами почерка. Эти положения Крепье-Жамена  в настоящее время принимаются графологами всех школ мира. На этом стоит современная графология. За полтора века своего существования качество анализа личности по почерку существенно улучшилось. Можно сказать, что этот вид диагностики является одним из самых точных. Психологические опросники  в 500-600 вопросов дают такую же точность оценки. Меньшее количество вопросов (несколько десятков) резко снижает точность.

 

Приятным отличием графологического анализа от опросников является большая легкость для тестируемого. Согласитесь, что написать пару страниц любого текста легче, чем отвечать на 500-600 вопросов.