Несколько слов о русской литературе
На модерации
Отложенный
Скажу сразу : она жива.
Человек вдумчивый, реальный, крепко стоящий на ногах и давно променявший юношеские розовые стеклышки на разноцветные выпуклости высококачественных европейских ликеров меня, пожалуй, не очень поймет. Скорее всего, такой человек только зевнет скучно и поищет что-нибудь про монетизацию бренда ... Впрочем, я не буду сегодня писать неприличности, буде же таковы и составлены на языках латинянских. Ибо негоже при рождении нового чуда, как и при рождении нового человека, не пристало сквернословить, а только умиляться, улыбаться и надеяться, что вот это чудо, пришедшее в наш грешный мир требовательно и зримо сможет, наконец, оставить позади весь морок старых мутных и гнилых метаний и сделать этот мир чище и правильнее.
Я сейчас говорю о новом романе Александра Терехова "Немцы". Вообще, одно это словосочетание "писатель Александр Терехов" вызывает у меня чувство ... Вы помните ваши ощщущения, когда вы впервые прочитали "Остров Сокровищ" ? Выступили на школьном собрании ? Поцеловали девушку ? Услышали "Fireball" ? Взяли на руки своего первого ребенка ? Попробовали Hennessy ? Это ни с чем не сравнимое чувство всепоглощающей радости, уверенности в себе, твердости и незыблимой веры в хорошее. Этот человек ..., нет, этот - Человек с большой буквы - не дает угаснуть слабому огоньку надежды в огромном, всепоглощающем потоке пошлости и бизнес-поделок. Надежды на возрождение традиций Толстого, Достоевского, Чехова. Надежды на духовное - духовное ! - возрождение русского народа.
Удивительно, но я запомнил этого писателя после прочтения одной короткой его повести в конце 80-х или начале 90-х, если мне не изменяет память. Я абсолютно не знаю, чем он занимался 20 лет и что писал, но год назад он снова появился с романом "Каменный мост", и - это был тот же самый Терехов ! Правда, сам роман оставил у меня двойственное впечатление. С одной стороны, этот язык, проникающий в самые глубины твоей души и не дающий оторваться от весьма внушительного тома (в моем случае - весьма объемного файла), с другой стороны - а это об чем ?
Конечно, как любят выражаться профессиональные футболисты низших лиг, мастерство не пропьешь, однако, опять же исходя из околофутбольной мудрости, можно было и выиграть. То есть, от прочтения романа осталось некое ощщущение недосказанности, как будто большой мастер разминается, пробует начальные веса и говится к большому рывку.
Так и произошло. Роман "Немцы" это взрыв, это великая вещь. Мастер, наконец, поднял голову, вдохнул полной грудью и обрушил всю мощь свего таланта на наши слабые, метущиеся и рефлексирующие души. Конечно, поначалу кажеться, что чуть-чуть Сорокина автор все же капнул, ибо "День опричника" - невероятно сильная вещь. Но в дальнейшем становится ясно, что "Немцы" так же далеки от "Дня опричника", как выступления группы "Шпандау балет" от спектаклей Большого. Ибо что есть "День опричника" ? Это есть то, что высоколобые интеллектуалы называют антиутопией, новой сатирой, эстетикой абсурда и еще всякими разными бессмысленными и пустыми фразеологическими оборотами, призванными скрыть бессмысленность и пустоту содержания произведения. Ибо блестящее и талантливейшее по стилистике и словооформлению произведение Сорокина абсолютно ничтожно по сути. Там нет человека, там нет добра, там нет зла, зато там есть тренд, там есть тусовка, там есть западный (заокеанский) издатель. И еще, наверное, темные колодцы души автора, в которые ему вольно пускать всех желающих. Совсем другое - Терехов. Его герой - циничный, беспомощный, подлый, сентиментальный, коррумпированный, сострадающий - это один из самых поразительных и достоверных портретов русского человека пост-перестроечного периода. Это именно ЧЕЛОВЕК, и это, пожалуй, одна из самых больших ценностей этого произведения. И именно это связывает его с великими русскими гуманистами. Ну и, конечно, немыслимый, небывалый талант, русский язык, сочный и яркий, быстрый, путанный, сложный и доходчивый, острый и нежный, проходящий рассудок транзитом и оседающий сразу в подсознании, и не дающий успокоится и забыть.
Что примечательно, я прочитал еще только половину книги. Интересно, что я напишу, прочитав ее полностью ?
Комментарии
Комментарий удален модератором
"Морской Старик и богадельня у моря"
Крысобой. Мемуары срочной службы – добавлено 03.11.12
Это невыносимо светлое будущее
Каменный мост
Немцы
Собрание сочинений Терехова. за 1 минуту.
Я пока пас--пойду читать.
\
наст. литературой не пахнет - сникерс с дустом...;-)
Комментарий удален модератором
Застыл у автомобильного окна, на укачивающем заднем сиденье, и не сразу понял, машина тронулась с места или по обочине двинулся дом, зажигались окна и шевелилась за шторами вечерняя жизнь. Сделать бы замечательным этот день, какойнибудь годовщиной защиты диплома. Внезапной радостной новостью. Свалившимся на голову счастьем. Он вскрикнул..." Терехов "Немцы".
И это "великая вещь"???
Да уж... хоть Бунина или Куприна почитайте сначала, чтобы говорить о Русском языке и Русской литературе.
А он на серьезе восхищен.
Это называется полный отпад(((
За сэкономленное время отдельное спасибо.
А значит очередная чушь выросших и выучившихся за годы уничтожения страны.
Но думаю будет полезен "оккупантам". Пусть про себя почитают.
Одним из героев этого романа и является Артемий Троицкий.
Поэтому восхищение автора новым супер-пупер произведением, где наконец-то показан "поразительный и достоверный" портрет современного русского русский: "циничный, беспомощный, подлый, сентиментальный, коррумпированный, сострадающий" уже не удивляет
Только вот почему-то жаль совеременную литературу....
Как сказал один сатирик, "Увы, мы серьезно переоцениваем способность нашей аудитории к интеллектуальной игре"".
Предполагается, что незримый собеседник автора, ничтоже сумняшеся, смеет утверждать, что русская л-ра умерла, и что автор горячо опровергает это опрометчивое суждение. Разумеется, русская л-ра не умерла, и категорическое заявление о ее существовании уже комично. Не стоило бы копья ломать! Но ломает же! И как автор доказывает свою утверждение? - Ссылкой на малоизвестного писателя, чей сомнительный дар тут же опровергается многочисленными подчеркнуто преувеличенными восторгами и, одновременно, явной критикой рекламируемого писателя. Чтоб уж сомнений не осталось.
Если же автор уверяет, что не троллит, а лишь впечатление такое, то остается предположить, что его устами, помимо его воли говорит кто-то другой. Как это случилось с Волькой Коростылевым на экзамене по географии. Или с волшебником Биламом из Месопотамии. Впрочем, и ослица его тоже заговорила не по своей воле.