«СЕВЕРНЫЙ КАВКАЗ: СЛОЖНОСТИ ИНТЕГРАЦИИ»

Москва/Стамбул/Брюссель: Вооруженный конфликт на Северном Кавказе - самый кровопролитный в современной Европе. Только за 9 месяцев 2012 года его жертвами стали как минимум 574 человека, и не похоже, чтобы противостояние близилось к завершению.

В двух докладах, выпускаемых одновременно в рамках нового проекта Международной кризисной группы, исследуются причины конфликтов в регионе и проблемы, с которыми Россия сталкивается в процессе его интеграции. В докладе «Сложности интеграции (I): этничность и конфликт» описаны межэтнические противоречия, вскрывшиеся после распада Советского Союза. Во втором докладе «Сложности интеграции (II): Исламский фактор, вооруженное подполье и борьба с ним» анализируется рост влияния фундаменталистского ислама, конфликт между суфиями и салафитами, вооруженное подполье и борьба государства с ним. Третий доклад (будет опубликован в ближайшие месяцы) посвящён исследованию качества государственного управления, вопросам верховенства права и развития экономики, и включит в себя рекомендации по вопросам, затронутым во всех трех частях этой серии.

Требования этнических групп, взаимоисключающие исторические нарративы, конкуренция за землю и за возможность влиять на принятие решений, - всё это приводит к росту напряженности в ряде многонациональных регионов Северного Кавказа, особенно в Дагестане, Кабардино-Балкарии и Ставропольском крае. Неразрешенные противоречия уже повлекли за собой преступления на почве этнической вражды, акции протеста и столкновения. Возрождение национальных движений, наблюдаемое в последние годы, изменения в законодательстве о политических партиях и возвращение выборов глав регионов, - всё это не может не способствовать росту значимости этнического фактора в политической жизни региона.

Подполье, которое сегодня практически ежедневно организует нападения на Северном Кавказе, а порой в Москве и других городах страны, изначально ассоциировалось с чеченским сепаратизмом, но постепенно превратилось в джихадистское. Однако причины, порождающие насилие, во многом кроются в нерешенных этнических и внутриконфессиональных противоречиях, в правовом беспределе и недостаточной интегрированности региона.


Вызовы, связанные с этнической мобилизацией и сепаратизмом, наиболее остро проявились в Чечне, где в результате двух кровопролитных войн погибли десятки тысяч человек. Крах чеченской государственности и жестокость, с которой Москва отреагировала на проявление сепаратизма, способствовали трансформации националистического дискурса в исламистский, с элементами джихадизма. Чеченский конфликт оказал глубокое влияние на весь регион, где сейчас действует вооружённое подполье.

Неразрешенные противоречия создают питательную среду для этого подполья, которое с 2007 года объединено под единым командованием и добивается создания регионального политического образования, основанного на строгом соблюдении норм шариата. Боевики больше не ввязываются в масштабные столкновения с российской армией, однако все еще нападают на силовиков, чиновников и представителей традиционного духовенства, и совершают террористические акты, в том числе и в Москве.

Государство отвечает на эти вызовы преимущественно силовыми методами. Руководству силовых структур предоставлено значительное пространство для маневра, особенно в вопросах объявления и проведения контртеррористических операций. Жесткие силовые методы, включающие похищения и насильственные исчезновения людей, пытки и убийства, способствуют тому, что подполье не испытывает трудностей в рекрутировании новых членов. Иная модель, апробируемая в Дагестане и Ингушетии, подразумевает более открытую религиозную политику и создание комиссий по адаптации бывших боевиков. Какой подход возьмет верх, в конечном итоге, определит методы и скорость, с которой конфликт будет решен.

Долгосрочный и комплексный подход, включающий продуманную этническую политику, содействие внутриконфессиональному диалогу, верховенство права и укрепление государственных институтов может заложить основы устойчивого мира на Северном Кавказе.